Плавучая база летающих лодок «Акицусима». Япония
По мере совершенствования техники военно-морского флота, совершенствовалась и оборонительная доктрина японского императорского флота, предусматривающая перехват наступающего американского флота во всё более отдалённых от берегов Японии районах Тихого океана.
Однако увеличение расстояний потребовало и совершенствования сил, и средств разведки, которая должна была своевременно обнаружить вражеский флот на максимально удалённых рубежах и вскрыть состав его сил и походный порядок. Начиная с 20-х гг. XX века в японском императорском флоте эта задача во всё возрастающей степени стала возлагаться на многомоторные летающие лодки дальнего радиуса действия.
Но при действиях с баз, расположенных на самих Японских островах, даже очень большой дальности полёта этих летающих лодок не могло хватить для огромных просторов Тихого океана. Для обеспечения действий летающих лодок требовались базы по всей территории Японской империи и прежде всего на тихоокеанских островах. Конечно, летающие лодки обладали огромным преимуществом над колёсными базовыми самолётами в плане базирования – им не нужна была взлётно-посадочная полоса, но и они не могли обойтись без регулярного технического обслуживания и ремонта. Японский флот прилагал большие усилия для создания развитой сети хорошо оборудованных гидроаэродромов, но этих усилий всё равно было не достаточно для создания надлежащей сети базирования летающих лодок на столь обширном театре.
Тогда японские адмиралы решили создать для летающих лодок плавучие базы, благо флот уже имел большой опыт использования гидроавиатранспортов для развёртывания передовых баз одномоторных гидросамолётов. При этом первым кораблём обеспечения базирования летающих лодок как раз и стал гидроавиатранспорт «Камой» [2], переоборудованный для обеспечения действий летающих лодок во время ремонта в 1939 году [3].
Впрочем, флот не собирался останавливаться на кораблях-переделках и ещё до окончания переоборудования «Камой» запланировал постройку специального корабля для обслуживания летающих лодок – будущей «Акицусима».
Общие данные
Кораблестроительная программа
Постройка плавучей базы летающих лодок «Акицусима» была запланирована по 4-й программе завершения военных приготовлений флота («Дайёндзи кайгун гумби дзю:дзицу кэйкаку», сокращённо – «Мару ён кэйкаку»), принятой в 1939 г. Строительный номер по программе – корабль № 131 [4].
Бюджетная стоимость постройки корабля была определена в 11825000 иен.
Эта сумма распределялась следующим образом:
- • 176049 иен на административные расходы,
- • 5706958 иен – стоимость корпуса,
- • 2753279 иен – стоимость механизмов,
- • 1140296 иен – стоимость артиллерийского вооружения,
- • 217479 иен – стоимость минного вооружения,
- • 307605 иен – стоимость штурманского вооружения,
- • 925756 иен – стоимость электрооборудования,
- • 432999 иен – стоимость вооружения связи,
- • 164579 иен – стоимость авиационного вооружения.
По Программе кораблестроения военного времени 16-го финансового года эры Сёва [5] («Сё:ва дзю:року нэндо сэндзи кэндзо: кэйкаку», сокращённо – «Мару кю: кэйкаку» («Экстренная программа пополнения флота»), принятой в 1941 г., предполагалось строительство однотипного корабля (строительный номер по программе – корабль № 303), который даже успел получить название – «Тихая». «Тихая» должна была быть заложена на верфи Кавасаки сразу после спуска на воду «Акицусима», с плановым вводом в строй в конце января 1943 г., но в связи со спешными приготовлениями к приближающейся войне закладку сначала отложили, а осенью 1942 г. отменили совсем.
По Модифицированной 5-й программе завершения военных приготовлений флота («Кай мару го кэйкаку»), принятой 21 сентября 1942 г., предполагалось строительство ещё трёх однотипных кораблей со строительными номерами 5031-5033, но, ни один из этих кораблей не был заложен. Заказ был аннулирован в 1943 г.
Названия и классификация
«Акицусима» официально классифицировалась, как плавучая база гидросамолётов («суйдзёжи бокан»). Классификация плавучая база летающих лодок («хико:тэй бокан») использовалась полуофициально.
«Акицусима» – поэт. Остров стрекозы, одно из старинных поэтических имён Японии.
История появления проекта
Первоначальные планы предполагали постройку плавучих баз летающих лодок двух типов: большой и малой. Большая плавбаза представляла собой крупный, быстроходный и хорошо вооружённый корабль, который должен был действовать совместно с главными силами флота в открытом океане. Малая плавбаза должна была обеспечивать базирование летающих лодок на якорных стоянках.
