Последний полет пассажирского самолета Focke-Wulf Fw 200 (D-AMNE) Pommern
Статья Ганса Вернера Нойлена (Hans Werner Neulen) «Der letzte Flug der Fw 200 D-AMNE «Pommern»» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 4/2001 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в марте 2017 года и выкладывается на сайт в 75 годовщину гибели пассажирского самолета Focke-Wulf Fw 200 Pommern (D-AMNE).
Содержание:
Предисловие редакции: Что действительно произошло с пассажирским самолетом Focke-Wulf Fw 200 Pommern во время его полета из Штутгарта в Барселону? После долгих поисков и исследований на эту тему лишь спустя 56 лет удалось выяснить что же случилось с исчезнувшей тогда машиной авиакомпании Lufthansa.
Вечером 22 сентября 1944 года флюгкапитан авиакомпании Lufthansa Гельмут Лиман (Helmut Liman) получил в Эхтердингене (Echterdingen) метеосводку для маршрута K.22 Штутгарт – Барселона:
«В основном плотная облачность с нижней границей 1000 метров над уровнем моря. До Шварцвальда легкий дождь, над Альпами дождь, частично сопровождаемый сильным ветром и грозой. Верхняя граница 2500 метров над уровнем моря. Зона повышенного давления (Quellungen) в большинстве случаев до 4000 метров. На пути к Южной Франции небо постепенно проясняется и в целом хорошая видимость. Над Пиренеями почти до гребней гор облачно. Над Испанией облачность снижается. Нижняя граница облаков 500-1000 метров над уровнем моря, верхняя граница облаков 2000 метров над уровнем моря. Видимость в основном хорошая в пределах 10-30 км. Ветер на высоте 4000 метров, направление 300° со скоростью 80 км/ч. Постепенно скорость ветра снижается до 50 км/ч, над Испанией ветер направление 320° и скорость 30 км/ч».
Расположенный в Штутгарте командный пункт истребительной авиации сообщил, что самолеты противника не замечены. Отсутствие самолетов противника стало одной из предпосылок для старта самолета, поскольку летом-осенью 1944 года Штутгарт-Эхтердинген подвергался частым нападениям бомбардировщиков и истребителей союзников. Так, например, 9 августа 1944 года находившиеся на этом аэродроме DC-2 (HB-ISI) авиакомпании Swissair и Ju-90 (D-AURE) Bayern, принадлежащий DLH, стали жертвами атаки шести американских самолетов-истребителей Lockheed P-38 Lightning, а 5 сентября этого же года Ju-52/3m (DAQIJ; зав. номер 7053), зафрахтованный авиакомпанией Iberia у авиакомпании Lufthansa, был обстрелян истребителями противника и сгорел.
Флюгкапитан Лиман решил лететь. Он родился 13 мая 1905 в Страсбурге, состоял в браке и был отцом троих детей. К моменту своего последнего полета флюгкапитан Леман был очень опытным летчиком-«миллионером», преодолевшим по воздуху суммарное расстояние в 1250482 километров. Его летная карьера началась 1 апреля 1930 года в авиакомпании Deutschen Verkehrsflug AG, Фюрт. 1 марта 1934 марта он перешел на работу в авиакомпанию Lufthansa. В 1935 году в течение шести месяцев флюгкапитан Леман летал в совместной немецко-советской авиакомпании Deruluft.
После начала войны с Польшей флюгкапитан Леман летал в качестве командира экипажа транспортного самолета в авиагруппе KG z.b.V. 172. Затем он работал летчиком-инструктором в 3-й, 7-й и 6-й летной школах, обучавших слепым полетам, (Blindflugschulen – BFS) 3,7 и 6. В сентябре 1940 года флюгкапитан Леман был переведен во Францию в разведывательную авиагруппу KG 40, осуществлявшую поиск над Атлантическим океаном кораблей противника и наведение на них немецких подводных лодок. Позднее он командиром этой эскадрильи, выполнял штабную работу и вышел в отставку в звании майора. До 15 мая 1943 года флюгкапитан Леман выполнил 60 полетов над Атлантикой и Средиземным морем, за что был награжден железными крестами II-й и I-й степени и фронтовой летной пряжкой в золоте. В Атлантике Liman потопил два корабля противника. Согласно его послужному списку Леман был очень опытным и надежным командиром. В середине 1944 года отставной майор Леман перешел на работу в авиакомпанию Lufthansa и вновь показал себя незаменимым работником.
