Небольшая, но интересная статья Николая Колядко.
Императорская Россия, «которую мы потеряли», за какие-то восемь лет смогла построить семь новейших дредноутов, а великий и могучий Советский Союз за всю свою историю «ниасилил» ни одного. Как так получилось?
Содержание:
Игрушки больших мальчиков
В начале XX века линкоры нового «дредноутного» типа были не просто самыми мощными и современными боевыми кораблями, но ещё и показателем статуса. Способность самостоятельно строить такие корабли демонстрировала принадлежность к самой высшей лиге — это умели делать лишь девять тогдашних «великих держав».
Среди них была и Российская империя — в 1909–1917 годах у нас построили семь линкоров. Но по окончании Гражданской войны в распоряжении Советской России остались лишь три более-менее боеспособных. Восстановление ещё одного и достройку другого разрушенная экономика страны не тянула, и их разобрали.
Все 1920-е годы о постройке новых тяжёлых кораблей речь не шла — сил хватало лишь на ремонт и модернизацию имевшегося.
Кроме того, на флоте возобладала концепция «малой морской войны», поэтому первым делом начали строить то, что британцы презрительно называли «оружием бедных» — торпедные катера, подлодки и сторожевики.
Внезапный поворот
В начале 1930-х появилась возможность строить более серьёзные единицы — эсминцы, лидеры и лёгкие крейсеры для всё того же «малого флота» ближней морской зоны. Ничто не предвещало изменения концепции, когда в конце 1935 года высшее политическое руководство СССР решило начать постройку тяжёлых кораблей, включая линкоры.
Считается, что этот поворот вызвало возрождение на Балтике германских ВМС, вновь разворачивающаяся во всём мире гонка морских вооружений, плюс осознание лично И. В. Сталиным концепции fleet in being — то есть способности мощного флота влиять на военно-политическую обстановку самим фактом своего наличия.
В следующем году правительство утвердило программу развития флота на 1937–1943 годы. Планировалось построить в том числе восемь «линкоров А» с 406-мм артиллерией и 16 «линкоров Б» — фактически линейных крейсеров с 305-мм орудиями. Но после проработки проектов от последних вскоре отказались.
Строительство
В 1938 году в Ленинграде и Николаеве заложили первые два линкора проекта 23 — «Советский Союз» и «Советская Украина». Поначалу их оптимистично планировали ввести в строй уже в 1941 году. В 1939-40 годах на новом заводе в Молотовске (нынешний Северодвинск) заложили остальные два корабля первой серии.
Строительство шло с большими трудностями и задержками, а в июле 1941 года было по понятным причинам заморожено. На тот момент готовность первых трёх кораблей составляла от 21,2 до 5,3 процента. Даже если бы война не случилась, такими темпами их закончили бы в лучшем случае в 1945 году.
Можно услышать, что, дескать, Российская империя смогла достроить свои линкоры, даже несмотря на войну. Однако это явное передёргивание. Тогда судостроительные центры не были оккупированы или отрезаны от остальной страны. А кроме того, в Первую мировую линкоры действительно были остро необходимы — особенно на Чёрном море.
Итоги
После войны была идея достроить хотя бы головной «Советский Союз». Но во-первых, корабль без серии — это всегда очень дорого. А во-вторых, стало ясно, что проект устарел. Какое-то время велась неспешная проработка следующего «проекта 24», но после смерти Сталина работы по нему свернули. Время линкоров прошло.
Так что, если коротко, — то сначала не могли, потом не успели, а затем это стало уже не нужно.
источник: https://warhead.su/2020/08/19/pochemu-sssr-ne-smog-v-linkory