Большая плавучая база летающих лодок («о:гата хико:тэй бокан» [6]), должна была иметь следующие тактико-технические характеристики:
- • Водоизмещение стандартное 9950 тонн;
- • Водоизмещение на испытаниях 11000 тонн;
- • Длина по ватерлинии 173 метра;
- • Энергетическая установка: двухвальная паротурбинная, мощностью 30000 л.с.;
- • Скорость 25 узлов;
- • Дальность плавания 8000 миль (14 уз ); Вооружение: восемь 12,7-см зенитных орудий в четырёх спаренных артиллерийских установках, шесть 25-мм автоматов в двух строенных установках и два противолодочных бомбомёта;
- • Авиационное вооружение: 4 гидроса-молёта-разведчика, 4 летающих лодки на палубе, 2 летающих лодки на буксире, одна катапульта для летающих лодок и одна катапульта для гидросамолётов-разведчиков;
- • Бронирование: борт 65-75 мм; палуба 25-30 мм;
- • Авиационный боезапас: 32 [7] 800-кг, 80 500-кг, 152 250-кг, 144 60-кг авиабомбы; Запас горюче-смазочных материалов: 1200000 л авиабензина, 100000 л смазочного масла.
Малая плавучая база летающих лодок («когата хико:тэй бокан» [8]) должна была иметь следующие тактико-технические характеристики:
- • Водоизмещение стандартное 2350 тонн;
- • Водоизмещение на испытаниях 2500 тонн;
- • Длина по ватерлинии 97 метров;
- • Энергетическая установка: трёхвальная дизельная, мощностью 6750 л.с.
- • Скорость 20 уз;
- • Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах;
- • Вооружение: четыре 12,7-см зенитных орудия в двух спаренных артиллерийских установках, четыре 25-мм автомата в двух спаренных установках и два противолодочных бомбомёта;
- • Авиационное вооружение: всего корабль мог обеспечить базирование трёх летающих лодок, при этом одна летающая лодка могла постоянно находиться на палубе;
- • Авиационный боезапас: 16 800-кг, 8 500-кг, 54 250-кг, 30 60-кг авиабомбы;
- • Запас горюче-смазочных материалов: 458000 л авиабензина, 37000 л смазочного масла.
* * *
Но после рассмотрения этих вариантов было решено сначала построить плавучую базу средних размеров водоизмещением на испытаниях 3550 тонн. На совещании представителей МГШ и МТД в августе 1938 г. были определены характеристики нового проекта:
- • Водоизмещение на испытаниях 3550 тонн;
- • Длина по ватерлинии 110 метров;
- • Энергетическая установка: 2 дизеля суммарной мощностью 8000 л.с., 2 винта;
- • Дальность плавания 8000 миль на 14 узлах;
- • Вооружение: четыре 12,7-см зенитных орудия в двух спаренных артиллерийских установках, четыре 25-мм автомата в двух спаренных установках;
- • Авиационный боезапас: 245 авиабомб калибром 60-800-кг;
- • Запас авиабензина 600 т.
* * *
Согласно первоначальному проекту корма корабля должна была быть покатой (по образцу слипа китобойных плавбаз) для вытягивания летающей лодки на верхнюю палубу лебёдками. Слипу был придан наклон в 9° и кромка юта была заглублена ниже ватерлинии на 1,2 метра. При вытягивании летающей лодки на палубу в кормовые балластные цистерны должно было приниматься 100 тонн воды, и кромка юта притапливалась на 1,75 метра ниже ватерлинии, облегчая подъём лодки на палубу.
Однако штаб авиации флота стал настаивать на том, что минимальная глубина заглубления кромки юта при вытягивании летающей лодки на палубу не должна быть менее 3 метров, чего на данном проекте обеспечить было невозможно. И тогда было решено устроить транцевую корму с мощным краном, который бы поднимал летающую лодку на верхнюю палубу, а водоизмещение корабля было увеличено. Так и появился базовый проект № J-18, по которому в октябре 1940 г. и была заложена плавучая база «Акицусима».
Следует отметить, что при дальнейшем планировании кораблестроительных программ японцы возвратились к идее двух типов плавучих баз летающих лодок – большой и малой. В проект 5-й программы по завершении подготовки флота к войне были включены одна большая плавучая база летающих лодок базового проекта № J-24 (строительный номер по программе 809) и шесть малых плавучих баз летающих лодок базового проекта № J-25 (строительные номера по программе 803-808). Их стандартное водоизмещением составляло 11000 и 3300 английских тонн, а плановая бюджетная стоимость постройки этих плавбаз была определена 19 июля 1941 г. в 50 521000 иен и 22292000 иен соответственно [9]. Технические подробности проектов остаются неизвестными, за исключением того, что корабли должны были иметь возможность нести также и гидросамолёты-истребители: шесть на большой плавбазе и три на малой.
Однако 5-ю программу так и не утвердили и заказы на строительство этих кораблей не были выданы.
