Поиск выхода из тупика. Часть 10. Torpille Terrestre Schneider Crocodile typ A/B. 1915. Если не можешь сломать, взорви!!!
Управляемые по проводам германские танкетки «Голиаф» стали одним из самых известных образцов «сумрачного гения», который многократно обсуждался и служил примером передовых разработок Третьего Рейха. Но гусеничные электрическое беспилотные торпеды были изобретены еще в первую мировую во Франции. Ниже рассказ о Torpille Terrestre Crocodile компании Schneider.
С начала 1915 года во Франции только в металле было реализовано полдесятка проектов боевых машин для преодоления простреливаемой всеми видами оружия нейтральной полосы. Германская армия разрабатывала тактику ударных групп, а союзники искали «эликсир бессмертия» в виде оригинальных боевых машин. В итоге наследники прусской пехоты создали эффективные боевые отряды, а союзники — танки. Тем не менее, к лету 1915 года у генералитета Антанты не было даже наметок, какая из разработанных «техник» сработает. Одним из вариантов, который пошёл в небольшую серия было изготовление «наземных торпед» фирмы Шнайдер, предназначенных для подрыва проволочных заграждения, которые считались главный препятствием для «гальского духа» французской пехоты.
Проделывать проходы для наступающей пехоты метод подрыва заграждений было идеей не новой, к тому же применявшейся и раньше. Главной проблемой была доставка взрывчатки к месту подрыва. Нужна была машина, которая заменит двух саперов, работа которых с развитием пулемётов стала смертельно опасной. Идея самоходного подрывного заряда лежала на поверхности, первой её реализовали французы. Наземная торпеда (Torpille Terrestre) была создана фирмой Шнайдер и представлена на испытания в первые месяцы 1915 года. Проект перспективной Torpille Terrestre получил рабочее обозначение Schneider Crocodile («Крокодил»). На испытания было представлено несколько образцов, обозначавшихся как торпеда «A». Они не оснащались взрывчаткой и служили для проверки работоспособности идеи. Фактически это был инженерный боеприпас, а не боевая машина.
Общий облик инженерного боеприпаса был сформирован быстро: минимальные размеры, фугасный заряд достаточной мощности, электрический привод, гусеничный движитель. Но реализовать такую идею можно сотней способов. На Шнайдере выбрали самый простой вариант — простая трубчатая рама. Корпус и какое-либо закрытие агрегатного отсека для экономии массы и снижения стоимости не планировались. На раме устанавливались аккумуляторы, пара электродвигателей и катушка для управляющего провода. Управление работой двигателей предусматривалась проводное. Все бортовые электрические агрегаты герметизировались, что давало возможность преодолевать и водные препятствия, то есть быть настоящим «Крокодилом». Так как на «торпеде» аккумуляторы визуально не заметны, иногда говорится о том, что ток так же подавался по проводам, тем более кабель был мощным. Но нет никаких подтверждений наличия агрегатов типа генератор за пределами инженерного боеприпаса. Движитель был простейшим — три катка — ведущее и два опорных. Задний опорный каток играл роль направляющего колеса. Все колеса-катки имели одинаковую конструкцию. Основой гусеницы была холщовая лента требуемых размеров. На ней с равными промежутками предлагалось закреплять прямоугольные деревянные бруски, используемые в качестве грунтозацепов.
На борту управляемой торпеды Torpille Terrestre должна была располагаться 40 килограммовая боевая часть фугасного типа, которая подрывалась дистанционно электрическим взрывателем. Для подрыва боезаряда предлагалось использовать электрический взрыватель с дистанционным управлением. Сухопутная торпеда Crocodile управлялась оператором через простейший электрический пульт, с которого можно было включить или выключить левый или правый двигатель, а так же подорвать торпеду. Поворот обеспечивался отключением одного из двигателей и подтормаживанием одной из гусениц.
Первые испытания были достаточно успешными. По и их итогам фирма Schneider в основном изменила движитель, так же были доработаны все элементы машины и Torpille Terrestre Schneider Crocodile typ B пошла в серию. В новом шасси был добавлен еще один опорный каток меньшего диаметра. Полностью было перепроектировано трубчатое шасси. В его несущую структуру был включен и сам боевой заряд. На катках появились реборды, что бы устранить сваливание гусеницы на поворотах. Катушка была перенесена с носителя на землю около позиции оператора.
