Поплавковые гидросамолеты-разведчики Caproni-Bergamasca Ca.316. Италия
В конце тридцатых годов – в «золотую эру» итальянской военной авиации – концерном Sociétá Italiana Caproni (Caproni) был довольно успешно модифицирован абсолютно незаметный легкий двухмоторный самолет Ca.308 Borea в многоцелевую боевую машину. Благодаря технологии производства (деревянные крыло и хвостовое оперение, рули и элероны с полотняной обшивкой, фюзеляж с силовым набором из сваренных стальных труб) конструкция самолета могла быть легко адаптирована не только под установку различных двигателей (радиальные или инвертированные рядные – все воздушного охлаждения), но и для выполнения различных боевых задач, среди которых была установка машины на поплавки и использование ее в качестве гидросамолета.
Созданные на базе Borea самолеты – Ca.309, Ca.310, Ca.311, Ca.312, Ca.313 и Ca.314 – нашли широкое применение в составе Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica), проявив себя на всех фронтах войны, где принимали участие итальянцы, и вызвали интерес у ряда стран. Помимо Перу – не имевшей собственной авиапромышленности слаборазвитой южноамериканской страны – среди покупателей были как малые европейские страны (Венгрия, Югославия, Норвегия), так и Швеция – европейская страны с серьезной авиационной промышленностью.
Среди потенциальных покупателей были Великобритания, которая хотя и обладала бомбардировщиками Avro Anson и другими машинами того же класса, сделала в январе 1939 года крупный заказ на Са.310, и Франция. На то имелись веские причины: необходимость скорейшего перевооружения ВВС Франции (Armée de l’Air), неспособность национальной промышленности вовремя дать современный самолет поля боя, а главное – стремление заинтересовать Италию в сотрудничестве и удержать ее от выступления на стороне Германии. Тем же расчетом «закормить» агрессора выгодными контрактами была продиктована дополнительная заявка из Великобритании: 300 Са.313 прибавились к сотне Са.311, заказанных ранее. Работы по этим заказам были прекращены
Оснащенный двумя поплавками вариант Ca.310 привлек внимание Королевского итальянского флота (Regia Marina). В начале Второй Мировой войны линкоры класса «Литторио» были оснащены катапультируемыми поплавковыми гидросамолетами-бипланами IMAM Ro.43, которые к этому времени считались устаревшими. Командование Regia Marina считало, что в качестве преемника «сорок третьего» подойдет трехместный Ca.310 Idro с уменьшенными размерами планера, способного выдержать перегрузку при запуске с катапульты. Вполне логично, что запрос на новый боевой гидросамолет был адресован концерну Caproni и, в частности, его филиалу в Бергамо – компании Compania Aeronautica Bergamasca (Caproni-Bergamasca).
Используя опыт работы над машинами проверенной серии конструктор Чезаре Паллавичино спроектировал очень похожий гидросамолет Ca.316.1, имевший планер смешанной конструкции и силовую установку в виде двух радиальных семицилиндровых двигателей Piaggio P.VII C.16, развивавших на высоте 1600 метров мощность по 460 л.с. (338 кВт) и вращавших двухлопастные винты. На прототип самолета устанавливались двигатели, имевшие правое и левое вращение. Серийные машины должны были оснащаться вариантом двигателя C.35, имевшим более эффективный нагнетатель, но этого не произошло. Поскольку машина должна была действовать над морем с катапульт боевых кораблей, то вместо колесного шасси самолет получил два металлических поплавка.
Прототип с номером военного регистра MM.27193 соответствует серийному варианту (за исключением штанги с датчиками давления, установленными в носу для испытательных полетов). Это был трехместный самолет с вооружением из двух пулеметов Breda-SAFAT: одним 12,7-мм пулеметом, установленным неподвижно в левой консоли крыла, и одним калибром 7,7-мм, размещавшимся во вращающейся застекленной башне Lanciani, установленной в верхней части фюзеляжа. Под фюзеляжем размещались держатели для подвески торпеды или бомбовой нагрузки массой 400 кг.
