1

   В отечественной фантастике тема попаданцев чуть ли не основная. И у меня возник вопрос не почему столько пишут, а почему столько читают?
Я не хочу тут брать совсем бредовые серии про «бациллу-попаданца», такого бреда можно найти в любой писательской области.
Я задаю тут вопрос — «а почему так хорошо читается даже среднего качества книга про попаданца?»

При этом попаданцев придумали совсем не на пост-советском пространстве. Отлично читались не только «Янки при дворе Короля Артура» (а это, между прочим, 19 век). Тут можно вспомнить Марко Поло, причем ситуация «наши там» усугубляется еще тем что, похоже, есть большая вероятность того, что Марко Поло почти нигде и не был.

Но вернемся к читаемости. Вот возьмем западную фантастику, к примеру — Аластера Рейнольдса и его «Пространство откровения». Очень качественная фантастика, много наград. Очень, очень интересный мир, очень хорошо и логично выстроенный. Но вот читать не так чтобы просто. Причина этого в том, что в самом устройстве мира и взаимоотношениях героев начинаешь разбираться ближе к сотой странице. У писателя просто нет возможности объяснить по шагам что происходит. Времена, когда пионеру, зайцем попавшему на космический корабль, капитан на модели корабля объяснял его устройство — прошли. Сейчас «историю в истории» стараются избегать всеми средствами (я вспоминаю, как в детстве нудно читалась первая половина «Астронавтов» Станислава Лема). Поэтому у писателя выбор: либо создавать мир из кубиков сегодняшнего дня (что выглядит очень ходульно), либо без предупреждения бросить читателя на самую глубину (ну… может быть кидать ему эпиграфы, чтобы он совсем не запутался в терминах, вот как например в «Анафеме» Нила Стивенсона).

Однако, у писателей романов про попаданцев такой проблемы нет. Тут можно придумывать мир любой сложности, потому что в него попадает наш соотечественник и по шагу открывает его особенности и взаимоотношения между аборигенами. При этом это выглядит не как менторское наставление пионеру на космолете, а как прохождение RPG, где персонаж набирает экспу и переходит от уровня к уровню.
Читатель отождествляет себя с персонажем книги, а следить за таким прохождением безумно приятно. Даже есть поджанр попаданцев — «лит-РПГ», где попаданец оказывается непосредственно внутри игры.

Но тут существует и ловушка для писателя.
Дело в том, что компьютерные игрушки делаются ради процесса. Редко какая имеет внутри мысль, которую хочет рассказать игроку. Но даже если она есть, то она не отменяет какого-нибудь «килл-ем-олл».
Применение этого принципа к литературе порождает бесконечные зависшие серии. Писатель пишет две-три книги (в лучшем случае), потом бросает и берется за другой мир. При этом редко какой писатель понимает, что он пишет процесс, хотя певцы именно процесса существуют, вспомним хотя бы Гая Юлия Орловского и его «Ричарда Длинные Руки», который дополз до полусотни томов. Я подозреваю, что дополз бы и больше, но его аудитория ушла на пенсию, а молодежи начинать читать с начала облом. Почему читают попаданцев?

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account