0

Второго января исполнилось 100 лет со дня смерти пионера европейского автомобилестроения Армана Пежо (Armand Peugeot).

Его, предки в XV веке обосновались в графстве Монбельяр (Восточная Франция), в богатой лесом и водой сельской, местности. Несколько поколений рода Пежо занимались сельским хозяйством. В XVIII веке один из них, Жан-Пьер, приобрел водяную мельницу, а позже -кожевенную мастерскую, и красильню. После его смерти двум старшим сыновьям досталась мельница, а двум младшим -все остальное. Младшие занялись текстилем и заметного следа в истории не оставили, а вот старшие, Жан-Фредерик и Жан-Пьер-младший, рискнули отказаться от мукомольного, дела и освоить редкую в этой местности, металлообработку. Сырье, было привозным, но залогом успеха Стали бесплатный природный источник энергии — водный привод мельницы, буковые леса, дающие отменный материал для деревянных ручек инструментов, отсутствие в Монбельяре серьезных конкурентов и, как отмечают историки, религиозная и трудовая этика лютеранского рода Пежо, выраженная двумя словами: «Молись, и работай!»

Кринолины и зубья пилы

В 1810 году братья Пежо строят на участке у мельницы слесарную и литейную мастерские и начинают выпускать всевозможные инструменты и предметы быта: пилы и полотна, для пил, оправы очков, каркасы для зонтов, металлические прутья для модных юбок-кринолинов, разную кухонную утварь, утюги, ручные кофемолки и мельницы для пряностей. Этот год считают годом основания предприятия «Пежо».

Со временем братья возводят новые помещения и расширяют ассортимент товаров, изготавливая колеса со спицами, валы для горячей прокатки стальных листов и другую сложную технику.

Под знаком льва

Почти с самого основания предприятия «Пежо» клеймом на продукции становится изображение льва, чьи острые зубы напоминают о зубьях пилы. К тому же лев являйся частью герба округа Монбельяр. Но официальной датой рождения льва как логотипа фирмы «Пежо» считается год  его регистрации — 1858-й. Лев появился не на всех товарах одновременно: вначале на пилах и кухонной утвари, затем на велосипедах и мотоциклах и в последнюю очередь — на автомобилях. Их лев украсил лишь в 1906 году, когда производство уже шло полным ходом. За историю компании лев менял свой облик множество раз, пока в 2002 году не получил окончательный вид.

Под знаком льва

Кто изобрел Veloziped?

Наш юбиляр Арман Пежо, представитель четвертого поколения славной династии, окончил престижную инженерную школу Ecole Centrale в Париже.

В 1881 году он путешествовал по Англии и присматривался к техническим новинкам — ведь страна считалась самой передовой на континенте. На улицах Лондона ему изредка попадались люди верхом на странных двухколейных повозках с огромным, почти двухметровым, передним колесом и крохотным задним. Арман сразу же оценил повозку как возможный большого спроса.

В следующем году он вместе с двоюродным братом Эженом, по привезенному из Англии образцу изготовил эту не известную во Франции техническую новинку и дал ей название Veloziped — вот так появилось вошедшее и в русский язык слово «велосипед»!

Уже через семь лет братья изготовили 19000 велосипедов, которые стали популярны не только во Франции. В 1889 году Пежо показали свое «чудо техники» на Всемирной выставке в Париже, и, как рассказывают современники, оно понравилось публике куда больше, чем Эйфелева башня. Парижская выставка дала новому средству передвижения настоящую путевку в жизнь.

На той же знаменательной выставке Пежо продемонстрировали еще одно свое чудо — трехколесный самоходный экипаж с паровым (!) двигателем. A yже через год появляется первый автомобиль марки «Пежо» с двухцилиндровым бензиновым двигателем Готтлиба Даймлера мощностью в 1 л. с. А еще через год, в 1891-м, начинается серийное производство автомобилей.

Кто был первым?

До сих пор ведутся споры о том, какая фирма первой в мире выпустила серийный автомобиль. Патриоты «Пежо» отдают первенство «своей» фирме, считая трехколесный самоходный экипаж с паровой машиной (1889) автомобилем.

Но надо учесть, что братья Пежо изготовили всего четыре таких повозки, что никакие укладывается в понятие серийного производства. Поэтому за «первородство» спорит автомобиль марки Panhard & Levassor ррф двух французов — Рене Панара и Эмиля Левассера, начавших  серийный выпуск в 1890-году, годом раньше запуска в серию автомобиля  с бензиновым мотором братьями Пежо

И только немцы не вступают в спор, они то на 100 % уверены, что первым серийным автомобилем в мире может называться только запатентованный Карлом Бенцем Motorwagen «Velo».

Автомобили превыше всего

Дела у Пежо идут успешно. В 1892 году собрано 29 автомобилей, в 1899-м — 300. И хотя машины внешне пока еще сильно смахивают на безлошадные кареты и управляются румпелем вместо рулевого колеса, они уже «обуты» в резиновые пневматические шины — революционное новшество в автомобилестроении!

