По следам V-22 «Оспри» — гражданский конвертоплан AugustaWestland AW609
Появление в вооруженных силах США V-22 "Оспри" — первого массового военного конвертоплана — подстегнуло и конструкторскую мысль в гражданской авиации. В 1996 году, фирмы "Bell" и "Boeing" начали разработку гражданского конвертоплана широкого профиля на основе созданного в 1977 прототипного XV-15 (машина использовалась для опытов, и была окончательно снята с вооружения только в 2003 году) Но очень скоро — в 1998 году — "Боинг" отказался от проекта. В результате, фирме "Белл" пришлось искать нового партнера для продолжения проекта.
И такой партнер был найден в лице "Аугуста-Вестланд" — крупного итало-английского производителя авиации. Уже в сентябре 1998 года, контракт между концернами был подписан, и работы над новой машиной пошли в максимальном темпе.
В июне 2011 года, "Аугуста-Вестланд" выкупила у "Белл" всю производственную цепочку и права на новую машину. Контракт был подписан в ноябре 2011 года. и с этого момента машина получила окончательное название "Аугуста-Вестланд".
Первые стендовые испытания конвертоплана прошли в декабре 2002 года. И в марте 2003 состоялся первый полет конвертоплана BA609 на полигоне в Арлингтоне, штат Техас.
По конструкции, "Аугуста-Вестланд" BA609 представляет собой двухмоторный конвертоплан, схемой исполнения — поворотные двигатели на концах крыльев — сильно напоминающий V-22 "Оспри" (очевидно, эта схема наиболее удачна для конвертопланов!) уменьшенный примерно вдвое. В качестве двигателей использованы два "Пратт-Уитни Канада" PT6K-67A мощностью около 1940 лошадиных сил.
Аппарат имеет длину 13,3 метра, пустую массу в 4765 кг, максимальную взлетную — в 7600 кг. Размах крыльев составляет 11,7 метров, с длиной роторов — 14,2 метра.
Максимальная скорость машины составляет 510 км/ч, радиус — 1390 км, потолок — 7625 метров.
Экипаж машины — 1-2 человека, при пассажировместимости в 6-9 пассажиров или 2500 кг полезной нагрузки.
Летная сертификация машины и введение ее в серию запланировано на 2015 год. По оценочной стоимости, конвертоплан будет стоить не дороже 8-10 миллионов, но итоговая цена будет объявлена не позднее чем за 25 месяцев до первой серийной машины.
А теперь кое-какие мои личные мысли:
С моей точки зрения, конвертоплан "Аугуста-Вестланд", это шанс для российского авиапрома догнать отставание по подобным машинам, имеющее место в последние десятилетия. Нет сомнений, что роль конвертопланов будет непрерывно расти — V-22 "Оспри" продемонстрировал все возможности машин этого класса. К сожалению, в настоящее время работ с конвертопланами в России не ведется — все внимание обращено на "традиционные" вертолеты.
Разумеется, для РФ почти нет каких-либо шансов получить V-22 "Оспри" или его спецификации. Но гражданский конвертоплан "Аугуста-Вестланд", это гораздо более доступная машина. Тщательное изучение конструкции закупленных конвертопланов, могло бы восстановить наши позиции, и решить сразу ряд проблем!