Полноприводный броневик Джеффери. Auto-Mitrailleuses Jeffery-de Fabry. 1916. Броневик на полноприводном шасси
Преодоление позиционного тупика требовало новых решений, главным препятствием для боевой техники было требование всепроходимости. С обоих сторон линии фронта в итоге пришли к одному решению — на поле боя только гусеницы. Но к 1916 году это было еще не очевидно. Российская армия активно применяла колесные бронеавтомобили не только для поддержки за линией фронта, как французы и британцы, но и непосредственно в боях.
Традиционно броневики строились на шасси стандартных коммерческих грузовиков и легковых машин. Эти машины обладали условной проходимостью вне дорог — броневики конечно могли ездить вне дорог, как почти вся колесная техника того времени, но они не были «вседорожными» и двигаться в тяжелых условиях не могли. При бронировании все запасы автомобиля по нагрузке и мощности обычно выбирались в ноль, то есть полная масса броневика сразу была предельной для шасси, а во многих случаях, чем грешили британские производители броневиков, и выходили с перегрузкой. В итоге перетяжеленные броневики застревали там, где обычный грузовик на том же шасси мог двигаться. Производители грузовиком уже в начале войны предложили выход — полноприводные грузовики. Особенно удачными получились американские грузовики — Jeffery Quad и FWD. Французские полноприводные машины — Латин, Панар и Рено были более узкоориентированные как артиллерийские тягачи, но так же обладали завидной проходимостью. Тем не менее производители броневиков длительное время игнорировали этот класс машин, как шасси для создания боевых вооруженных машин. В 1916-м — 1917-м годах практически параллельно были созданы в России, США и Франции бронированные машины на полноприводном и полноуправляемом шасси американской фирмы Jeffery.
Почему в качестве шасси были взяты именно Джеффери, а не его более мощные американские или французские родственники? Сейчас это точно уже не узнать, но можно предположить, что Jeffery Quad 4017 был самым слабым и плохо применимым в качестве тягача тяжелой и средней артиллерии, куда в первую очередь направлялись тяжелые колесные тягачи. Джеффери поставлялись во все армии, они были простыми, имели полностью управляемые колеса и главное относительно легкими и компактными. Попытка построить броневики на едином полноприводном шасси, которое можно использовать и для установки зенитных пушек, и для бронирования, и как тягача дорого обошлось германской армии. В итоге были созданы возможно лучшие тягачи Первой мировой, но армия так и не получила до конца войны боевых бронированных машин на колесном шасси. Противники стран центральной оси относились к вопросам поставки боевой техники проще и были готовы пустить в бой любой удачный образец. Начали бронировать Джеффери в Америке, как никак это была родина полноприводной машины. Итогом работы американских конструкторов стало серийное производство американо-канадского броневика, обычно называемого Jeffery-Russel Armored Car.
На Джеффери-Расселы так и не попали на фронт, их применение ограничилось боевыми «действиями» в британских колониях — Ирландии и Индии. Гораздо более интересным было предложении российского офицера Поплавко, которое реализовалось в серию колесных танков — Блиндированных автомобилей «Джеффери» по проекту Поплавко, которые были предназначены для прорыва обороны противника. В 1916 году французская армия уже не рассматривала колесные боевые для боевых действий непосредственно на поле боя. После увязания частей в позиционном тупике все автоброневые части были отведены во вторую линию и использовались для решения вспомогательных задач. Но обсуждение по итогам опыта и французской армии и армий союзников не прекращалось, тем более, что сама дорожная техника стремительно эволюционировала. Французские военные пришли к такому же выводу о требованиях к перспективной боевой колесной машине, что и германское командование — бронеавтомобиль на полноприводном шасси с дополнительным задним постом управления и оружием желательно размещенным во вращающейся башне. Одной из тактических задач, которые могли решать колесные машины по мнению французских военных было использование их в качестве командно-штабной машины и машины поддержки. Подразумевалось, что пехотный или артиллерийский командир, сидя в безопасности за броней будет наблюдать за полем боя, отдавать ценные указания, а иногда и поддерживать огнем из пулемета. Артиллерийский офицер Марк Фабри предложил специальную граненую башню, в которой были по кругу прорезаны относительно небольшие ромбовидные наблюдательные отверстия и была оборудована одна амбразура для пулемета. Фактически броневик Фабри был специализированной машиной артиллерийских наблюдателей. Для обеспечения необходимой мобильности было выбрано шасси американского Jeffery-Quad, оснащенное вторым постом управления и немного удлиненное. За проект переделки взялась Delaunay-Belleville. С фирмой сразу подписали контракт на 20 машин.
В конце сентября 1916 года прототип Auto-Mitrailleuses Jeffery-de Fabry был поставлен в Centre d’instruction des automitrailleuses et auto-canons (CIAM), учебный центр, скопированный с российской 1-й Учебной автомобильной роты, которая фактически отвечала за оснащение РИА боевыми колесными машинами. CIAM был не только учебным, но и испытательным центром для автоброневой техники во Французской армии. Всего в 1916-м году Делоне-Бельвиль переделал в броневики 20 шасси Jeffery Quad 4017, которые начали в массовых количествах поставляться в Европу. Уже первые испытания показали, что броневик не удался. Плохо было всё. Бронированный корпус получился тяжёлым и высоким — полная масса в 6,15 тонн была чрезмерной для этого шасси. Мощность двигателя была недостаточной. Противопульное бронирование недостаточным, так как у германской армии появились бронебойные пули для стандартных винтовок, которые с легкостью пробивали 5 мм броню. Из-за большой высоты броневик был склонен к опрокидыванию, а применение столь мощного пулемета, как Hotchkiss modèle 1914 было затруднено из-за недостаточной устойчивости боевой платформы. Вертикальная защита радиатора уже не могла считаться проблемой, так как и самое главное преимущество — высокая проходимость было аннулирована большой массой машины. И если в 1914-м году такие машины бы бросили в бой, то в 1916-м военные уже были научены горьким опытом и оставили броневики в учебной школе, тем более, что на их базе было дешево и просто обучать даже экипажи танковых частей.
Стоит признать, что именно как КШМ или Машина командира артиллерийской батареи Auto-Mitrailleuses Jeffery-de Fabry несомненно могла бы удастся. Хорошая тактическая маневренность по твердым грунтам, большой удобный для работы бронекорпус, защита от случайных пуль и осколков, ещё бы добавить радиостанцию и специальные наблюдательные приборы и цены бы машине во второй линии не было. Но не срослось. Две машины из CIAM (center d`instruction des automitrailleuses) засветились в ходе парада перед дворцом в Версале, поэтому вопрос сколько реально машин из заказанных 20 было выпущено остается открытым. 20 броневиков слишком большая партия, что бы остаться только на одной фотографии. Вполне вероятно, что после производства двух машин было решено не портить шасси на бесполезные грузовики, но информации об этом нет.
Auto-Mitrailleuses Jeffery-de Fabry/Пулеметный бронеавтомобиль на шасси Джеффери
Страна: Франция
Изготовитель: Delaunay-Belleville/De Fabry
Год: 1916
Кол-во: 20?
Шасси: Jeffery Quad 4017
Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.
Экипаж: 5 человек
Бронирование: 5-7 мм
Масса: 6150 кг
Вооружение: Hotchkiss modèle 1914