Вторым членом экипажа был старший бортмеханик Генрих Папенхаген (Heinrich Papenhagen), родившийся 17 мая 1895 года в Бюргезенде/Доберане (Bürgesende/Doberan). Папенхаген состоял в браке, был отцом двух детей и также был старым опытным специалистом. С 1 июля 1934 года он работал в авиакомпании Lufthansa в общей сложности пролетел по воздуху впечатляющее расстояние в 3031250 километров. Примерно половину этого расстояния – 1686070 километров – пролетел старший бортрадист Лео Амфлетт (Leo Amphlett), родившийся 12 марта 1910 года в Москве. Он также был женат и имел трех детей. В 1920-е годы он служил в гражданском флоте после того как покинул воинскую службу в звании старшего фельдфебеля. Служил старшим радистом на торговом судне «Бремен» (Bremen). 20 октября 1933 года Лео Амфлетт перешел работать в авиакомпанию Lufthansa. После начала Второй Мировой войны он служил в различных соединениях Luftwaffe, в штабе воздушных перевозок фюрера, в базировавшейся в Темпльхофе эскадрилье транспортных самолетов и BFS 3. В мае 1943 года был переведен в авиакомпанию Lufthansa.
И так, вскоре после 20:00 флюгкапитан Лиман запустил четыре двигателя BMW своего Fw 200 D-2 D-AMHL Pommern (не следует путать с Fw 200 D-AXFO Pommern, который в 1939 году стал собственностью бразильской авиакомпании Syndicato Condor). Этот самолет с заводским номером 0021 был поставлен авиакомпании Lufthansa в октябре 1940 года, однако в ней самолет не эксплуатировался. До января 1943 года Fw 200 Pommern находился в составе ВВС Германии и, имея военный номер NA+WN, использовался в качестве рейсового пассажирского самолёта и опытного самолёта компании Focke-Wulf. Затем Fw 200 был передан 290-й военно-транспортной эскадрилье и весной 1943 года действовал с расположенного в центральной Италии аэродрома Гроссето (Grosseto). В июле 1943 года самолет был возвращен авиакомпании Lufthansa.
Топливные баки Fw 200 D-2 D-AMHL Pommern вмещали 4000 кг бензина, и сам самолет был загружен почти до максимального допустимого веса и был равен 17500 кг. Вес багажа был равен 80 кг, груз имел вес 815 кг. На самолете также были 497 кг почты и 5 пассажиров: испанские врачи Антонио Васкес де Кал (Antonio Vazques de Cal), родившийся 29 сентября 1910 года в Эль-Ферроле, и Хулио Пена Хордаин де Рошеплате (Julio Pena Jordain de Rocheplate), родившийся 16 ноября 1915 года в Мадриде, немецкий криминальный и полицейский атташе в Мадриде Пауль Винцер (Paul Winzer), родившийся 24 июня 1908 года в Коттбусе (женат, двое детей). Еще двумя пассажирами на борту самолета были господин Штарк (Stark) из Штутгарта и господин Ланге (Lange) из Берлина. Один из них был офицером Абвера работавшим в Лиссабоне.
