Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Кровавая пятница 13 ноября 1942 года завершилась поражением японского флота. Вице-адмирал Абэ Хироакэ потерял линкор «Хиэй» и два эсминца, не выполнив свою главную задачу — обстрел аэродрома Хендерсон-Филд. Американцы тоже понесли тяжёлый урон: соединение адмирала Дэниела Каллахэна (оперативные группы 67.4 и 62.4) было разгромлено и вышло из боя. Конвой японских транспортов продолжал движение к Гуадалканалу, для его безопасной проводки требовалось нейтрализовать аэродром Хендерсон-Филд.
Последние козыри сторон
В руках вице-адмирала Уильяма Хэлси оставались 16-е и 64-е оперативные соединения, в том числе авианосец «Энтерпрайз», а также два главных козыря, о наличии которых японцы не подозревали — новейшие линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота». Не зная о них, адмирал Ямамото решил продолжать выполнение главной задачи, причём прежними силами. Он приказал командующему 2-м флотом вице-адмиралу Кондо Нобутакэ организовать обстрел аэродрома в ночь с 14 на 15 ноября, одновременно прикрывая шедший к Гуадалканалу конвой с частями 38-й пехотной дивизии.
Вечером 13 ноября адмирал Кондо с авианосцем «Дзуньё», линкорами «Конго» и «Харуна», тяжёлыми крейсерам «Атаго», «Такао» и «Тоне», лёгким крейсером «Сендай» и тремя эсминцами находился в районе атолла Онтонг-Джава — к северу от Соломоновых островов и примерно в 500 милях восточнее Рабаула. Юго-западнее него, в районе острова Шортленд, находилось Соединение Внешних Южных морей вице-адмирала Микавы Гунити — тяжёлые крейсера «Майя», «Судзуя», «Тёкай», «Кинугаса» (7-я дивизия крейсеров), лёгкие крейсера «Исудзу» и «Тенрю», а также восемь эсминцев. Соединение эсминцев прикрытия адмирала Танаки сопровождало конвой из 12 транспортов, шедший к Гуадалканалу по проливу Нью-Джорджия (американцы называли его «Слот» — Щель). Конвой должен был достичь острова после заката 14 ноября.
Однако Кондо так и не решился бросить в бой все свои силы. «Конго», «Харуну» (3-я дивизия линкоров) и «Тоне» он оставил возле Онтонг-Джавы, взяв с собой только два тяжёлых и один лёгкий крейсера. Далее к его Ударному соединению присоединились остатки сил адмирала Абэ — линкор «Кирисима», крейсер «Нагара» и 6 эсминцев, остальные эсминцы вступили в охранение конвоя транспортов.
Неудача адмирала Микавы
Получив приказ на обстрел, крейсерское соединение Микавы двинулось на юго-восток по проливу Слот, чтобы обстрелять аэродром Хендерсон-Филд в ночь с 13 на 14 ноября (до подхода остальных сил и транспортного конвоя). Тем временем вечером 13 ноября (в 19:15) 64-е оперативное соединение контр-адмирала Уиллиса Ли (два линкора и четыре эсминца) отделилось от группы авианосца «Энтерпрайз» и двинулось на север со скоростью 26 узлов. Сам авианосец и сопровождавшие его корабли (16-е оперативное соединение) тоже двинулся к северу, чтобы иметь возможность прикрыть корабли у Гуадалканала своими самолётами.
Однако линкоры адмирала Ли находилось слишком далеко, чтобы успеть перехватить крейсера Микавы, вышедшие к острову Саво уже через полчаса после полуночи на 14 ноября. С 2:20 до 3:40 Соединение Обстрела адмирала Нисимуры (тяжёлые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя», нёсшие по десять 203-мм орудий) выпустило по аэродрому 1370 фугасных снарядов. Их поддерживали эсминцы «Мотидзуки» и «Амагири», а остальные корабли Микавы прикрывали крейсера с запада. В это время американские торпедные катера с Тулаги трижды атаковали японское соединение, но успеха не добились — японцы даже не заметили этих атак.
