Поиск выхода из тупика. Часть 16. Pedrail «Sueter-Diplock» Landship. 1915. Не время для драконов
Создание в 1915 году Комитет по сухопутным кораблям (Landship Committee) наконец-то открыло дверь английскому изобретателю Браме Диплоку в военное ведомство и он построил единственный свой образец прототипа боевой машины Pedrail Landship Mark I.
В декабре 1903 года в журнале Strand Magazine был опубликован репортаж Герберта Уэллса с фронта англо-французской войны начала 20-го века. Репортаж назывался «Наземные броненосцы» («The land ironclads»и рассказывал о том, как французские броненосные машины смяли оборону английской армии. Шасси боевых машин были построены на базе идей английского конструктора Брамы Диплока (Brahma Joseph Diplok) и его колёс типа Педрайл. Через 12 лет, когда благодаря усилиям германской империи два до этого злейших врага стали союзниками, а Европа превратилась в поле боя, об идеях Диплока вспомнили, тем более к тому времени он уже перешел на продвижение гусеничных движителей с характерными башмаками.
В январе 1915 года Диплок предложил военным средства «малой» механизации поля боя — бронированный щит и бронированную тележку для снабжения на поле боя. Оба «агрегата» должны были перемещаться мускульной силой бойца, или в крайнем случае лошади. Весьма спорное предложение, но ведь из окна конструкторского бюро война смотрится совсем не так, как из траншеи на поле боя. Здравая идея была и в том и другом случае — облегчение перевозки грузов и защиты бойцов, там где колеса не пройдут.
Но представить себе в реальности как это будет работать на поле боя было бы сложно. Щит стал бы просто отличной мишенью для артиллерии противника, а гусеничная тележка все равно имела только узкое применение для относительно ровных, хотя может быть и неудобных поверхностей.
В феврале 1915 года морской офицер Мюрей Суттер (Murray Fraser Sueter) предложил идею гусеничной машины, которая благодаря длине опорной поверхности должна были преодолевать рвы и траншее, а гусеничный ход обеспечить проходимость. Как и многие инженеры автор проекта не верил в то, что простой гусеничный ход сможет обеспечить маневренность машины, хотя это и было уже доказано именно в Англии почти десять лет назад Хорнсби. Хотя конечно Хорнсби продал свой патент в начале 10-х годов Холт, а тот спрятал его под «сукно». Идею Суттера подхватил полковник Кромптон (Rookes Evelyn Bell Crompton), который и предложил проект на основе гусениц Педрайл Диплока боевую машину для Комитета сухопутных кораблей Королевской морской авиации. Существуют расхождения в том, кого считать автором проекта — Суттера и Диплока или Кромптона. Конструктивно проект Sueter-Diplock отличается от проекта Кромтона только размещением приводов гусениц. у Диплока привод ведущих колес был с внешней стороны корпуса. Кромптон предложил свой БТР с развернутым расположением гусениц. Можно сказать, что Кромптон, видоизменив проект Суттера-Диплока, «продал» его Комитету. 20 марта Комитет во главе с председателем Уинстоном Черчиллем одобрил два проекта Pedrail Landship Кромптона и Big Wheel Landship Хезерингтона. Моряки планировали заказать 12 бронемашин Pedrail Landship и шесть Big Wheel Landship.
Полковник Рукс Эвелин Белл Кромптон (Rookes Evelyn Bell Crompton) первый раз попал на поле боя в 10-ти летнем возрасте, когда в 1855 году сопровождал двоюродного брата во время Крымской войны, после окончания которой был награжден Крымской медалью, правда исключительно за присутствие на ней. Уже в школе Кромтон построил действующий паровой рутьер. Именно впечатления от Крымской войны подвигли его с самого начала Великой войны заняться разработкой боевых машин. В 1864 году Кромптон был зачислен в армию и служил в Индии с 1864 по 1868 год. В Индии инженер попытался построить паровую машину для замены главной тяговой силы — слонов. Уволившись Рукс Кромптон в 1875 году занялся самой модной темой — электричеством. На его «совести» оснащение электроосвещением задний — Mansion House, новое здание Лондонского суда (Law Courts) и Ринг Театр в Вене (Ring Theatre). В конце 19-го века изобретателя вызвали воевать с бурами, где он руководил отрядом инженеров-электриков. После бурской войны Кромптон ушёл в отставку действительным полковником (Lieut-Colonel), и стал работать Дорожном совете. Умер конструктор, видевший ещё войну в Крыму, в 1940 году, когда война уже шла на гусеницах и немецкие танки сбросили Англию с материка под Дюнкерком.