В 20:15 Pommern без проблем взлетел. На первом этапе полета Fw 200 D-2 D-AMHL Pommern должен был лететь на высоте 1500 метров вдоль границы со Швейцарией. Высота полета была равна 1500 метров. Радиосвязь между самолетом и наземными радиостанциями, расположенными в Штутгарте и Барселоне, не поддерживалась. Большая часть маршрута полета проходила над занятой войсками противника территорией, поскольку к этому времени вермахт уже оставил большую часть Франции. В Барселоне с полуночи с нетерпением ожидали прибытия D-AMH, но самолет не прибыл и все, что с ним произошло, навсегда осталось в неизвестности.
28 сентября в 2:05 утром расположенная в Барселоне коротковолновая радиостанция передала в Штутгарт сообщение о том, что самолет не прибыл к месту назначения. Попытки прояснить ситуацию оказались безуспешными. Fw-200 исчез. В авиакомпании Lufthansa предположили, что
«самолет во время полета в условиях плохой видимости и полета по приборам оказался в потоках воздуха, направление которого оказалось иным, нежели указывалось в сводке погоды. Экипаж был вынужден снизить высоту полета и столкнулся с землей, или же самолет был потерян в результате встречи с самолетами противника».
(сообщение от 20.10.1944 года).
Безуспешные поиски
Более пятидесяти лет судьба Fw 200 D-AMHL Pommern, его экипажа и пассажиров оставалась неизвестной ни в Германии, ни зарубежом. Авиакомпания Lufthansa в 1946 году с помощью французской авиакомпании Air France попыталась выяснить, что все же случилось с самолетом и летевшими на нем людьми. Но эта попытка оказалась безуспешной. В 1945 году появилось сообщение о том, что живого Лео Амфлетта видели в Мюнхене. В отчаянье близкие родственники покойных в послевоенные годы обращались за помощью в Немецкий Красный крест и прочие организации, но и там не имелось никакой информации. В конечном итоге летевшие на Fw 200 D-AMHL Pommern люди были официально признаны умершими. Так, например, Пауль Винцер официально был объявлен погибшим только в 1970 году.
Автору данной статьи в 2000 году стало известно, что английская служба дешифровки сумела определить маршрут полета самолетов авиакомпании Lufthansa при перелетах из Германии в Испанию. Имелось сообщение службы дешифрования от 23 августа 1944 года, в котором говорилось, что самолеты данной авиакомпании с 21 августа будут совершать полеты по маршруту
«Штутгарт – Фрайбург – Бельфор – Шалон-сюр- Сона (Chalon sur Saone) – Клермон-Ферран (Clermont Ferrand) – Каркассонн – граница Испании».
Но английские истребители не были причастны к исчезновению Fw 200 D-AMHL Pommern.
С гораздо большей вероятностью к гибели Fw 200 D-AMHL Pommern приложила руку американская служба радиолокационного наблюдения за воздушным пространством. В середине сентября 1944 года ее персонал обнаружил, что каждый день – чаще всего в период между 21:00 и 22:00 среднего гринвичского времени (СГВ) – не идентифицированный самолет вылетает из района Штуттгарта в направлении испанской границы. Полет в обратном направлении осуществлялся на следующее утро между 3:30 и 4:30 СГВ.
Для перехвата этого «незваного гостя» 415-я эскадрилья ночных истребителей ВВС армии США (415th Night Fighter Squadron USAAF), которая имела на вооружении перехватчики Bristol Beaufighter M.VI и которая включала в свой состав 52 офицеров и 212 нижних чинов, 25 сентября 1944 года была перебазирована на аэродром в Дижоне. Командовал этой эскадрильей капитан Гарольд Ф. Огспургер (Captain Harold F. Augspurger). Из-за плохой погоды вылет на перехват самолетов данной эскадрильи был перенесен с вечера 26 сентября на более позднее время. На следующий день 27 сентября в 20:07 СГВ, американская радиолокационная станция в Дижоне обнаружила летящий Fw 200 D-AMHL Pommern. После этого капитан Огспургер поднял в небо свой Bristol Beaufighter с аэродрома Дижон-Лонгвик (Dijon-Longvic) с целью перехвата неизвестной машины.
