Поиск выхода из тупика. Часть 15. Killen-Strait Armoured Tractor. 1915. Трехгусеничный танк
Одним из самых близких к реализации проектов боевых машин, разработанных в Англии в 1915-м году стал трёхгусеничный бронированный тягач на шасси американского трактора Killen-Strait. Рассказ о машине в этой статье.
Компания Killen-Walsh Manufacturing Company была создана в 1914 году для выпуска сельскохозяйственного трактора оригинальной конструкции инженера Страйта — Killen-Strait Tractor в Висконсине САСШ. Именно САСШ стали страной, в которой первой стала актуальной механизация полях. Огромные поля, засеянные сельскохозяйственными культурами, нельзя уже было нормально обработать, использую только коня или стационарные двигатели в качестве тяговой силы. Поэтому именно там появились первые самодвижущиеся комбайны и гусеничные трактора. Достаточно отметить что в 1921 году в США было 166!!! производителей тракторов, и если в 1916 было выпущено 29 670 машин, то в 1920-м 203 207 тракторов, хотя конечно очень много сделал для роста выпуска Форд со своим массовым трактором Фордзон. Киллен-страйт (Killen-Strait Tractor) был одним из этих производителей полугусениыной техники, причем ещё и c несамым оригинальным движителем, хотя он был наверно один из первых полугусеничников, если не вспоминать трактора Холта и Беста.
Киллен-Страйт трактор был спроектирован Уильямом Страйтом (William Strait) для одновременной работы с 2-3 14-ти дюймовыми плугами. Трактор Killen-Strait Tractor 30-50 был оснащен двигателем Doman с диаметром цилиндра 6 x 7 дюймов и рабочим ходом мощностью 40 л.с, а Killen-Strait Tractor 15-30 30-ти сильным Waukesha с поршнями размером 4 1/2 дюйма на 5 3/4 дюйма. Главной особенностью трехопорного шасси было то, что оно было полностью гусеничным, и даже переднее управляемое «колесо» было гусеничным.
В 1914 году был получен первый патент на трактор с комбинированным колесно-гусеничным опорным механизмом. Конструктор предполагал, что передняя гусеница будет обеспечивать низкую нагрузку передней оси на грунт и проходимость, а дополнительные колеса обеспечивать поворот машины. Это была попытка решения известной проблемы полугусеничных машин, которую не смогли решить ни германские конструктора в своих полугусеничных тягачах и бронетранспортерах и в схожих с Килен-Страйт мотоциклах NSU Kettenkrad Typ HK 101, ни даже чешские конструктора в своем послевоенном OT-810. Проблема заключалась в том, что колеса на твердом грунте имели слишком слабое сцепление и не позволяли повернуть машину, а на мягких грунтах даже при повернутых колесах полугусеничник все равно двигался прямо и нагребал перед собой грунт, вообще останавливая машину.
Когда стало понятно, что дополнительные колесики не только бесполезны, но даже вредны, работая как плуг для мощного трактора была предложена схема в которой была реализована схема с подвесом гусеницы на вертикальном шкворне и механизмом поворота с использованием румпеля поворачивающего переднюю часть. Но в итоге и этот вариант был отклонен, даже с использованием зубчатого механизма обеспечить необходимое усилие для поворота гусеницы за ось ее передних катков было почти невозможно. Такая компоновка использовалась на более мощных тракторах Killen-Strait Tractor 30-50. Недостаток поворотливости нивелировался тем, что пропашному трактору эта самая поворотливость в принципе не особо и нужна. По полю он ехал прямо, а для разворота всегда было место вокруг.
В итоге остановились на самом простом решении — поворот осуществляется вокруг самой оси, на которой подвешена гусеница. Один из первых вариантов трактора имел двухгусеничную комбинацию из передней управляемой гусеницы, одной задней опорной и третьего опорного колеса. Двигатель машины располагался по центру платформу над опорным гусеничным механизмом. Привода на переднюю гусеницу не было. Базовое исполнение Killen-Strait Tractor Typ 3 15-30 имело три гусеницы.
Именно Killen-Strait Tractor 15-30 и был закуплен англичанами для проверки возможности применения решений на базе полугусеничных тракторов в военном деле. Киллен-Страйт был поставлен вместе с парой тракторов Creeping Grip Texas, из которых, сильно забегая вперел, в итоге и родился первый настоящий танк.