Строительство и верфи
Корабль № 131 был заложен на верфи компании Кавасаки в Кобэ 29 октября 1940 г., 30 июня 1941 г. кораблю присвоено название «Акицусима», спущена на воду 25 июля 1941 г., введёна в строй 29 апреля 1942 г.
Описание конструкции
Характеристики корпуса
Корпус корабля имел протяжённый полубак, транцевую корму, небольшую носовую надстройку и одну короткую, прямую дымовую трубу.
По высоте корпус имел пять палуб, располагавшихся в следующем порядке (сверху вниз):
- • палуба полубака («сэнсюро: кампан»);
- • верхняя палуба («дзё: кампан»);
- • средняя палуба («тю: кампан»);
- • нижняя палуба («ка кампан»);
- • трюмная палуба («сэнсо: кампан»).
Для уменьшения размахов бортовой качки корпус имел боковые кили.
- • Водоизмещение стандартное 4650 тонн;
- • Водоизмещение на испытаниях 5000 тонн;
- • Длина максимальная 114,80 метра;
- • Длина по ватерлинии при водоизмещении на испытаниях 113,00 метра;
- • Длина между перпендикулярами 108,7 метра [10];
- • Ширина максимальная 15,80 метра;
- • Глубина корпуса 9,69 метра;
- • Средняя осадка при водоизмещении на испытаниях 5,40 метра.
Шпация была переменной по длине и на различных участках корпуса составляла:
- • носовой перпендикуляр – шп.32 и шп.98-133 – 600 мм;
- • шп.32-44 и шп.87-98 – 900 мм;
- • шп.44-86 – 1200 мм;
- • шп.86-87 – 1000 мм.
Надстройки
Носовая надстройка кораблей имела по высоте четыре яруса.
На самом верхнем ярусе надстройки – крыше компасного (ходового) мостика («расинканкё: тэнгай») располагались зенитный бинокуляр, штурманский дальномер, два сигнальных прожектора, пост управления зенитным огнём и антенна радиопеленгатора.
На компасном мостике, в его передней части размещалась ходовая рубка, побортно – посты наблюдения за воздушной и надводной обстановкой, оснащённые бинокулярами, а в тыльной части – сигнальный мостик.
Следующий ярус надстройки – мостик зенитных автоматов [11]. На его крыльях, по бортам настройки, располагались 25-мм зенитные автоматы, а в тыльной части: фок-мачта, 90-см боевой прожектор и ещё одна антенна радиопеленгатора.
Самый нижний ярус надстройки никак не именовался, а помещения, расположенные в нём, считались расположенными на полубаке. На этом уровне располагались перегрузочные посты боеприпасов зенитных орудий и командный пункт боевой части связи, совмещённый с приёмной радиорубкой.
Кормовая часть корабля предназначалась для размещения и обслуживания четырёхмоторной летающей лодки.
В самой корме корабля располагалась небольшая надстройка, на которой был установлен тяжёлый 35-тонный электрический кран. Машинное отделение крана располагалось на нижней палубе, в нос от румпельного отделения. Башня крана имела высоту над верхней палубой 23 метра, над ней возвышалась грот-мачта, предназначавшаяся для растяжки радиоантенн, достигая высоты почти 30 метров. Вылет стрелы крана составлял 21 метр. Высокий и массивный подъёмный кран, установленный почти на самой корме, был наиболее приметной деталью архитектуры корабля.
Примерно посередине между дымовой трубой и подъёмным краном размещались короткая рельсовая дорожка и массивный поворотный стол. На них на кильблоках и устанавливалась летающая лодка, поднятая с воды для обслуживания и/или ремонта.
Броневой и конструктивной подводной защиты корабль не имел.
Вооружение
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение «Акицусима» включало четыре 12,7-см зенитных орудия тип 89 в двух спаренных артиллерийских установках и четыре 25-мм автомата тип 96 в двух спаренных установках.
12,7-см орудия располагались на палубе полубака в носовой части корабля и между надстройкой и дымовой трубой. АУ № 1 была модель А1 модификация 1 (с коробчатым щитом, защищающим орудийную прислугу от ветра и водяных брызг), АУ № 2 -модель Аг Сектора обстрела составлял 300° для АУ № 1 (150° л.б. – 0° -150° п.б.) и 260° для АУ № 2 (65° -155° п.б. и 65° -155° л.б.). Фундаменты артустановок опирались на среднюю палубу.
Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой части корабля под нижней палубой. 12,7-см патроны подавались из погребов элеваторами, при этом патроны для АУ № 1 подавались из погреба прямо в перегрузочный пост в передней части носовой надстройки. Подача к АУ № 2 была устроена несколько сложнее. Сначала патроны из погреба подавались на среднюю палубу, где они вручную переносились во второй элеватор, расположенный дальше в корму, и уже этим элеватором подавались в перегрузочное отделение в кормовой части носовой надстройки. Такую схему пришлось принять из-за того, что АУ № 2 была сильно смещена в корму относительно погребов. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.