Используемые торпеды сохранили основные недостатки прототипов — малая мощность двигателей и соответственно небольшая скорость перемещения по полю боя, всего несколько километров в час. За низкосилуэтной машиной было очень сложно следить, особенно в пылу боя и на изрезанной траншеями и воронками нейтральной полосе. Запас хода был всего несколько сот метров, но в условиях Первой мировой этого было достаточно, что бы завести мину под проволочные заграждения и подорвать их в нужном месте.
Боевое применение сухопутной торпеды было очень простым. На позиции расчет разворачивал пульт и катушку с кабелями, подключал к ним «торпеду», активировал взрыватель и направлял машину на цель. Включая и выключая двигатели торпеда доезжала до проволочных заграждений, заезжала под них и подрывалась. Герметизация электрических цепей и хорошая проходимость позволяла выполнять задачу в любых условиях. Доведя торпеду до цели, оператор подавал команду на подрыв БЧ. Взрыв 40 кг проделывал широкий проход в проволочном заграждении и мог даже обеспечить взрывное разминирование, если кроме проволоки были установлены и противопехотные мины. Как и во время Второй мировой войны целью инженерной машины могли быть и полевые укрепления и огневые точки противника.
Первых Schneider Crocodile Type B были изготовлены в начале лета 1915 года и переданы на испытания. 15 июля 1915 года за один день были проведены испытания, которые полностью подтвердили ожидания от инженерного боеприпаса. Schneider Crocodile на скорость в несколько километров в час мог передвигаться на расстояние ограниченное длиной кабеля, успешно маневрировал на поле боя, переезжал небольшие препятствия, в том числе водные. Обучение оператора не представляло сложности. БЧ показала высокие характеристики, пригодные для решения задач.
Но это сейчас в 21 веке всё электрическое дешево и доступно, а в начале 20-го электромоторы и провода были дефицитными и стоимость торпед была совсем не маленькой. Так же достаточно дорого обходилась эксплуатация инфраструктуры, ориентированной на электротехнические изделия. Отсутствие какой-либо защиты могло стать причиной выхода из строя от пули или осколка. Хотя конечно опасность этого была сильно преувеличена противниками «наземных торпед. Малые размеры не только затрудняли обнаружение торпеды противником, но при этом мешали и оператору. Если на испытаниях на гусеничную машину можно было поставить что-то типа флажка, то в боевых условиях это было неприемлемо. Для того, что бы управлять оператор должен был выглядывать из окопа подвергая себя опасности. Но это были ожидаемые недостатки.
В тактическом плане широкое применение Schneider Crocodile Type B позволило бы французским войскам сравнительно быстро разрушать проволочные заграждения, делая проходы для пехоты. Всего через несколько недель после проведения испытаний французское военное ведомство приняло решение о принятии новой сухопутной торпеды на вооружение. Фирма Шнайдер, получив заказ, изготовила несколько небольших партий новых изделий. Говорят примерно о 20-ти торпедах. Возможно их было больше — несколько сотен. Выпуск продолжался до лета 1916 года, когда военными было принято решение сосредоточится на танках. Нет точных сведений ни о применении самодвижущихся самоходных боеприпасов во французской армии, ни у союзников, куда их могли поставлять. Для того, что бы система подобного типа была эффективной, объем производств должен был достигать тысяч, а не десятков, или даже сотен штук, как было на самом деле. В июне 1916 года компания «Шнайдер» прекратила производство самоходных торпед Crocodile Type B, сосредоточившись на выполнении большого заказа на танки, которые должны были делать то же самое, только не методом самоубийства.
Все изготовленные и поставленные заказчикам изделия Crocodile Type B были использованы на полях боя для поражения целей, ни одной торпеды до нашего времени не сохранилось, но идея получила уже новое прочтение во Вторую мировую, когда Германская армия активно применяла несколько видов сухопутных торпед «Голиаф», не получил правда от этого никакого серьезного преимущества. За 30 лет избавится от врожденных недостатков не удалось и немцам. Став первым образцом оружия такого типа «сухопутные торпеды» Шнайдера были перспективным оружием и они вполне могли получить развитие параллельно развитию танков, дополняя их.
Тактико-технические характеристики Torpille Terrestre Schneider Crocodile typ A/B/Наземная Торпеда Шнейдер Крокодил Тип А/Б
Страна: Франция
Производитель: Schneider
Год производства: 1915-1918
Кол-во выпущенных: 3+20 (200)?
Боевая масса: 142 кг
Вооружение: 40 кг взрывчатки
Размеры: 1660×820×600 мм