1

Уважаемые коллеги мореманы. В ЖЖ bmpd мной был найден материал, который, думаю, не оставит вас равнодушными.

Как известно, после смены военно-морского руководства СССР в декабре 1955 года с Н.Г. Кузнецова на С.Г. Горшкова, были прекращены ведшиеся тогда в Советском Союзе проектные работы над последними cоветскими артиллерийскими крейсерами проекта 84. В других странах проектирование "классических" артиллерийских крейсеров с орудиями калибра 152-мм и более было свернуто еще ранее — так, последние проекты для британского Королевского флота датированы 1952 годом в чисто артиллерийских вариантах и серединой 1955 года — в ракетно-артиллерийских вариантах.

Состоявшийся недавно выход превосходной книги Нормана Фридмана "British Cruisers. Two World Wars and After" позволяет получить не только практически исчерпывающее описание британского крейсеростроения в ХХ столетии, но и проливает свет на большое количество экспортных проектов крейсеров, разрабатывавшихся в Великобритании и дотоле остававшихся погребенными в архивах кораблестроительных компаний. В числе прочего, в книге Фридмана приводятся сведения о проектировании в 1955-1957 годах британской компанией Vickers Armstrong проектов крейсеров для Венесуэлы. Данные проработки, видимо, стали последними в мировой истории проектами "классических" артиллерийских крейсеров.

До Второй мировой войны Венесуэла располагала весьма незначительным флотом из нескольких разномастных канонерских лодок. Начавшийся в тридцатые годы в стране нефтяной бум приобрел особый размах в военные годы, когда Венесуэла превратилась в один из главных источников снабжения союзников нефтью. Крупные нефтяные доходы позволили после войны приступить Венесуэле к весьма крупномасштабным по региональным меркам программам переоснащения и развития вооруженных сил. Последняя тенденция особенно усилилась с приходом к власти в 1948 году военного правительства под фактическим руководством Маркоса Переса Хименеса.
В апреле 1949 года военным режимом была утверждена амбициозная программа развития ВМС Венесуэлы, включавшая приобретение одного легкого авианосца в 25000 тонн водоизмещения, одного легкого крейсера в 8000 тонн, трех больших и шести малых эскадренных миноносцев, четырех подводных лодок, 12 патрульных кораблей, двух тральщиков и одного войскового транспорта.

Реализация программы была начата с заключением в 1950 году с британским концерном Vickers Armstrong контракта на постройку трех больших эсминцев типа Nueva Esparta, введенных в строй в 1953-1956 годах. Что касается крейсера, то первоначально обсуждался вопрос приобретения из состава британского флота крейсера типа Dido, однако в дальнейшем венесуэльские планы сместились в сторону заказа крейсера новой постройки по специальному проекту. В 1949-1951 годах Vickers Armstrong по венесуэльскому заданию проработал несколько проектов крейсеров ("малого" с вариантами основоного вооружения из шести либо восьми 133-мм орудий, и "среднего" с девятью 152-мм орудиями). Заказа на них не последовало, и мы не будем здесь на них останавливаться.

В 1952 году Маркос Перес Хименес укрепил свою диктаторскую власть, провозгласив себя президентом Венесуэлы. Тем временем в военно-морском балансе Южной Америки произошли заметные изменения, связанные с передачей американцами в 1951-1953 годах флотам Аргентины, Бразилии и Чили по паре легких крейсеров типа Brooklyn, вооруженных пятнадцатью 152-мм орудиями. Перес Хименес счел Венесуэлу "обделенной" и решил стремиться к военно-морскому "паритету" с соседями по континенту. Программа приобретения крейсеров для венесуэльского флота стала излюбленной личной идеей венесуэльского диктатора. В начале 1955 года Перес Хименес лично провел переговоры с руководством Vickers Armstrong относительно возможности заказа легкого авианосца и двух крейсеров общей стоимостью 40 млн. фунтов стерлингов. Запросы относительно возможных проектов крейсеров были разосланы также судостроительным предприятиям Франции и Италии (в последней в январе 1954 года по нициативе Переса Хименеса были заказаны Ansaldo шесть малых эсминцев типа Almirante Clemente).

Последние в мире проекты "классических" артиллерийских крейсеров

В качестве нового захода в 1955 году Vickers Armstrong спроектировал для Венесуэлы крейсер стандартным водоизмешением 8000 тонн с основным вооружением из универсальных 152-мм орудий. Первоначально Vickers Armstrong планировал применить в качестве главного калибра три самые современные спаренные 152-мм автоматические универсальные артустановки Mk 26, устанавливавшиеся на достравивающихся британских крейсерах типа Tiger, но британское правительство не дало санкции на экспорт этих систем (считавшихся "секретными" до 1962 года). В результате Vickers Armstrong решил использовать на крейсерах для Венесуэлы 152-мм трехорудийные универсальные неавтоматические башни Mk 24 разработки периода войны, планировавшиеся к установке на крейсера типа Tiger по первоначальному проекту. В Розайте на хранении находилось 12 недоделанных башен Mk 24 в различной степени готовности.