25-мм автоматы располагались на крыльях мостика, побортно от носовой надстройки. Погреб боеприпасов 25-мм автоматов располагался в носовой части корабля перед погребами боеприпасов 12,7-см орудий. 25-мм патроны подавались из погребов на среднюю палубу, откуда вручную переносились на мостик. Готовый к выстрелу боезапас хранился в кранцах первых выстрелов, расположенных непосредственно рядом с самими автоматами.
Система управления огнём, дальномеры и прожекторы
Для управления огнём 12,7-см зенитных орудий служил комплекс приборов управления зенитным огнём тип 94. Пост управления огнём размещался на крыше компасного мостика, а счётно-решающий прибор в ЦАП под надстройкой.
Зенитные автоматы системы управления огнём не имели и наводились от местных прицелов.
В посту управления зенитным огнём тип 94 устанавливался 4,5-м стереоскопический зенитный дальномер. Кроме него, на крыше компасного мостика устанавливался один 1,5-м штурманский дальномер тип 96.
В тыльной открытой части мостика зенитных автоматов был установлен один 90-см боевой прожектор тип 92. Прожектор имел дистанционное наведение от манипуляторной колонки, оснащённой зенитным бинокуляром, установленной на площадке между опорами треногой фок-мачты.
Кроме боевого прожектора корабль оснащался двумя 60-см сигнальными прожекторами. Дополнял средства световой сигнализации 2-кВт топовый сигнальный огонь.
Противоминное и противолодочное вооружение
«Акицусима» имела две пары средних параванов-охранителей. Основные параваны хранились на палубе полубака возле его среза, а запасные – на верхней палубе сразу за срезом полубака. Постановка и уборка параванов производилась с помощью специальных кран-балок, установленных у среза полубака.
Противолодочное вооружение корабля включало один бомбомёт тип 94, установленный на палубе кормовой надстройки, и шесть бортовых бомбосбрасывателей, установленных на верхней палубе побортно от кормовой надстройки.
Авиационное вооружение
По проекту корабли предназначались для обеспечения базирования четырёхмоторных летающих лодок тип 97 (Н6К) или тип 2 (Н8К). Количество авиационных боеприпасов, топлива, продовольствия и пресной воды рассчитывались из расчёта ведения боевых действий авиагруппой из восьми летающих лодок в течение двух недель.
Авиационный боезапас включал 30 800-кг, 15 500-кг, 100 250-кг и 100 60-кг бомб и 36 авиаторпед. Торпеды хранились в погребе, совмещённом с торпедной мастерской, расположенном на нижней палубе, в диаметральной плоскости корабля. Авиационные бомбы и пиротехника хранились в отдельном погребе под торпедным погребом. Элеватор для подачи торпед и бомб выходил на верхнюю палубу с левого борта от рельсовой дорожки летающей лодки.
С правого борта от торпедного погреба располагалась кладовая запасных авиамоторов, а с левого борта – пост их проверки и наладки. Кроме того, на нижней палубе располагалась кладовая авиационной боевой части.
В нос от торпедного погреба располагались корабельные мастерские ремонтно-строительной службы: электрическая, столярная и механическая.
Ещё далее в нос располагались кладовая швартовных бочек и якорей для летающих лодок и авиационные мастерские: оружейная и приборная.
Для размещения, при необходимости, дополнительных предметов снабжения и/или личного состава на верхней палубе за дымовой трубой были устроены лёгкие надстройки из плотного брезента на металлическом каркасе. Из них ближайшая к носу была постоянной (в ней штатно хранились запасные пропеллеры и элероны летающих лодок), две другие -разборные (в них штатно хранились разборные плотики, с которых производилось обслуживание летающих лодок на якорных стоянках). Здесь же были установлены две грузовых стрелы для погрузки-выгрузки предметов снабжения.
Цистерны авиационного бензина располагались в двух группах в средней (восемь цистерн) и кормовой (две цистерны) частях корабля. От смежных отсеков цистерны отгораживались узкими коффердамами шириной 550-600 мм.
Запас авиационного бензина составлял 600 [12] тонн.
Энергетическая установка
На корабле была установлена двухвальная дизельная энергетическая установка.
Четыре главных четырёхтактных дизель-мотора тип Кампон №22, модель 10, с бескомпрессорным впрыском топлива, имели проектную мощность 2000 л.с. и работали попарно, через гидравлическую передачу типа «Вулкан», на два вала.
Дизель-моторы были установлены одном машинном отделении, длина которого составляла 14 400 м. Выхлопные коллекторы дизелей выводились в дымовую трубу.
Генераторы и вспомогательные механизмы
Электроэнергетическая система корабля включала три дизель-генератора на 270 кВА [13].
