Поиск выхода из тупика. Часть 23. Alkett Minenraumer. 1944. Трехколесный минный трал
АВ торское предп\исловие: Трёхколесный минный трал фирмы Алкетт был и самым видным, и в то же время самым незаметным образцом техники «сумрачного германского гения». Именно его первым видел любой посетитель 6-го павильона музея в Кубинке, потому что почти 40-тонный экспонат стоял прямо напротив входа. А самый незаметный потому, что виден он был только в «анфас», и вся боевая мощь машины была срыта между стеной и соседним тягачом. Небольшой рассказ об Alkett Minenraumer в этой статье.
Если ничего не знать об экспонате Alkett Minenraumer в бывшей экспозиции Центрального музея БВТ в Кубинке, то можно нафантазировать, что эта машина стала прямым развитием боевой бронированной германской трехколёски Trefass-wagen, времен Первой мировой. Огромные колеса, артиллерийские башмаки на колесах, сама схема трехколёски с одним задним управляемым колесом, простой брутальный вид дают возможность такой итерации. Да и назначение близко — у Trefass-wagen — проделывание проходов в проволочных заграждениях и поддержка пехоты, в для Alkett Minenraumer то же самое, только надо добавить … и минно-взрывных заграждений.
Alkett Minenraumer был построен в 1942 году, спустя 25 лет после Первой мировой войны. Идея, которая лежала в основе проекта минного тральщика, была на поверхности — построить агрегат с колесами, взрыв мины под которыми не наносил бы ущерба самому носителю. История столь необычного проекта началась после окончания «первой» серии немецких операций в 1940-41 годах. Германская армия решила все поставленные перед ней задачи с минимальными усилиями, обогатившись боевым опытом. По итогам боевых действий первых двух лет войны был проведен анализ применения минно-взрывных заграждений в новых условиях маневренной войны. На тот момент одним из известных и используемых способов разминирования поля боя было использование тяжелого каткового трала толкаемого тягачом. Совместный проект фирм Alkett, Krupp и Mercedes-Benz предполагал объединения тягача и трала в один боевой агрегат. Опытный образец был построен на фирме Алкетт, которая в итоге и отвечала за его доводку, поэтому остальных участников этого проекта часто опускают.
Alkett Minenraumer представлял собой треколёсный самоходный трал, у которого каждое колесо оснащалось системой «башмаков», близких к системе Бонагенте, разработанной еще до Первой мировой и активно использовавшейся немецкой тяжелой артиллерией во время Первой мировой войны. При движении агрегата на поверхности должно было одновременно должно было находится минимум три «башмака», что бы взрыв мины рассеивался по большей площади. Так же большая площадь «башмаков» должна была увеличить проходимость машины до танковой. Теоретически 40-тонный агрегат должен был выдержать взрыв любой пехотной и серийной танковой мины под колесом.
Для обеспечения безопасности от осколков и ударной волны машина имела клиренс 91 см и приличное бронирование днища 40 для защиты экипажа и агрегатов. Днище тральщика имело выгнутую форму для рассечения взрывной волны. Дополнительно уже внутри бронекорпуса под агрегатами стояла ещё и 20-мм дополнительная защита. Максимальная скорость «тральщика» составляла всего 15 км/час. Машина передвигалась большими колесами вперед, заднее колесо управлялось цепным приводом с места водителя в кабине.
На отсеке управления размещалась башня от танка Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I) c двумя пулемётами. Экипаж из двух человек попадал в «тральщик» через верхний люк боевого отделения и люк башни. И если попасть внутрь в спокойной обстановке было возможно, то вот покинуть его живым под обстрелом противника выбираясь из люка на 4-х метровой высоте было бы практически невозможно. Передние колеса диаметром 1,9 метра приводились от мотора, размещенного ближе к центру машины, через коробку передач. На внешней стороне колес жестко закреплялась специальная цепь сложной формы, на которой монтировались «башмаки» с опорной поверхностью каждого 630х630 мм. Заднее колесо было диаметром 1460 мм и так же оснащалось цепью с десятью «башмаками» такой же ширины 630-мм, но более коротких. Поворот колеса на мощной вилке вокруг вертикальной оси должен был обеспечить маневренность машины.