Предложенный Венесуэле крейсер имел таким образом вооружение из трех трехорудийных 152-мм универсальных башенных артустановок Mk 24, шести 102-мм одноорудийных автоматических универсальных артустановок (на основе разработанной Vickers Armstrong 102-мм артустановки Mk N, установленной затем на двух чилийских эсминцах типа Almirante Williams), трех 40-мм спаренных зенитных артустановок Bofors L/70, а также восьми 533-мм неподвижных торпедных аппаратов. Любопытным было наличие на крейсере мощного противолодочного вооружения — двух трехствольных британских бомбометов Limbo и двух итальянских бомбометов Menon. В кормовой части имелся подпалубный ангар для вертолета. Корабль должен был нести развитое радиоэлектронное вооружение, причем часть РЛС, видимо, планировалась небританского производства.

О бронировании сообщается, что оно включало цитадель с 3-дм бортовым поясом, 1,5-дм траверсами и 1-дм палубой. В оконечностях борт был в 1,5-дм. Барбеты башен имели 1-дм защиту.

К сожалению, многие детали проекта и его подробные ТТХ в архивах Vickers Armstrong не сохранились.

Последние в мире проекты "классических" артиллерийских крейсеров

Проект Vickers Armstrong крейсера для Венесуэлы со 152-мм артиллерийскими установками Mk 24 (c) A D Baker III/Norman Friedman

Однако в сентябре 1955 года венесуэльская сторона отвергла проект крейсера со 152-мм артиллерийскими установками Mk 24. Причиной, видимо, стала явная слабость такого корабля по сравнению с крейсерами типа Brooklyn стран "АВС".

Тогда Vickers Armstrong предложил Венесуэле в октябре 1955 года аванпроект более крупного крейсера с шестью 203-мм орудиями главного калибра в трех двухорудийных башнях. 203-мм орудия и башни были идентичны изготавливавшимся в начале тридцатых годов для испанских тяжелых крейсеров типа Baleares. Данная артиллерия предлагалась в качестве временной меры, и в последующем на венесуэльских кораблях она должна была быть заменена 152-мм двухорудийными автоматическими артустановками Mk 26, как только последние "станут доступны".

Помимо шести 203-мм орудий, крейсер нового проекта должен был иметь девять102-мм одноорудийных автоматических универсальных артустановок (на основе Mk N) и четыре одноствольные либо спаренные 40-мм зенитные артустановки Bofors L/70. Торпедное вооружение включало два четырехтрубных 533-мм поворотных торпедных аппарата, а противолодочное — два бомбомета и два бомбосбрасывателя. Имелся подпалубный ангар для вертолета.

Параллельно в 1956 году Vickers Armstrong проработал вариант данного крейсера в зенитным ракетным вооружением. В данном случае вместо кормовой 203-мм двухорудийной бащни и трех 102-мм артустановок размещались две спаренные пусковые установки ЗРК серии RSC-50 разработки швейцарских компаниий Oerlicon и Contraves с суммарным боекомплектом 48 ракет. В варианте RSC-51 комплекс с системой наведения по радиолучу имел дальность стрельбы до 20 км. Следует отметить, что данный комплекс никогда не отрабатывался для корабельного варианта, а наличие на ЗУР жидкостного двигателя делало их хранение в корабельных условиях затруднительным. Поэтому реалистичность предложения Vickers Armstrong этого ЗРК в качестве корабельного представляется сомнительной.

В мае 1956 года речь шла уже о строительстве для Венесуэлы трех крейсеров с 203-мм орудиями на ту же сумму 40 млн. фунтов.

Однако против приобретения Венесуэлой крупных боевых кораблей выступали США — как из "общеимпериалистических" соображений, так и из опасений внутрненней и внешней дестабилизации у себя на "заднем дворе" в результате неизбежного провоцирования в этом случае гонки морских вооружений между латиноамериканскими странами.

В 1957 году британское правительство решило не утверждать продажу Венесуэле авианосца без консультации с правительством США, однако в декабре 1957 года все же утвердило продажу Венесуэле крейсеров. Но сделка так и не состоялась — после серии массовых выступлений и беспорядков в Венесуэле, в январе 1958 года Маркос Перес Хименес был свергнут. Последние в мире проекты артиллерийских крейсеров так и остались на бумаге.

Последние в мире проекты "классических" артиллерийских крейсеров

Последние в мире проекты "классических" артиллерийских крейсеров

Проект Vickers Armstrong крейсера для Венесуэлы с 203-мм артиллерийскими установками (c) A D Baker III/Norman Friedman

Последние в мире проекты "классических" артиллерийских крейсеров

Последние в мире проекты "классических" артиллерийских крейсеров

Проект Vickers Armstrong крейсера для Венесуэлы с 203-мм артиллерийскими установками и ЗРК Oerlikon-Contraves (c) A D Baker III/Norman Friedman

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account