Также в состав ЭУ входило два вспомогательных паровых котла, установленных в одном котельном отделении, расположенном перед машинным отделением.
Выходная мощность и скорость
Проектная суммарная мощность на валах составляла 8000 л.с. Проектная скорость хода 19 узлов.
Запас топлива и дальность плавания
Полный запас топлива 455 тонн. Проектная дальность плавания 8000 миль на 14 узлах.
Винты и рули
Корабль имел два винта и один балансирный руль.
Катера и шлюпки
По проекту корабль должен был нести 6 плавсредств: два 12-м специальных катера, один 9-м моторный катер, два 9-м гребных спасательных катера и одну 6-м рабочую шлюпку [14].
Гребные спасательные катера размещались на поворотных шлюпбалках побортно от носовой надстройки. В убранном положении катера устанавливались на тележки, на которых по специальным рельсам они могли быть задвинуты под крылья мостика. Моторные катера и рабочая шлюпка устанавливались на кильблоках в кормовой части верхней палубы (при этом рабочая шлюпка устанавливалась в 12-м катер л.б.). Их спуск на воду и подъём с воды производился кормовым краном.
Специальные катера предназначались для развозки вооружения по летающим лодкам, стоящим на якорях. Каждый катер мог взять две авиационные торпеды.
Экипаж
Штатный экипаж «Акицусима» насчитывал 19 строевых офицеров, 4 офицера специальной службы, 8 мичманов, 97 унтер-офицеров и 210 матросов. Всего 338 человек [15].
Поскольку корабль являлся плавучей базой авиационной группы, то на нём были предусмотрены: запасная каюта командира корабля в которой мог разместится флагман, каюта командира авиагруппы и каюты офицеров штаба авиагруппы. Для офицеров-лётчиков имелись многоместные каюты, для унтер-офицеров – кубрики примерно с сорока спальными местами. Также имелись многочисленные помещения для офицеров и унтер-офицеров авиатехников. Для личного состава авиагруппы также имелись свои кают-компания, камбуз, лазарет и гальюны. Следует отметить, что в штат плавбазы не входил личный состав авиагрупп, действия которой она обеспечивала, – даже если они фактически размещались на борту корабля.
Окраска
В отличие от подавляющего большинства японских кораблей «Акицусима» ещё во время приёмных испытаний была окрашена в очень оригинальную, экспериментальную камуфляжную окраску, разработанную инженер-капитаном 3 ранга (кораблестроителем) Фукуи Сидзуо. Её основной задачей было сделать корабль менее заметным на фоне берега, для чего на носовую треть корпуса поверх обычного «гункан иро» наносились камуфляжные полосы светло-зелёной («усумидори иро») краски [16], а носовая оконечность, верхняя часть надстройки, пост управления зенитным огнём, мачта, труба, кормовой кран и часть борта, находившаяся в тени от крыльев стоящей на папубе корабля летающей лодки, покрывались светло-зелёными пятнами небольшого размера. Кроме того, у ватерлинии на носу и корме белой краской были нарисованы буруны, которые должны были создать видимость того, что «Акицусима» движется с большой скоростью. При этом камуфляж был нанесён только на вертикальные поверхности, включая фок-мачту и башню крана, а палубы его не получили.
Металлические палубы и артиллерийские установки целиком окрашивались тёмно-шаровой краской. Подводная часть корпуса окрашивалась в тёмно-красный цвет. Ватерлиния и верхушка дымовой трубы красились в чёрный цвет. 25-мм автоматы не окрашивались и были цвета воронённого металла. Парусиновые обвесы мостиков и чехлы на орудиях и приборах были белого или очень светлого серого цвета.
Палуба полубака от носового флагштока до волноотвода перед носовой артустановкой имела металлический рифлёный настил, а за волноотводом и до среза полубака она была покрыта широкими поперечными полосами линолеума, характерного для японского флота красно-коричневого цвета. Полосы закреплялись на палубе узкими латунными планками. Верхняя палуба от среза полубака и до самой кормы имела металлический рифлёный настил.
Тыльная открытая часть компасного мостика была застелена линолеумом, а мостик зенитных автоматов имел металлическую рифлёную палубу. На носу корабля, над форштевнем, устанавливался императорский герб – золотая шестнадцатилепестковая хризантема.
Модернизации военного времени
Вскоре после ввода в строй на «Акицусима» была уменьшена высота дымовой трубы, чтобы увеличить углы обстрела 12,7-см артустановки № 2.