В ходе развития проекта машина с башенкой превратилась в 50-ти местный БТР. Шасси машины по прежнему базировалось на двух сочлененных одногусеничных шасси типа Педрайл. Бронированный корпус был жестким, а гусеничные движители со 100-сильными моторами на каждом могли поворачиваться в горизонтальной плоскости относительно друг друга, обеспечивая маневрирование длинной и тяжелой машины. Десант располагался в навешенных по бокам боевых отделениях. По планам военных, с мозгами явно «продутыми» рассказом-репортажем Уэллса, бронированная машина с экипажем и 50-ю «десантниками» через воронки и нейтральную полосу доезжала до окопов противника, десант спешивался и захватывал траншеи противника.
В марте 1915 для реализации второго проекта Комптона Pedrail Landship Mk.I, который Кромптон назвал Articulateur, началось производство ходового шасси — демонстратора технологий. Впечатленные обещаниями Кромптона и проходимостью показанных грузовых тележек и защитного щита Диплока на гусеничной основе военные заказали сразу 12 машин, но для начала решили построить хотя бы одно шасси и проверить его на полигоне. Строящаяся машина была фактически вариантом шасси Sueter-Diplock, без изменений внесенных в проект Кромптоном. Выкаченный из ворот завода шасси было крайне похоже на морское судно, ну если не на броненосец, то на катер точно. Расположенный впереди штурвал на вертикальной колонке, с помощью которого управление передавалось на гидравлическую систему поворота гусениц, ещё больше усиливало это сходство.
Первый вариант «Сухопутного корабля» конструкции Кромптона планировался болевой массой в 25 тонн при длине около 10 м и высоте более 3 м. Применение широких педрэйл-гусениц позволило бы сделать удельное давление на грунт всего 5,5 кг на кв.см, что должно было обеспечить проходимость по любым поверхностям. Реальная машина получилась тяжелее и больше.
И хотя уже в апреля автору проекта после посещения зоны боев во Франции стала понятна невозможность применения его машины, работы продолжались и первое шасси Pedrail Landship в июле 1915 вышло на испытания. Для производства Pedrail Landship Комитет по сухопутным кораблям провел тендер, который сначала выиграла фирма Foden Ltd, которая очень быстро благополучно разорилась, контракт передали Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Company. Там шасси построили, но к этому времени Комитет уже отказался от заказа машины и недостроенное шасси передали фирме Stothert & Pitt Ltd, известному производителю портовых кранов, имевшего и мощности, и финансовые возможности для работы со столь сложной техникой. Окончательным производителем Pedrail Landship можно считать компанию Stothert & Pitt Ltd. По двору завода шасси ездила в первозданном «голом» виде, но потом на раму установили надстройку и машина стала похож на бескапотный «автобус» с тканевыми бортами. Тент мог подниматься, что облегчало испытания и обслуживание, а испытания могли проводится в любую погоду.
«Бронетранспортер» весело «бегал» по полям, достигая по ровной местности почти невероятной скорости в 24км/час. По ровной поверхности машина ходила идеально, даже могла преодолеть небольшие воронки и окопы, но геометрическая проходимость сильно ограничивалась жесткой рамой и оригинальной балансировкой машины. Преодолевать широкие траншеи даже не пробовали, опасаясь, что она просто разломается посередине. К августу 1915 года на заводе Stothert & Pitt Ltd шасси попробовали превратить в реальную боевую машину, смонтировав на нем огнемет. Осенью 1915 года испытания машины Pedrail Flamethrower Vehicle закончились. Trench Warfare Department по итогам испытаний отказался от дальнейшего развития проекта. Нельзя сказать, что испытания были провальными, но по сравнению с резво бегавшему уже в то время Little Willie, машина казалось дорогой, сложной и очень большой. Огнеметный наземный броненосец Педрэйла к тому же был сложным в производстве и обслуживании, медленным и плохоуправляемым. Единственный плюс — удачная гусеница не перевешивал остальных недостатков.
После нескольких испытаний шасси отправили в Бовингтон, где в 1923 году и разрезали на металлолом. Несмотря на то, что Комптон считается одним из ведущих специалистов в раннем танкостроении, ни один из его проектов так и не был доведен до серии, а за 20-ть лет Диплоку так и не удалось создать ни одной машины на базе своих решений, которые были бы использованы в армии и вообще реально применены хоть где-либо. Педрэйл ландшип был последним блином, который то же оказался комом, на поля войны вышли гораздо более простые и эффективные машины.
Тактико-технические характеристики Pedrail Landship/Броненосец с гусеницами Педрайл
Страна Англия
Производитель Stothert & Pitt Ltd.
Годы производства 1915
Кол-во построенных: 1
Экипаж 8+50 десант (проект)
Сухая масса, 32 тн
Бронирование: 6,35-мм (проект)
Размеры: 12200×4000×3000 мм
Вооружение: 12-фунтовая пушка калибра 76,2 мм, пулеметы (проект)
Двигатель ДВС, 2×100 л.с (Роллс-Ройс)