С восходом солнца крейсера Нисимуры отошли на запад и в 8 часов утра присоединились к остальным кораблям Микавы. Буквально через несколько минут японцев атаковали пикировщики с аэродрома Хендерсон — несмотря на обстрел, он продолжал функционировать. Вскоре к ним присоединились самолёты из авиагруппы «Энтерпрайза».
В 8:36 старый крейсер «Кинугаса» получил прямое попадание в носовую башню, ещё несколько бомб разорвалось рядом. На корабле начались пожары; примерно через час команде удалось справиться с ними, но тут «Кинугасу» атаковали ещё три бомбардировщика. От нескольких близких разрывов машины крейсера вышли из строя, корабль потерял ход, и командир отдал приказ покинуть его. В 11:22 «Кинугаса» затонул в 15 милях к востоку от острова Рендова, погиб 51 человек.
Тяжёлый крейсер «Тёкай» был повреждён несколькими близкими разрывами, а в «Майя» врезался подбитый американский самолёт: было повреждено зенитное орудие, торпедный аппарат и два прожектора, погибло 37 человек. Лёгкий крейсер «Исудзу» также был повреждён близкими разрывами и потерял ход. Его отбуксировали к Шортленду, затем он своим ходом ушёл на Трук, а оттуда в метрополию, где до конца апреля ремонтировался в Йокогаме.
Ставки повышаются
Получив донесение о том, что американские самолёты с Хендерсон-Филд продолжают действовать, адмирал Ямамото приказал нанести по нему ещё один удар — теперь кораблями Кондо и остатками соединения Абэ. Японцам приходилось повышать ставки, ведь на кону стояла судьба конвоя, который мог стать лёгкой добычей для американской авиации.
Уже в 8:30 американские самолёты-разведчики обнаружили японское транспортное соединение севернее острова Нью-Джорджия и сообщили, что оно вновь повернуло к Гуадалканалу. Ещё до полудня два самолёта с «Энтерпрайза» атаковали японские транспорты и, по докладам лётчиков, повредили два из них. Тем не менее Хэлси не хотел рисковать и приказал перебросить авиагруппу «Энтерпрайза» на Хендерсон-Филд, а самому авианосцу отойти южнее, чтобы не попасть под возможные японские атаки: американский адмирал знал, что у Кондо где-то имеется авианосец.
Решение Хэлси оказалось неудачным: аэродром испытывал острую нехватку персонала и оборудования, лётное поле было перепахано японскими снарядами. Поэтому взлёт и посадка оказались затруднены, а бомбы приходилось таскать к самолётам вручную. Тем не менее уже около 13 часов первая группа базовых самолётов (17 пикировщиков «Даунтлесс», восемь торпедоносцев «Эвенджер» и восемь «Летающих крепостей» с Эспириту-Санто под прикрытием восьми истребителей «Уайлдкэт») атаковала японский конвой. Были потоплены два транспорта, ещё один получил повреждения и был вынужден вернуться к острову Шортленд.
В 14:30 появилась вторая волна — 24 «Даунтлесса» из эскадрилий «Энтерпрайза» и восемь «Летающих крепостей». Им удалось повредить ещё один транспорт, который тоже «сошёл с дистанции». В 15:30 прибыла третья волна — пять «Даунтлессов» и восемь «Летающих крепостей», они потопили два транспорта. Последний налёт состоялся в 17:15 севернее островов Рассел. В нём участвовали 17 «Даунтлессов» и четыре «Летающие Крепости», которым удалось повредить один транспорт. Судьба ещё одного транспорта остаётся неизвестной — он либо был повреждён по дороге, либо отстал от конвоя ещё до начала налётов.