Модернизация «Акицусима» была проведена в марте 1944 г., на верфи арсенала флота Йокосука. На корабле были проведены следующие работы:
- а) на марсе фок-мачты была установлена антенна РЛС ОВНЦ № 2-1, а между опорами фок-мачты было оборудовано помещение для размещения аппаратуры станции;
- б) на крыше компасного мостика был оборудован КП ПВО;
- в) спаренные зенитные автоматы на крыльях мостика были заменены строенными. Дополнительно, один строенный автомат был установлен непосредственно за дымовой трубой, и ещё три таких же – на надстройке кормового крана. Два одноствольных автомата были установлены на КП ПВО и ещё один – на полубаке, в самом носу корабля. Всего стало шесть строенных и три одиночных 25-мм автомата;
- г) оборудование для размещения летающей лодки было снято, а между дымовой трубой и кормовым краном были установлены три рельсовые дорожки, на которых могло разместиться пять торпедных катеров или танкодесантных катеров типа «Дайхацу», установленных на специальные тележки [17].
Затем, в августе 1944 г., на верфи арсенала флота Курэ «Акицусима» была переоборудована в импровизированную плавучую мастерскую. Необходимость такого переоборудования была вызвана потерей 30 марта 1944 г. плавмастерской «Акаси», а японский флот остро нуждался в корабле, способном оперативно проводить аварийные ремонты повреждённых кораблей в передовой зоне. Точные мотивы выбора для этой задачи именно «Акицусима» неизвестны, но можно предположить, что немалую роль сыграло наличие на борту ремонтных мастерских и особенно тяжёлого крана.
История службы корабля
Единственный корабль обслуживания больших летающих лодок специальной постройки японского флота был спущен на воду 25 июля 1941 г. на верфи Кавасаки в Кобэ. 29 апреля 1942 г. «Акицусима» вошла в строй и была приписана к ВМБ Йокосука. В тот же день в должность командира корабля вступил капитан 1-го ранга Маюдзуми Харуо. При этом с 1 мая 1942 г. корабль вошёл в состав 25-й воздушной флотилии 11-го воздушного флота. Его задачей в составе этого соединения было обеспечение действий больших летающих лодок-разведчиков из состава авиагруппы авиации флота «Йокогама» (1 ноября 1942 г. переименована в 801-ю авиагруппу).
15 мая корабль вышел из Йокосука в Рабаул, где располагался штаб флотилии. По дороге он доставил припасы на остров Сайпан. Прибыв в Рабаул 24-го числа, «Акицусима» стояла там до 7 августа 1942 г., когда ей выпала честь выйти в свой первый боевой поход для обеспечения операции японского флота против американских сил, высадившихся на острова Гуадалканал и Флорида.
Вопреки популярному мифу о том, что японские адмиралы своих подчинённых за людей не считали и не заботились об их спасении, даже если это были элитные лётчики морской авиации, первый боевой поход «Акицусима» имел только одну цель – спасение экипажей самолётов. Особую важность этой задаче придавал тот факт, что задействованные в атаке американских кораблей у Гуадалканала пикировщики D3A из состава базировавшейся на Рабаул 2-й авиагруппы авиации флота не имели запаса топлива, достаточного для возвращения в Рабаул после атаки Гуадалканала. Более того – опасались, что топлива может не хватить даже до используемой японцами якорной стоянки у острова Шортленд (к югу от острова Бугенвиль). Именно поэтому «Акицусима» была отправлена в пролив Гизо между островами Велья-Лавелья и Коломбангара, находившийся почти на полдороге от Гуадалканала до Шортленда. Несмотря на опасность уничтожения корабля американцами, японские командование предпочло рискнуть, но обеспечить спасение лётчиков.
Подобрав всего один экипаж из состава 2-й АГ, 10 августа плавбаза вернулась в Рабаул. Но уже 15-го числа корабль снова отправился в район Соломоновых островов, где с 16 августа по 13 ноября 1942 [18] г. «Акицусима» обеспечивала действия японской гидроавиации на базе Шортленд. При этом с 25 сентября её перевели в непосредственное подчинение 11-му воздушному флоту, командовавшему всеми силами морской авиации на Соломоновых островах. Скорее всего, причина заключалась в том, что он был единственным кораблём обеспечения авиации специальной постройки.
13 ноября 1942 г. корабль отправился на докование в Йокосука, куда прибыл 12 декабря. По дороге во время стоянки в Рабауле (14 ноября – 4 декабря) в должность командира корабля вступил капитан 1-го ранга Такао Ёсими. Пройдя докование (23-30 декабря), корабль оставался в Японии до 15 января 1943 г., когда снова отправился на базу Шортленд (прибыл 28 января), по дороге завезя самолёты и личный состав в Ка-виенг и Рабаул.
Но на базе Шортленд «Акицусима» не пробыла и месяца – уже 21 февраля 1943 г. она отправилась к японским Мандатным островам, перевозя базовое имущество 201-й истребительной авиагруппы, личный состав которой был отправлен в Японию на переформирование. После этого с марта по июнь 1943 г. корабль находился на атоллах Джалуит и Макин, обеспечивая действия больших летающих лодок-разведчиков 802-й авиагруппы. 6 июня «Акицусима» покинула Джалуит и отправилась в Йокосука (прибыла 25 июня), но не прямо, а с заходом на Шортленд и в Рабаул.
