Поиск выхода из тупика. Часть 20. Trefass-Wagen. 1917. Немецкая бронированная трехколеска
Авторские предисловие: Мимо гигантских трёхколесных танков не смогли пройти ни русские, ни английские и французские военные. Сложно предположить из привлекательность, но хотя бы понять почему их пытались строить в начале войны можно. Но зачем германцы в 1917 году так же взялись за бронированную трехколёску сложно. О проекте Trefass-Wagen в этой статье.
1917 год. На поле боя вышли английские «ромбы» и французские «самоходки». На заводских полигонах уже катаются первый «правильный» легкий танк FT-17 и средний Mk A «Whippet» и 5-я модификация Mark V tank. А германцы тем временем планируют продолжать войну тем же оружием, что её и начали, может быть в 1918, а может и в 1919 году. Но с фронтов летят реляции о возникающей танкобоязни у солдат в окопах. Только желанием показать, что и на заводах второго рейха что-то делается можно объяснить те «проекты» танков, которые пошли в дело в 1917 году. Ну и конечно полным провалом агентурной и военной разведки, проспавшей совершенно новое оружие Антанты. История проекта Trefass-Wagen началась осенью 1916 года, когда германское военное командование решило всё таки оценить возможность построить машину не уступающей по боевой эффективности английским танкам Mk.I. Одним из первых предложила проект бременская фирма Hansa-Lloyd. К середине 1916 году в распоряжении немцев еще не было гусеничного шасси, которое могло бы маневрировать на поле боя и бременские «музыканты» построили прообраз танка по схеме трехколесного танка с большими колесами, что должно было обеспечить необходимую проходимость. Возможно Ганзе-Ллойду передали информацию о российской боевой машине Лебеденко и наработках англичан по «сухопутным броненосцам». 1 февраля 1917 года первый и последний образец германского трехколесного танка в Первую мировую войну вышел на испытания.
Основу ходовой части составляли два огромных колеса диаметром около 3,35 м. Кроме основного обода колеса к нему были добавлены расширители для увеличения ширины профиля. Направляюще колесо, или точнее каток было вынесено вперед и поворачивалось на шкворне. Отделение управления совмещенное с боевым отделением располагалось между колесами и было очень тесным. Если считать передней частью расположение управляющего колеса, то сзади располагался люк для попадания в боевое отделение, а спереди смотровое окно, закрывающееся броней. Из-за экзотичной конструкции расположение вооружения — снизу бронекорпуса и обзор с места водителя были ужасными. Общая масса Trefass-Wagen составила 19 тонн.
Понятно, что Бремен был очень далеко от линии фронта и конструкторы Ханза-Ллойд даже не собирались узнавать что в реальности представляет собой поле боя. Им оно казалось ровным, может быть чуть грязным полем с заграждениями из колючей проволоки. Наверно в таких условиях колесный танк и мог существовать, но в реальности первая же траншея или воронка становились непреодолимыми для почти 20-ти тонной машины. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть английские «ромбы» имели вполне приличную проходимость и бременская трехколёска и близко к ним не подошла. Проект был благополучно закрыт и военные сосредоточились на доводке «гробика» A7V. Никому не нужный колесный танк в октябре 1917 был разобран на металл.
Но история не делает выводов из собственных ошибок. Во время второй мировой войны германская армия вернулась к трехколесным монстрам с огромными колесами, словно военные решили, что именно отказ от такой техники стоил им победы в Первую мировую и они жаждали реванша. Иногда трехколёски типа Lauster Wargel LW 3, выпуска 1942 году путают с Трефасс-Вагеном, но это уже совсем другая история.
Тактико-технические характеристики Trefass-Wagen
Страна: Германия
Год производства: 1917
Производитель: Hansa-Lloyd
Боевая масса: 19 000 кг
Экипаж: 3-4
Размеры 10000×3500×3500
Вооружение: 2×20-мм пушки (не устанавливалось)