У островов Рассел адмирал Танака задержался — либо не желая рисковать последними четырьмя транспортами, либо ожидая темноты. Лишь около 8 часов вечера он возобновил движение к Гуадалканалу, до которого оставалось всего 50 миль.
Линкоры открывают огонь
Тем временем за световой день 14 ноября линкоры адмирала Ли достигли Гуадалканала. К 21 часу 64-е оперативное соединение находились в 9 милях к западу от мыса Эсперанс. Поджидая противника, Ли двинулся на север, затем обогнул остров Саво и развернулся обратно к Гуадалканалу. Его корабли были выстроены в единую колонну: первыми шли четыре эсминца, «Вашингтон» и «Саут Дакота» держались сзади.
Корабли Кондо выходили к Гуадалканалу с северо-востока. Японский адмирал понимал, что противник находится где-то поблизости, поэтому направил вперёд дозор — 19-й дивизион 3-й эскадры эсминцев контр-адмирала Хасимото Синтаро в составе лёгкого крейсера «Сендай» и трёх эсминцев. В 22:10 «Сендай» находился в 10 милях к северо-востоку от острова Саво, когда его наблюдатели заметили американские корабли в 5 милях слева по носу. Хасимото решил разделить свои силы: он приказал эсминцам «Аянами» и «Уранами» обогнуть остров Саво справа и атаковать американцев с запада.
Остальная часть Ударного соединения Кондо представляла собой «сборную солянку»: здесь были остатки 11-й дивизии линкоров («Кирисима»), 4-я дивизия крейсеров и фрагменты четырёх дивизионов эсминцев из двух разных эскадр. Получив донесение об обнаружении противника, адмирал Кондо отделил от своей эскадры крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами под командованием контр-адмирала Кимуры и тоже послал их обойти остров Саво с запада. Теперь при нём остались только два эсминца, которые шли первыми, за ними следовали тяжёлые крейсера «Атаго» и «Такао», а линкор «Кирисима» замыкал колонну.
Удивительно, но факт: несмотря на наличие радаров, к тому времени американцы не обнаружили противника. В 22:52 на широте мыса Эсперанс (северная оконечность Гуадалканала) адмирал Ли приказал своей колонне круто развернуться прямо на запад. Лишь в 23:00 поисковый радар «Вашингтона» обнаружил крейсер «Сендай» в 10 милях к северу.
Ещё четверть часа ни одна из сторон не открывала огня. Лишь в 23:17 «Вашингтон» с дистанции в 75 каб дал по «Сендай» первый залп 406-мм орудиями. Через пару минут к нему присоединилась «Саут Дакота». Японский крейсер резко развернулся и вместе с эсминцем «Сикинами» ушёл на север, поставив дымовую завесу. Попаданий не было, и корабли вскоре пропали с радаров.
К этому моменту «Аянами» и «Уранами» обогнули остров Саво и теперь двигались навстречу американской колонне. В 5 милях позади них и несколько севернее двигался крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами. Фактически японцы выполнили первую задачу боя: их эсминцы и лёгкие крейсера сблизились с колонной противника на дистанцию торпедного залпа.
Около 23:20 «Аянами» и «Уранами» были обнаружены американскими эсминцами, которые в 23:22 открыли огонь с дистанции в 65 каб. В ответ оба японских эсминца тоже открыли огонь, поразив 127-мм снарядами головной «Уок», а в 23:30 слегка довернули влево и выпустили торпеды — все они прошли мимо цели.
Лишь в 23:35 «Гуин», шедший четвёртым в колонне, обнаружил и обстрелял «Нагару» и его эсминцы. Японцы ответили артиллерийским огнём и торпедным залпом — в этот момент корабли проходили траверз друг друга, и дистанция между колоннами составляла всего 22 каб. «Гуин» получил два попадания снарядами (в машинное отделение и корму), но сохранил ход; линкору «Вашингтон» пришлось сделать отворот, чтобы обойти повреждённый эсминец. 140-мм снаряды крейсера «Нагара» обрушились на эсминец «Престон», разрушили его машинное отделение и снесли заднюю трубу. На корабле вспыхнул пожар, и всего через 10 минут он затонул (погибло 116 человек).