По прибытии в Японию корабль ожидало новое задание – он должен был обеспечивать действия летающих лодок 801-й авиагруппы в операции по эвакуации гарнизона с острова Кыска. Быстро погрузив на борт имущество авиагруппы, 30 июня 1943 г. «Акицусима» покинула Йокосука и уже 6 июля прибыла в залив Касивабара (ныне – Северо-Курильский) на острове Парамушир. При этом по дороге корабль на сутки (2-3 июля) зашёл в Хакодатэ.
«Акицусима» обеспечивала действия 801-й авиагруппы на алеутском направлении до 29 августа 1943 г., когда корабль повёз имущество авиагруппы обратно в Йокосука (прибыл 2 сентября). Там в командование кораблем, наконец, смог вступить капитан 1-го ранга Фудзимаки Ёсинори, назначенный ещё 26 августа.
Новому командиру и его экипажу быстро нашлась работа: Япония в срочном порядке усиливала гарнизоны на Мандатных островах, используя для перевозки подкреплений любые подходящие корабли. В результате «Акицусима» уже через две недели после возвращения с Парамушира отправилась из Йокосука в Шанхай (вышла 16-го, а прибыла 20 сентября 1943 г.), где приняла на борт армейские части, предназначенные для перевозки на Трук (покинула Шанхай 24 сентября, прибыла на Трук 2 октября). 14 октября корабль вышел с Трука и 21 октября пришёл в Йокосука, откуда 3 декабря снова вышел к Труку. При этом в ноябре 1943 г. корабль переходил из Йокосука в соседний порт Йокогама для докования (10-23 ноября).
«Акицусима» прибыла на Трук 9 декабря 1943 г. и отстаивалась на атолле целых два месяца. Только в начале февраля 1944 г. корабль сделал два транспортных рейса с армейскими подразделениями на остров Понапе.
Во время атаки Трука американской авианосной авиацией (с авианосцев 58-го оперативного соединения) 17 и 18 февраля 1944 г. «Акицусима» была повреждёна. 17 февраля около 03:20 в корабль попали две 454-кг бомбы, сброшенные самолётами с авианосца «Энтерпрайз»: одна поразила корабль перед мостиком, а вторая попала в кормовую оконечность, повредив кран для погрузки самолётов. На следующий день в центральную часть корабля попала ещё одна бомба, вызвавшая сильный пожар.
Впрочем, повреждения не сказались на способности корабля передвигаться и 18 февраля «Акицусима» смогла выйти с Трука на остров Мерейон, перевозя флотский 68-й охранный отряд. Прибыв на Мерейон на следующий день, уже через 3 дня «Акицусима» отправилась в Японию, куда и прибыла 14 марта (в Йокосука; с заходом на Палау и Сайпан). При этом на самом опасном участке – от Мерейона до Палау – плавучую базу прикрывал эсминец «Харусамэ».
«Акицусима» не покидала вод метрополии до сентября 1944 г. За это время она успела пройти две модернизации, дважды пройти докование и дважды сменить подчинение (с 4 марта – придана 14-му воздушному флоту (скорее всего, в ожидании генерального сражения в центральной части Тихого океана, которая была зоной ответственности этого воздушного флота), с 18 июля – напрямую Объединённому флоту).
5 сентября 1944 г. «Акицусима» вышла из Сасэбо и отправилась в порт Модзи, который она покинула утром 8 сентября в составе конвоя «ХИ-75». 13 сентября конвой прибыл в Такао, который покинул на следующий день, направляясь в Сингапур. 17 сентября «Акицусима» и транспорт «Сайгон-мару» отделились от конвоя и направились в Манилу под эскортом 30-го дивизиона эсминцев («Юдзуки» и «Удзуки»), Правда эскорт не помог защитить конвой от атаки американской подлодки, потопившей «Сайгон-мару» утром 18 сентября недалеко от Манилы. «Акицусима» посчастливилось не нарваться на американскую торпеду и добраться до Манилы без повреждений. Более того: корабль смог пережить без повреждений и мощный налёт на Манилу американской палубной авиации (38-е оперативное соединение), состоявшийся 21 сентября. Но японское командование решило не искушать судьбу, и в тот же день «Акицусима» отправилась на якорную стоянку в бухте Корон, находившуюся в центральной части Филиппинских островов между островами Бусуанга и Кулион.