30 июня 1915 года Killen-Strait вместе с тракторами Крипинг Грип был показан комиссии, в которую входили 1-й Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который а то время был «болен» идеей наземного броненосца, и Министр боеприпасов будущий премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж. Демонстрация техники проходила на полигоне фирмы Talbot, бывшей в то время фактически главной базой бронированных автомобилей Королевской военно-морской авиации (R.N.A.S.) на Барби Роул (Barlby Road). Трехгусеничный Киллен-Страйк явно не подходил на роль «сухопутного броненосца», но быть «наземным эсминцем» он вполне мог бы.
Британское военное министерство видело на поле боя — «миноносец с пулеметом», который должен был расчищать путь для пехоты и более крупных кораблей, обеспечивать проходы в заграждениях, подавлять пулеметные гнезда. Если продолжать аналогию с эсминцами, то есть относительно дешевыми, быстрыми и маневренными, то американский трактор вполне подходил для этого описания. Во время испытаний он показал себя как быстрая и уверенно перемещающаяся по бездорожью машина. Нестандартная развесовка трактора, которая приводила к тому, что передняя гусеница часто висела в воздухе, видимо заметно повеселила офицеров, которые катались на нем, как на яхте. В зависимости от положения машины они перебирались с «кормы» на «нос», вывешивались за его размеры. В общем «веселились» по полной программе.
А вот с преодолением проволочных заграждений получилось не так удачно. Для преодоления колючей проволоки лейтенант Оливер Торникрофт установил два резака для торпедных сетей с эсминцев на двух трубах в передней части трактора. Без резака машина стягивала проволочные заграждения и в конце концов в них запутывалась и останавливалась. Усилия что бы порвать или продавить проволоку не было.
После установки резаков трактор успешно прорезал проволоку установленную точно на высоте ножей, но на свободно подвешенной проволоке эффект был тот же, трактор просто стягивал проволоку и запутывался в ней. Несмотря на отличную подвижность испытания трактора не удались.
Если трактор не получался как «прорыватель проволоки», то возможно он бы вышел как бронированный трактор поля боя. Лейтенант Саймс посмотрел по сторонам и заметил на полигоне Тальбот броневик на шасси Делоне-Бельвиль, который был выведен из первой линии.
Учитывая грузоподъемность шасси бронекорпус был установлен без башни. Возможно стандартная башня с броневика могла быть установлена и позднее. Военные предполагали, что «бронированный Киллен-Страйт» можно будет использовать в частях RNAS, но двигатель машины оказался слишком слабым. Возить на себе тонну брони это совсем не то, что таскать за собой плуг. Машина стала большой и малоподвижной. Покатавшись по полю броневик не стали отправлять на фронт. Бронированный трактор Киллен-Стрейт закончил свои дни в качестве тягача на станции дирижаблей RNAS Barrow, куда он прибыл в сентябре 1915 года. Был ли он при этом разбронирован или нет информации нет.
Если бы бронированный трактор был вооружен башней, то возможно он выглядел бы так, как рисовали его «реконструкторы». Но видимо инженеры флота хорошо понимали, что и так малоустройчивая машина станет ещё менее устойчивой с высокорасположенной башней, и даже не стали пытаться её установить.
Несмотря на то, что на первый взгляд на базе трактора Киллен-Страйт могла бы получится вполне удачная боевая машина, врожденные недостатки конструкции машины, такие как высокий центр тяжести, малая мощность двигателя и плохая управляемость, сделали этот проект невозможным. В дело пошла более удачная машина, которая и стала в итоге «ромбом». А сам Киллен-Страйт поставил несколько тракторов, которые использовались в армии.
Тактико-технические характеристики Killen-Strait Armoured Tractor/Бронированный тягач на шасси трактора Киллен-Страйт
Страна: Англия
Производитель: Killen-Walsh Manufacturing Company (шасси)
Боевая масса: 5000 кг
Двигатель: 40 л.с.
Бронирование: 6,35 мм
Вооружение: 7,71-mm Maxim gun (в башне, которая не устанавливалась)
Экипаж: 2-3 чел