Успехи позволяют братьям делишься прибылью с сотрудниками. Предприятия «Пежо» славятся гуманным отношением к своим рабочим. Их обеспечивают дешевым жильем, лечат в госпитале бесплатно, состарившимся рабочим платят социальные пособия, молодежь бесплатно обучают профессиям. Рабочий день доставляет десять часов, что в то время было редкостью.

В 1896 году пути братьев временно расходятся. Арман одержим мыслями о постройке автомобилей и уверен, что в будущем они станут самым массовым средством передвижения.  Он хочет полностью перестроить предприятие на автомобилестроение. Эжен с ним не согласен: автомобиль видится ему лишь временной модой без будущего. Основной и постоянный доход, считает он, приносят, бытовые товары, инструменты и особенно  велосипеды. 

Под знаком льва

1896 год — поворотный в истории рода Пежо, братья становятся независимы друг от друга. Получив свою долю собственности, Арман организует «Акционерное общество по производству автомобилей» и строит заводы в городах Одинкур и Лилль. Эжену достается их общая фирма, и он продолжает выпускать инструменты, другие товары и велосипеды: двух-, трех-, и даже четырехколесные, тандемы, с моторами и без. Для защиты от воров придумали складные велосипеды — их можно легко заносить в дом. Впервые появились велосипеды с переключением передач.

Когда в 1905 году Эжен, незадолго до смерти, передает бразды правления сыновьям, то молодое поколение сразу же начинает строить автомобили.

Несколько лет две марки «Пежо» мирно сосуществуют, а в 1910 году не имеющий наследника больной Арман предлагает сыновьям Эжена объединить две фирмы в одну. Так создается «Акционерное общество по производству автомобилей и велосипедов Пежо». Когда Арман, отошел от дел, «Пежо» был крупнейшим производителем автомобилей в Европе, выпуская 10000 штук в год. В дальнейшем компания знала времена взлетов и падений, была главным производителем скутеров, мотоциклов, мопедов и велосипедов в Европе. Впервые в мире «Пежо» серийно выпускали электромобили (377 штук, 1942 год).

В 1975 году «Пежо» стала владельцем попавшей в тяжелое финансовое положение компании «Ситроен», и с тех пор объединенный концерн носит название PSA Peugeot-Gitroen. Интересно, что семья Пежо (в восьмом поколении!) владеет 25% капитала концерна.

Нет ни одной другой крупной автомобильной компании,  в которой потомки основателя оставались бы собственниками до настоящего времени.

«Малыш Пежо» в России

В наше время имя одного из самых знаменитых автомобильных дизайнеров итальянца Этторе Бугатти связывают с дорогими автомобилями концерна VW.

Между тем еще в начале XX века, в 1903 году, молодой инженер из Эльзаса Бугатти прославился разработкой не роскошного лимузина,а очень дешевого маленького: автомобиля Peugeot Тур 69 по заказу Армана Пежо. Автомобиль сразу же стал необыкновенно популярен и приобрел у французов ласковое прозвище Bebe-Peugeot («малыш Пежо»).

Несмотря на малые габариты и вес, малыш был построен с учетом новых достижений техники. Инженеры впервые применили реечный рулевой механизм, двигатель имел систему смазки под давлением и принудительное водяное охлаждение. Крутящий момент от расположенного впереди двигателя передавался на ось задних колес с помощью карданного вала, а не цепной передачи, что было абсолютной новинкой.

Машина предназначалась для людей среднего достатка. Реклама гарантировала покупателям небольшие расходы на бензин — «1 су за 1 км» (су — французская мелкая монета того времени).

В 1905-16 годах «Пежо» выпустил околей 4500 Bebe-Peugeot, несколько штук попали в Россию. Один автомобиль предназначался для наследника престола Алексея (сохранились фотографии царевича за рулем).

Под знаком льва

После революции «Пежо» царевича вместе с другими автомобилями царского двора хранился в правительственном гараже. Именно хранился, практически не покидая его: ни один уважающий себя чиновник не хотел показываться городе на «детской» машине.

Ее списали и передали в Ленинградский дворец пионеров, где на ней обучали будущих автомобилистов. В 1942 году дворец сильно пострадал при бомбежке, и следы «малыша» затерялись.

Но одна машина этой марки, выпуска 1913 года, в России все же сохранилась до нашего времени. Она принадлежит частному лицу и выставлена для публичного обозрения в Политехническом музее Москвы. Русский «малыш Пежо», как пишет российская пресса, иногда покидает музей и отправляется на выставки антикварной техники или на гастроли — на его счету около десятка съёмок в кино- и телефильмах.

источник: Евгений Байзер «Под знаком льва» Контакт-шанс №3 • 05.01-11.01.2015

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account