Покрасить карту. Как Бранденбург строил африканскую колонию
Содержание:
Германия XVII века была почти совершенно сухопутной страной. Она была разделена на множество независимых королевств, городов и княжеств, и по ряду причин они крайне редко обзаводились флотами, даже имея выход к морю. Однако в истории одного из крупнейших немецких владений – Бранденбурга – есть курьезный эпизод: попытка при помощи микроскопического флота обзавестись заморскими колониями.
В середине столетия Бранденбург оказался в странном положении. Только что отгремела опустошительная Тридцатилетняя война. Княжество завершило ее победой, насколько вообще можно говорить о победе в этой резне, но теперь курфюрст Бранденбурга оказался во главе крупной по германским меркам и жестоко разоренной страны. Во главе государства стоял курфюрст Фридрих Вильгельм. Он унаследовал престол совсем молодым человеком, и был вынужден расхлебывать кашу, заваренную совершенно другими людьми. Юноша вернулся в родной край из голландского университета, и всего через пару лет уже должен был руководить государством. На новом посту Фридрих Вильгельм мучительно искал способы восстановить подорванную войной экономику. Вскоре он нашел, как ему казалось, неплохое решение.
Для германских княжеств попытки заполучить владения на иных континентах были делом не новым, но до сих пор они не кончались ничем хорошим. Например, в 1528 году банкирский дом Вельзеров из Аугсбурга приобрел Венесуэлу. Это произошло после того, как император Священной Римской империи Карл V не смог рассчитаться по кредиту. В качестве компенсации монарх передал банкирам права управления заокеанской колонией, добывать драгоценные металлы, беспошлинно торговать с Испанией – словом, для аугсбургского банка Венесуэла была, теоретически, отличным приобретением. Однако Вельзеры полностью провалились в качестве правителей американского владения. Нельзя сказать, что они не делали вовсе ничего, так, именно немецкий губернатор Амброзий Эйнгер возвел Коро и Маракайбо (изначально Ной-Аугсбург и Ной-Нюрнберг). Однако вскоре наместники Вельзеров испортили отношения и с местными племенами индейцев, и с европейскими колонистами. Они обнаружили, что наибольшую прибыль приносит работорговля, и занялись этим малопочтенным бизнесом со всем рвением. Вдобавок, пользуясь отсутствием надлежащего надзора, губернаторы притесняли и местных испанских колонистов. Строительством они быстро начали пренебрегать, зато тратили деньги на бесплодные проекты, типа поисков Эльдорадо, и не забывали набивать собственные карманы. Дело кончилось расторжением договора между императором и Вельзерами после 18 лет господства аугсбуржцев в Венесуэле.
Другая попытка немцев утвердиться в Америке связана с именем графа Ханау. Он купил довольно крупное владение в нынешнем Суринаме, но история этой колонии оказалась еще более короткой и бесславной: в маленьком Ханау просто не нашлось желающих ехать за океан, а у графа не хватило денег для застройки и заселения Нового Света. Так что теперь перед глазами Фридриха Вильгельма Бранденбургского стояли примеры предшественников, не навевавшие оптимизма.
Курфюрст-флотоводец
Однако правитель Бранденбурга взялся за дело с огромным энтузиазмом. По итогам Тридцатилетней войны он получил приморскую Заднюю Померанию, и теперь собирался воспользоваться ею для создания полноценного флота. В конце концов, положительный образец перед глазами Фридриха Вильгельма тоже имелся. В Голландии он изучал не только изящную словесность, и внимательно следил за ее колониальной политикой. Теперь он собирался повторить успех. Собственно, основателем бранденбургского флота стал именно уроженец Нидерландов. Бенджамин Рауле происходил из Фландрии, и был известным и богатым судовладельцем.
Так что для создания флота Бранденбурга был выбран далеко не случайный человек. Сам Рауле всячески убеждал своего патрона в необходимости создания флота. Подряд предприимчивый фландрский арматор получил в 1676 году. Надо сказать, Рауле активно выдавал желаемое за действительное, и сильно преуменьшил трудности создания флота и колоний. Фридрих Вильгельм все равно прекрасно понимал, что создать с нуля флот, аналогичный голландскому – это утопия. Однако он продемонстрировал прекраснодушие, достойное современных стартаперов. Когда флот еще только предстояло создать, правитель Брандебурга обратился к Людовику XIV с предложением поставок товаров бранденбуржцами во французские колонии в Карибском море. Немцы даже хотели получить монополию на эти перевозки. Разумеется, Людовик встретил эти предложения без малейшего энтузиазма. Однако бранденбуржцы не унимались. Рауле продолжал обрабатывать курфюрста, уверяя, что для создания колоний достаточно послать несколько фрегатов с голландскими офицерами под бранденбургским флагом. Сказано – сделано. В Эмдене, на севере Германии, учредили Бранденбургско-Африканскую компанию с задачей открытия новых земель и устройства торговых постов на побережье Черного континента. Фридрих Вильгельм понимал, что ни с одной по-настоящему морской державой он не может конкурировать, а потому велел тщательно избегать пересечения с конкурентами и не вести никаких операций в спорных районах. Среди всех колониальных товаров бранденбуржцев интересовал, естественно, самый прибыльный: рабы. Благо, в Африке бойкую торговлю живыми людьми вели местные же вожди, так что морякам не ставилось задачи лично ловить несчастных негров в джунглях. Достаточно было найти царьков, которые сделают это самостоятельно и доставят «товар» на берег уже связанным. К этому моменту Бранденбург уже имел небольшой флот в четыре десятка вымпелов, так что немцы имели, кого и что послать к далеким берегам.