Тем временем в 23:38 в уже повреждённый «Уок» попала торпеда, и через 4 минуты он затонул, немного опередив «Престон» (погибло 76 человек, ещё шестеро из спасённых эсминцем «Мид» позднее умерли от ран). Другая торпеда попала в «Бенхэм», оторвав ему нос, но корабль остался на плаву и затонул лишь на следующий день. Американцы торпед выпустить не успели, однако огнём их артиллерии был потоплен эсминец «Аянами» (его экипаж снял «Уранами»).
Около 23:40 соединение Кимуры во главе с крейсером «Нагара» развернулось обратно на запад, пройдя совсем рядом с островом Саво; примерно в это же время его догнали остатки соединения Хасимото — крейсер «Сендай» и эсминец «Сикинами». Лишь в этот момент моряки Кимуры почувствовали, что перед ними находится что-то очень большое. На «Сираюки» включили прожектора, и в их свете, окутанная пороховым дымом, японцам явилась «Саут Дакота», шедшая концевой в колонне адмирала Ли. Впервые за одиннадцать месяцев войны японские моряки встретились с американским линкором.
Несчастья «Саут Дакоты»
Именно в 23:33 на «Саут Дакоте» неожиданно выбило предохранители главного распределительного щита — видимо, от сотрясений при стрельбе по «Сендай». На три минуты оказалась обесточена половина служб корабля, в том числе кормовая башня, а также 6-я и 8-я спаренные 127-м универсальные установки (ввести их в действие удалось значительно позже). За это время на мостике успели потерять шедший впереди «Вашингтон». Затем на пути возник подбитый «Гуин» — чтобы обойти его, концевой линкор сделал коордонат вправо. Возможно, именно этот манёвр спас «Саут Дакоту» — все восемь торпед с «Нагары», выпущенные парой минут ранее, прошли мимо.
Тем временем основные силы адмирала Кондо (Соединение обстрела) в 23:16 развернулись на запад, чтобы пройти севернее острова Саво и всё-таки обстрелять Хендерсон-Филд. Однако когда по другую сторону Саво разгорелся бой, Кондо в 23:30 вновь повернул на юг, а в 23:40 увидел в 80 каб к юго-востоку от себя американский линкор, подсвеченный прожекторами японских эсминцев.
Ситуация была идеальной для стрельбы. «Кирисима» и сопровождавшие его крейсера сразу же открыли огонь, а «Атаго», кроме того, дал залп из восьми торпед — правда, они тоже никуда не попали. Кондо вцепился в американский линкор подобно охотничьему псу — в 23:53 он развернулся на обратный курс, чтобы не потерять противника. За несколько минут японский линкор успел выпустить 117 снарядов главного калибра. «Саут Дакота» получила в общей сложности 25 попаданий снарядами калибров от 152 до 356 мм (в том числе как минимум один главного калибра с «Кирисимы»).
356-мм снаряд попал в верхнюю палубу американского линкора рядом с концевой башней, пробил её, проделав дыру размером 1 х 3 м, и взорвался, ударившись о 440-мм барбет башни и оставив в нём 40-мм выбоину и множество глубоких трещин. Средняя бронепалуба пробита не была. Осколками оказались повреждены внутренние помещения, надстройки, правая катапульта и несколько 20-мм автоматов.
Кроме того, в линкор попало 18 снарядов калибром 203 мм с «Атаго» и «Такао», шесть 152-мм с «Кирисимы» и ещё один 127-мм. Один из 203-мм бронебойных снарядов пробил борт выше ватерлинии и вошёл примерно на 8 дюймов в 310-мм броню главного пояса. От двух попаданий 203-мм снарядов в район ватерлинии и одного под ватерлинию внутрь корпуса начала поступать вода. На линкоре вспыхнули пожары, вышли из строя все три артиллерийских радара, системы управления огнём и радиостанция.