В 20:20 СГВ оператор бортового радиолокатора американского истребителя 2-й лейтенант Остин Дж. Петри (2nd/Lt. Austin G. Petry) зафиксировал первый контакт с чужим самолетом. Приблизившись к этому самолету на расстояние около 1000 футов (примерно 300 метров) капитан Огспургер идентифицировал обнаруженный самолет (Fw 200 D-AMHL Pommern) как немецкую машину. В своем докладе об уничтожении самолета противника командир экипажа отметил следующее:
«Обратив внимание на форму хвостового оперения немецкого самолета, я идентифицировал его как Ju 52 или Fw 200. Машина летела по прямой на высоте 8500 футов (около 2500 м). Я выпустил трехсекундную очередь с упреждением 20°. Мне было видно, что снаряды попали в правую консоль крыла и в двигатели. Самолет противника сразу же загорелся и упал на землю в 20:30 СГВ… Более точная идентификация типа самолета, сделанная позднее на месте его падения, подтвердила, что речь шла об самолете типа Fw 200 K».
Капитан Огспургер сбил невооруженный гражданский самолет. У находившихся в кабине D-AMHL трех опытных членов экипажа, подвергшихся этой неожиданной атаке ночного истребителя, не было никаких шансов как-то отреагировать или уйти.
В Сен-Николя-ле-Сито (Saint Nicolas les Citeaux), расположенном в 25 километрах юго-восточнее Дижона и в 17 километрах северо-восточнее Бона (Beaune) этим вечером был небольшой праздник, и жители разожгли небольшой костер. Затем жители услышали звуки работающих двигателей и стрельбу пулеметов. Некоторые дети испугались и спрятались. Затем французы увидели горящий самолет. Хвост этого самолета оторвался, и через несколько секунд после этого машина упала на землю в нескольких сотнях метров севернее Сен-Николя-ле-Сито неподалеку от леса Виллебишот (Villebichot). Грунт в этом месте был сырым, и обломки Fw 200 D-AMHL Pommern стали погружаться в грунт. Одного из находившихся в самолете людей выбросило при ударе машины о поверхность земли, а остальные сгорели в самолете. Американские военные и французские гражданские лица и партизаны обследовали обломки самолета, забрали почту, хирургические инструменты, документы и прочий груз, находившийся на борту самолета. Отец Бенигн (moine Benigne) из аббатства Сито отпел погибших немцев. Тело, выброшенное из самолета, и части тел людей, оставшихся в сгоревшем самолете, были похоронены на местном кладбище.
Авиакомпания Lufthansa продолжила полеты
Если союзники полагали, что им удалось прервать воздушное сообщение между Испанией и Третьим рейхом, то они ошибались. Наоборот руководство авиакомпании Lufthansa сделало соответствующие выводы из данной катастрофы и изменило маршрут полета сместив его на восток в направлении Генуи. В октябре 1944 года на испанском маршруте стали использовать самолеты типа Ju-290 с установленной в задней полусфере системой предупреждения об излучении радиолокаторов противника FuG 217 R Neptun, наличие которой позволило повысить безопасность полетов. Полеты продолжались и далее и еще в апреле 1945 года в Каталонии садились самолеты с эмблемой на борту в виде журавля (символ авиакомпании Lufthansa).
На месте падения самолета о катастрофе напоминал неглубокий кратер, который был заполнен водой. В 1980-е года строительное подразделение ВВС Франции сумело достать два двигателя BMW, которые были установлены на Fw 200 D-AMHL Pommern.
Затем на месте катастрофы опять наступила тишина. Время от времени местные крестьяне обнаруживали на поле некоторые элементы конструкции сбитого ранее немецкого самолета. Многие семьи из числа местных жителей Сен-Николя-ле-Сито стали свидетелями этой катастрофы и владеют останками машины или груза. И сегодня в этой небольшой французской общине ходят слухи, что на борту сбитого Fw 200 с опознавательными знаками D-AMHL, должны были находиться женщины, дети и драгоценности…