Для боевого применения машина должна была выезжать на минное поле и двигаться по нему, сохраняя направление движения. За тралом в колонне должны были двигаться танки или моторизованная пехота. Тяжелая бронемашина должна была наезжать на мины и провоцировать их подрыв. Конструкция колес позволяла повреждённые взрывами мин «башмаки» заменят новыми. После прохода тральщика Alkett Minenräumer по минному полю образовывались три очищенные от мин полосы шириной 630 мм. Два передних колеса образовывали широкую колею для безопасного проезда бронетехники, чистый промежуток между ними от движения заднего колеса был предназначен для пехоты, сопровождавшей танки. Между этими полосами оставались два неразминированных участка такой ширины 630 мм, маркирование полос не предусматривалось.
В 1918а году этот монстр смотрелся вполне нормально на поле боя, по крайней мере появление такой машины не стало бы удивительным, видели тогда и более оригинальные проекты. Но в 1942 году медленный огромных трехколесный «слон» появившийся на поле боя был бы уничтожен в течении нескольких минут. Тем более, что трёхколесное шасси не обеспечивала требую проходимость на поле боя. Да и с доставкой его до поля боя были бы проблемы, особенно при отсутствии дорог с твердым покрытием. По сумме всех недостатков проект не был принят для реализации и тральщик забросили на полигоне.
Весной 1945 года Alkett Minenräumer был захвачен на полигоне Куммерсдорф, о чем говорят фотографии, солдатами Красной Армии и был передан советским конструкторам. В СССР до лета 1947 года два года пытались найти хоть одну причину, почему это изделие было построено в годы войны, но это так и не удалось. Летом 1947 года уже военные провели полевые испытания в Кубинке. Все теоретические оценки с блеском подтвердились — малоподвижная, большая машина с тонкой броней и слабым вооружением была крайне неудачной, начиная с проблем с перемещением агрегата к полю бою и оканчивая сложностью ведения огня из пулемётов в боковых полусферах и невозможностью осуществления сплошного разминирования.
Не ограничившись теоретическим рассмотрением тральщика и проверкой его ходовых параметров офицеры полигона решили проверить захваченную машину в действии, для чего загнали её на учебное минное поле. Тральщик ехал уже не сам, его буксировал танк, видимо к этому времени двигатель или был еще не отремонтирован, либо уже сломался. Тем не менее в таких условиях было решено проверить тральщик на практике. Подрыв противотанковой мины конструкция ходовой части и корпуса выдержала, но экипаж получил контузию. На этом испытания прекратились, техника техникой, а рисковать жизнью после войны уже никто не хотел. В итоге вывод был неоднозначным, с одной стороны тральщик Alkett Minenräumer мог бороться с минами различных типов и проделывать проходы в заграждениях, а с другой стороны он был бы почти гарантировано поражен артиллерией, а экипаж получил бы контузии и травмы при подрыве противотанковых мин или специальных боеприпасов большой мощности. Как использовать подобную технику было совершенно не понятно.
После завершения советских испытаний немецкий тральщик Alkett Minenraumer вернули на хранение трофейного имущества, но, в отличие от основной массы германского оружия, он был не переплавлен, а передан Бронетанковому музею в Кубинке. Опоздавший минимум на 25 лет, трехколёсный Алькетт стал для германской армии бессмысленной тратой денег и ресурсов и ничего не дал, да и не мог дать ни немцам, ни советской армии в качестве технологий и идей. Хотя предположить это можно было и изначально, еще до первого штриха на ватмане, просто оценив что, фактически это была попытка реализовать проект Первой мировой войны с учетом возможностей возникших в межвоенное время. Тем не менее после провала в Германии не остановились и построили ещё больший, 130-ти тонный монстр, о нём рассказ в следующей части.
Тактико-технические характеристики Alkett VsKfz 617/NK-101 “Minenräumer”/Катковый трал Алкетт
Страна: Германия
Год выпуска: 1942
Производитель: Alkett (Altmärkische Kettenfabrik)
Боевая масса: 38 тонн
Экипаж: 2 чел
Габаритные размеры: 6380х3220 х 2900 мм
Вооружение: 2 × 7,92-мм MG34
Бронирование: лоб корпуса 40 мм
Мощность двигателя: 300 л.с.
Скорость максимальная: 15 км/ч
Запас хода по шоссе: 30 км
Двигатель: Maybach HL120 V12 мощностью 300 л.с.