Ответный огонь «Саут Дакоты» оказался неточным, наибольший ущерб американский линкор нанёс самому себе — первым же залпом третьей башни оказались уничтожены оба стоявших на корме самолёта-разведчика. В 00:08 линкор прекратил стрельбу. К этому времени он потерял связь с другими кораблями, около 00:15 отвернул влево, вышел из боя и в одиночку отправился к Нумеа. Здесь часть повреждений была исправлена, после чего линкор ушёл в Соединённые Штаты, где находился на ремонте ещё три месяца (до конца февраля 1943 года).
Смертельный удар
Американцам помогло то, что их линкоры разделились. «Вашингтон» остался незамеченным в темноте, а «Кирисима» оказался хорошо подсвечен вспышками собственных залпов. Флагман адмирала Ли несколько задержался с открытием огня, начав стрельбу только в 00:05. Однако с «пистолетной» дистанции менее 30 каб его снаряды, в отличие от снарядов «Саут Дакоты», летели точно. За следующие 7 минут в «Кирисиму» попало как минимум девять 406-мм снарядов — некоторые современные исследователи считают, что попаданий было до двадцати, включая семь подводных. Флагман адмирала Кондо потерял управление и загорелся, рулевое отделение было затоплено, а руль заклинило повёрнутым на 10° на правый борт. Обе носовые башни вышли из строя, а четвёртую башню заклинило. К 00:12 «Кирисима» потерял ход и сильно накренился на правый борт.
Однако Ли не успел добить «Кирисиму». Выяснив, что у него не осталось ни одного неповреждённого эсминца, адмирал приказал уходить на юг. Три из четырёх эсминцев 64-го оперативного соединения были потоплены, а «Гуин» — тяжело повреждён (вернулся в строй лишь в апреле 1943 года).
Тем временем в 00:30 Кондо сообщил своим кораблям об отмене обстрела аэродрома и приказал тяжёлым крейсерам отходить на север. В 00:40 артиллерийский бой завершился, причём японские тяжёлые крейсера не получили существенных попаданий. 18 ноября они вернулись на Трук.
Получив информацию о бое с американскими линкорами, адмирал Танака выслал вперёд эсминцы «Кагеро» и «Оясио» из охранения транспортов, приказав им атаковать любые вражеские корабли на пути к мысу Тассафаронга. В 00:39 эсминцы выпустили торпеды по «Вашингтону», но попаданий не добились.
Финал сражения
С повреждённым линкором остались «Нагара» и эсминцы. Некоторое время казалось, что «Кирисиму» можно спасти: пожары были потушены, корабль снова дал ход. Однако исправить рулевое управление не удалось, а попытка управлять машинами оказалась безуспешной. Кроме того, из-за затоплений крен на правый борт продолжал увеличиваться.
Незадолго до 3 часов ночи крейсер «Нагара» попытался взять «Кирисиму» на буксир, но эта попытка не удалась. Тогда командир линкора приказал экипажу покинуть корабль. Это было сделано вовремя: в 3:25 линкор повалился на правый борт и быстро затонул в 7,5 милях к северо-западу от острова Саво. В 1992 году его обнаружили лежащим на дне кверху килем, нос был отломан. Эсминцы «Асагумо», «Терудзуки» и «Самидарэ» сняли с «Кирисимы» 1098 членов его экипажа и отошли на северо-восток; на линкоре погибло 212 человек.