Первый полет с озера Изео, расположенного неподалеку от города Монтеколлино (Montecollino), провинция Брешиа, прототип MM.27193 совершил 14 августа 1940 года под управлением летчика-испытателя (по совместительству победителя шнейдеровских гонок, испытателя первых реактивных самолетов и автора мирового рекорда скорости) Марио Де Бернарди. Затем машина прошла испытания в экспериментальном центре Гуидония (гидросамолет базировался на озере Браччано [Bracciano]) после чего прошла испытания на море в Винья-ди-Валле. По окончании испытаний машина была передана в состав базировавшейся в Гуидонии 148-й эскадрильи и использовалась в качестве учебной.
Тем временем для авиации флота (Aviazione Navale; Marinavia) строились и облетывались первые серийные гидросамолеты Ca.316, которым были выделены номера военного регистра с MM.27194 по MM.27206. Определенное замедление произошло 15 мая 1941 года, когда в Монтеколлино разбился третий серийный гидросамолет. Это произошло во время сдаточного полета, когда Ca.316 направлялся в Таранто для передачи базировавшейся в этом порту резервной авиационной части. Однако производство продолжалось, и 15 января 1942 года представители Marinavia приняли два последних Ca.316.
Однако к тому времени активность итальянского флота упала до минимума, и замена Ro.43 не состоялась. Ca.316 были сосредоточены в Таранто и постепенно были переданы 3-й эскадрилье расположенного в Ортобелло училища наблюдателей военно-морского флота (Scuola Osservazione Marittima). Параллельно один Са.316 (MM.27202) использовался губернатором оккупированной Далмации в качестве личного авиатранспорта. Во время эксплуатации Са.316 в школе наблюдателей произошло несколько инцидентов. Так, например, 19 января 1943 года Са.316 (MM.27200) упал на город Ортобелло, разрушив здания и убив одного местного жителя.
После этого эпизода часть школы была передислоцирована в Истрию, но несчастные случаи продолжились и там до августа 1943 года, когда были запрещены полеты на самолетах типа Са.316. Менее месяца спустя Италия капитулировала. У оставленных в Югославии самолетов немцы демонтировали двигатели, приборы и другое оборудование, однако дальнейшая судьба гидросамолетов Са.316 после капитуляции Италии остается неизвестной. Известно лишь то, что в составе союзной итальянской авиации (Aeronautica Cobelligerante Italiana), сражавшихся на стороне союзников, не было ни одного Са.316.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Caproni-Bergamasca Ca.316
Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик
Статус: малосерийное производство
Компания-производитель: Compania Aeronautica Bergamasca, Sociétá Italiana Caproni, завод Ponte San Pietro, Бергамо
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: два радиальных семицилиндровых двигателя Piaggio P.VII C.16, развивавших на высоте 1600 метров мощность по 460 л.с. (338 кВт) и вращавших двухлопастные винты
Размеры:
размах крыла 15,90 м
длина 13,30 м
высота 4,08 м
площадь крыла 38,40 м²
Масса:
пустого самолета 3410 кг
взлетная 4750 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 1600 метров 320 км/ч
минимальная скорость 114 км/ч
подъем на высоту 4000 метров 18 мин
практический потолок 5550 м
дальность полета
• максимальная 2110 км
• с полезной нагрузкой 1600 кг
Количество изготовленных: 14 (1 прототип и 13 серийных)
источники:
текст – MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 39-45 CAPRONI CA.316» «L+K» 17/2002, стр.64/1164; 20/2002, стр.66-67/1386-1387
текст – Сергей Иванников «От «ветра» до «шквала». О семействе многоцелевых самолетов итальянской фирмы «Капрони»»
часть фотографий – http://www.airpages.ru/ot/ca316.shtml
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/sww2/ca316.html