Корабль прибыл на место назначения 22 сентября и встал на якорь в узком проходе между островками Лахо и Манглет к западу от бухты Корон. Именно тут утром 24 сентября 1944 г. корабль атаковали свыше тридцати самолётов 38-го оперативного соединения, отлавливавшего корабли, ушедшие из Манильской бухты. Около 09:05 в атаку на «Акицусима» и находившийся к северу от неё танкер «Окикава-мару» пошли истребители «Хэллкет» из 31-й истребительной эскадрильи [19] с авианосца «Кэбот» (CVL28 «Cabot»). Несмотря на достаточно плотный зенитный огонь, лётчики смогли дважды поразить «Акицусима» в центральную часть. Попадание вызвало серьёзнейший пожар, а через пробоины стала поступать вода – к 09:15 корабль уже имел сильный крен на правый борт.
Около 09:15 в кормовую часть «Акицусима» попала ещё одна бомба – на этот раз, скорее всего, с пикировщика Кертисс «Хэллдайвер» (японцы отметили, что бомба была «большая»), Страшный взрыв почти переломил корабль пополам [20] – «Акицусима» быстро повалилась на левый борт и ушла на дно. Несмотря на то, что корабль находился недалеко от берега, а также помощь по спасению команды, оказанная тральщиком № 41 и быстроходным транспортом «Т-102», спасти удалось меньше половины экипажа: 26 офицеров [21] и 25 матросов. 4 офицера и 82 матроса погибли вместе с кораблём [22].
Корабль был исключён из списков флота 10 ноября 1944 г. Останки корабля неплохо сохранились и по сей день являются одним из популярных мест для посещения любителями подводного плавания.
- Предположительно база Такума на побережье Внутреннего Японского моря, о-в Сикоку.
- Переоборудованный из танкера.
- Следует отметить, что любой гидроавиатранспорт японского флота уже имел ограниченные возможности по обеспечению базирования больших летающих лодок. Такой корабль мог обеспечить заправку и вооружение летающих лодок (за исключением авиаторпед и тяжёлых бомб, штатно не включавшихся в боекомплект авиагруппы гидроавиатранспорта), отдых экипажей и мелкий ремонт летающих лодок, не требующий извлечения их из воды. Поэтому работы по переделке «Камой» не были чересчур обширными.
- Интересно отметить, что официальное стандартное водоизмещение корабля было заявлено в 5500 тонн, что превышало фактическое.
- 1941 финансовый год.
- Предположительно базовый проект № J-13.
- По другим данным – 52 шт.
- Предположительно базовый проект № J-14.
- Стоимость корпуса большой плавбазы летающих лодок составляла 17800000 иен, стоимость механизмов – 4624000 иен, всего 22424000 иен на группу А. Стоимость вооружения составляла 27137000 иен. Общая стоимость групп А и В-49 561000 иен. Дополнительно выделялись деньги на административные расходы – 960000 иен. Стоимость корпуса малой плавбазы летающих лодок составляла 5112000 иен, стоимость механизмов – 4000000 иен, всего 9 112000 иен на фуппу А. Стоимость вооружения составляла 12750000 иен. Общая стоимость фупп А и В – 21 862000 иен. Дополнительно выделялись деньги на административные расходы – 430000 иен.
- По другим данным – 109,00 м.
- В японской терминологии просто мостик («канкё:»).
- По другим данным 689 тонн.
- Вольт-ампер – единица измерения электрической мощности в системе СИ, эквивалентная ватту (Вт). Используется в качестве единицы измерения величины полной мощности переменного тока.
- Следует отметить, что ряд источников даёт несколько иной состав корабельных плавсредств «Акицусима», а именно: два 12-м моторных баркаса, два 9-м гребных спасательных катера и одна 20-футовая рабочая шлюпка. Остаётся неизвестным, был ли проектный состав плавсредств изменён в ходе строительства или это какая-то импровизация военного времени.
- По другим данным 545 человек. Возможно, это число включает лётный состав, но точных данных нет.
- Одна полоса с левого борта была тёмно-серого («но:хай иро») цвета.
- Вероятнее всего, после этой модернизации «Акицусима» могла не просто перевозить ТКа, но и служить их плавучей базой, благо всё необходимое для этого оснащение (моторная и торпедная мастерские, торпедный погреб, цистерны для бензина) на её борту уже имелось.
- За исключением короткого выхода на расположенный неподалёку о-в Бука (30 августа – 3 сентября).
- Командир – капитан 3-го ранга Д. Дж. Уоллес, который также командовал авиагруппой корабля.
- Вероятнее всего, взрыв бомбы вызвал взрыв кормовых цистерн с авиабензином.
- Включая командира корабля, капитана 1-го ранга Фудзимаки.
- По иронии судьбы неподалёку от «Акицусима» под атакой оказалась и первая база летающих лодок – «Камой», – к тому времени уже переоборудованная обратно в танкер. Однако «Камой» посчастливилось уцелеть во время этой атаки, хотя и не без повреждений.
источник: Владимир СИДОРЕНКО, Евгений ПИНАК «Плавучая база летающих лодок «Акицусима»» «Арсенал-Коллекция» № 9'2013