Тем временем соединение адмирала Танаки с четырьмя последними транспортами («Кинугава-мару», «Хирокава-мару», «Ямаура-мару» и «Ямацуки-мару») продолжало идти вперёд. В 2:15 его суда наконец достигли мыса Тассафаронга, где начали разгрузку. Ночь была лунная, и американцы подняли для атаки самолёты с аэродрома Хендерсон, заодно начав артобстрел места выгрузки из района Лунга-Пойнт. Все четыре транспорта получили попадания и загорелись, им пришлось выброситься на берег. Из всей 38-й дивизии до острова добралось лишь 2000 солдат, удалось выгрузить 1500 мешков риса и 260 выстрелов к горным гаубицам. На переходе погибло четыре транспорта и около 5000 солдат.
Кроме «Кирисимы», в ночь на 15 ноября японцы потеряли только эсминец «Аянами». Небольшие повреждения получили тяжёлый крейсер «Атаго» (ремонт в Куре с 17 декабря 1942 по 20 января 1943 года) и лёгкий крейсер «Нагара» (ремонт в Майдзуру с 27 декабря по 20 января). Текущий ремонт корпуса и механизмов «Такао» в Йокосуке с 24 ноября по 18 декабря 1942 года с боевыми повреждениями связан не был.
Несмотря на поражение императорского флота, в этом бою стороны потеряли почти равное количество моряков — 242 американца и 249 японцев. Вице-адмирал Кондо Нобутакэ никакого формального наказания не понёс — в апреле 1943 года он даже получил звание полного адмирала, а в августе был назначен в Высший военный совет империи. Однако в декабре 1943 года его перевели на должность командующего флотом Китайского района, а в мае 1945 года уволили в отставку.
Итоги
Причиной поражения адмирала Кондо стало нежелание японского морского командования бросить в бой все свои силы: для операций на Соломоновых островах были выделены четыре самых старых и слабых линкора, единственным достоинством которых являлась высокая скорость, позволявшая им действовать совместно с тяжёлыми крейсерами. Но и из этих четырёх кораблей Ямамото позволил использовать только два, а Кондо бросал их в бой поодиночке. Он так и не решился придвинуть ближе к Гуадалканалу авианосец «Дзуньё», поэтому транспорты Танаки остались без воздушного прикрытия.
Американцы испытывали схожие проблемы: адмирал Хэлси стремился держать свой единственный авианосец как можно дальше к югу, а оба линкора решился бросить в бой лишь 14 ноября. Обе стороны испытывали острую нехватку эсминцев — у японцев это особенно проявилось во втором бою, когда соединению Кимуры удалось выйти в атаку на американские линкоры с «пистолетной» дистанции в два десятка кабельтовых. Но японцы имели всего четыре эсминца и лёгкий крейсер, и в результате цели нашли только две торпеды. А ведь массовая ночная торпедная атака была козырным ходом японских моряков, не раз приносившим им успех в предыдущих боях.
Сражение 13–15 ноября стало переломным в боях за Гуадалканал. До этого момента японцы, несмотря на все успехи американцев, продолжали блокировать их плацдарм на мысе Лунга-Пойнт и даже наращивали численность своих сил быстрее, чем это успевал делать противник. С середины ноября японские войска стали не только уступать американским в численности, но и испытывать острую нехватку боеприпасов. Снабжение Гуадалканала пришлось продолжать эсминцами и переоборудованными из старых эсминцев быстроходными транспортами — они перевозили в основном контейнеры с едой и боеприпасами и не могли брать на борт технику. Перед японцами всё отчётливее вставала перспектива эвакуации войск с острова.
Источники и литература
-
-
- Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
- Пол Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- U. S. S. South Dakota (BB57). Gunfire damage. Battle of Guadalcanal 14-15 November, 1942. Preliminary Design Section Bureau of Ships. Navy Department, 1 June, 1947 (War damage report №57)
- Robert Lundgren, «Kirishima Damage Analysis» (PDF), www.navweapons.com
- http://www.combinedfleet.com
- https://www.history.navy.mil
- http://www.ibiblio.org
-
источник: https://warspot.ru/12315-posledniy-boy-linkora-kirisima