Финансовую сторону вопроса взял на себя Рауле, Бранденбург обеспечивал политическое прикрытие. В 1681 году предприятие стартовало.
«Торговцы черным деревом»
Весной 1681 года на Золотом берегу (нынешняя Гана) появились немецкие корабли. Германцы договорились с местными вождями о создании фактории. Местные вожди встретили пришельцев с распростертыми объятиями: во внутренних областях Африки захватывалось множество рабов, и любым новым торговцам царьки побережья были только рады. На будущий год туда прибыли уже два небольших фрегата, которые кроме экипажей везли полсотни солдат и офицеров для строительства фортеции. Возглавлял путешественников майор Отто Фридрих фон дер Грёбен.
К тому моменту он уже успел поездить по свету. Грёбен служил в Италии, на Мальте, побывал в Египте, Палестине, на Кипре, послужил испанскому королю. Словом, мир он повидал, хотя так далеко до сих пор не забирался. Майор сошел на африканскую землю торжественно, благо, из Германии он привез кроме солдат еще и двоих музыкантов. Вождей окрестных племен собрали и торжественно приняли под покровительство Бранденбурга. На берегу возвели крепость Гросс-Фридрихсбург: не мудрствуя лукаво, ее назвали в честь курфюрста. Из Бранденбурга вскоре привезли еще одну партию солдат, на месте навербовали воинов-аборигенов, так что вскоре на побережье возвели еще два форта.
Служба на Золотом Берегу была, конечно, не синекурой. Люди массово болели: к климату и местным инфекциям немцы не привыкли. Тропическая лихорадка в какой-то момент вдвое сократила население колонии. Тем не менее, крепостицы возводились ударными темпами, из камня, с бастионами и пушками. Завязалась торговля рабами, слоновой костью и золотым песком. Правда, колониальная идиллия осложнялась стычками с голландцами. Те рассматривали Золотой берег как свою вотчину, и один из первых пришедших в Африку кораблей уплыл уже под голландским флагом: конкурентов в Амстердаме не любили. Тем не менее, колония застраивалась, а из привезенного в Германию золота отчеканили медали с профилем Фридриха Вильгельма и надписью: «По воле Бога и при поддержке Его Высочества курфюрста Бранденбурга». Не чуждый тщеславия, курфюрст разослал эти медали по европейским дворам.
Бранденбуржцы не оставляли попыток прощупать и другие перспективные направления. Еще одну факторию возвели на берегу Того, а на островке у берегов Мавритании немцы восстановили покинутое португальское укрепление. Рабов сбывали в основном в Карибском бассейне, поэтому Бранденбург нуждался в форпостах и там. Однако на Карибах найти свободные углы было куда труднее, чем в Африке. Здесь правили бал великие державы. Однако курфюрст нашел своеобразный выход. Восточнее Пуэрто-Рико нашелся маленький остров Сент-Томас, принадлежавший… Дании. Датчане, которым особой пользы от этого владения не было, охотно уступили часть островка Бранденбургу в аренду. Правда, позднее коварные немцы арендованную колонию просто присвоили. Словом, Бранденбург расширял сферу владений, а его колонии уже приносили вполне приличный доход. Бранденбург перевез в Вест-Индию около 24 тысяч рабов, что пустяк по меркам Испании или Голландии, но для небольшого и небогатого Бранденбурга это была вполне масштабная торговля. Что касается этической стороны дела, то деньги с точки зрения Фридриха Вильгельма не пахли, да и моральные нормы в XVII веке серьезно отличались от нынешних. Тем более, нескольких экзотических невольников курфюрст вывез для себя.
Однако бранденбургские колонии существовали не столько благодаря могуществу строившей их державы (30-40 кораблей всех рангов — смешной флот с точки зрения любой крупной страны), сколько из-за отсутствия серьезных помех для дел других государств. В море хватало и более крупных хищников. В итоге колониальную империю Бранденбурга легко и быстро срезали на взлете. Англичане и голландцы блокировали Северное море, а в тропических водах расплодились пираты. Бранденбургские купцы были для них легкой добычей: немцы не могли подобно англичанам посылать сотни и тысячи небольших патрульных боевых кораблей для борьбы с морским разбоем. Словом, уже к концу XVII столетия колонии начали хиреть. Тем не менее, Бранденбург, уже превратившийся в Пруссию, продолжал владеть заморскими колониями. Правда, на рубеже столетий немцев уже заботил больше вопрос о поиске покупателей на них: Африканская компания вконец разорилась.
В 1717 году Гросс-Фридрихсбург за пустячную сумму продали голландцам. Правда, для тех этот форт не представлял особого интереса, и крепость постепенно хирела, пока не была полностью заброшена. Вдобавок, голландцам пришлось отнимать фортецию у местного вождя, очень серьезно воспринявшего свою клятву на верность Бранденбургу. Тот отбивался много месяцев в старой крепости, и в конце концов, благополучно ушел в джунгли, патриотично унеся с собой флаг Бранденбурга.
Отто фон дер Грёбен, основатель первой бранденбургской колонии в Африке, пережил собственное детище, прожил жизнь, полную приключений, и умер уже в 1728 году в своем поместье, в чине прусского генерал-лейтенанта. Фридрих Вильгельм правил долго, успешно, и стал основателем Прусского государства в его привычном миру виде. Бенджамин Рауле был после смерти своего покровителя-курфюрста обвинен в махинациях, заключен в тюрьму Шпандау и умер на свободе, но потеряв все состояние. А развалины немецких укреплений остались стоять, и до сих пор их можно видеть на африканском побережье напоминанием о необычной истории морской экспансии сухопутного государства.
источник: https://vk.com/@norinea-pokrasit-kartu-kak-brandenburg-stroil-afrikanskuu-koloniu