18

Содержание:

Этот итальянский самолет, спроектированный в первой половине 1914 года может по праву считаться одним из первых в мире самолетов, созданных не для разведки или бомбардировки, а для уничтожения себе подобных.

Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия

Моноплан Ca.20 был разработан в 1913 году на основе предыдущих моделей разведчиков (Сa.8, Ca.16) и отличался от них наличием более мощного двигателя Rhône. Еще одной важной конструктивной особенностью самолета Ca.20 стало применение большого кока для размещения двухлопастного деревянного винта и для более плавного спряжения с фюзеляжем. Носовой обтекатель был перфорированным для лучшего охлаждения двигателя. Кроме того, был уменьшен размах крыла для увеличения скорости и улучшения управляемости самолета.

Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия

Будучи задуманным для «охоты» (как истребитель), Caproni Ca.20 нес наступательное вооружение в виде 7,7-мм пулемета Lewis: этот дисковый пулемет был установлен над кабиной пилота на стойках таким образом, чтобы пули летели вне зоны ометания винта и летчик имел возможность производить перезарядку. Для успешного применения оружия летчик был оснащен первым в мире прицелом на уровне высоты глаз.

Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия

Данное решение было безсловно вынужденным, так как устройство синхронизации было впервые применено на истребителе Fokker Eindekker в 1915 году (по некоторым источникам подобные эксперименты проводились во Франции в 1913 году).

От Талиедо до Сиэттла

К сожалению, самолет не вызвал интереса итальянских военных и остался в стадии опытного образца. Сходая судьба могла сложиться и у амбициозного проекта трехмоторного бомбардировщика Ca.31 (модификация Ca.3). Данный проект «любил» инспектор авиации генерал Маурицио Морис (Maurizio Moris). Только при поддержке и заинтересованности командира летного батальона и одного первых теоретиков стратегической авиации Джулио Дуэ (Giulio Douhet) был построен первый прототип, полетевший в октябре 1914 года. В это время положение компании было под сильным влиянием от официальных заявлений и мнений, так как Caproni была национализирована в 1913 году с сохранением за Джованни Баттиста Капрони лишь роли технического директора завода.

Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия

Са.20 был сохранен, но только затем, чтобы через двадцать лет появиться на римской Выставке Итальянского Воздухоплавания 1936 года, чтобы потом вновь возвратиться в небытие: самолет был складирован в окресностях Венгоно (Vengono) в монастыре, принадлежащем семье Капрони. Он оставался на чердаке до 1999 года, пока не был передан в музей авиации (Museum of Flight) в Сиэтле, в котором он выставлен и сегодня. Caproni Ca.20 — редкий случай, когда сохранился самолет эпохи зари авиации: самолет перенес только самую малую реставрацию — деревянный каркас остался прежним, полотняная обшивка была заменена лишь частично.

Музейный экспонат

Находящийся в музее Ca.20 может быть не столь четким, чистым и красивым, как в тот день, когда его выкатили из мастерской, но эти потертости и дыры являются частью его красоты.

Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия

В отличие от большинства самолетов в музейных собраниях, он показан почти полностью в своем первоначальном состоянии. Ca.20 носит покрытие, которое применялось так давно, что потрепанная ткань показывает все шрамы и пятна почти века жизни.

Первый истребитель мира?

Музей авиации, который выставляет данный самолет представляет его публике как первый в мире истребитель. Caproni Са.20, несомненно является одним из первых самолетов, предназначенных для уничтожения других машин.

Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия

Однако на право называться первым истребителем он соперничает с рядом других самолетов, представляющих собой естественную эволюцию этого типа машин в годы, как предшествующие Первой Мировой войне, так и на первой стадии конфликта. Caproni Са.20 был быстрым монопланом с тянущим винтом и, несмотря на своеобразное расположение пулемета, предвосхищал появление пары первых наиболее известных «охотников»:

  • Morane-Saulnier Type L: этот двухместных моноплан-разведчик не предназначался для охоты, став истребителем по инициативе одного из своих пилотов — французского аса Ролана Гарроса (Roland Garros). Он установил перед пулеметов, не имеющим синхронизатора металлические отсекатели.
  • Fokker E.I был первым самолетом, снабженным синхронизатором, позволяющим стрелять сквозь диск винта.

В это же время он был создан на год позже экспериментального биплана Fighter 1 (Experimental Fighter Biplane 1) — самолета с толкающим винтом, послужившим прототипом первого британского истребителя Vickers FB5 Gunbus.

И, наконец, один из первых истребителей Ньюпор-11 бебе (Nieuport Type 11, Nieuport Bebe) был получен из гоночного биплана 1914 года, являвшегося современником Ca.20. У Ньюпора, также как и у истребителя Капрони была решена проблема стрельбы через диск винта путем выноса пулемета вне зоны его ометания.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация Ca.20
Размах крыла, м 7,92
Длина, м 8,36
Высота, м 2,90
Площадь крыла, м2 13,38
Масса, кг
пустого самолета 353
нормальная взлетная 586
Силовая установка
тип двигателя ПД Gnome
мощность, л.с. 1×100
общая мощность, л.с. 100
Максимальная скорость, км/ч 166
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км 350
Практический потолок, м 3450
Экипаж, чел. 1
Вооружение 1×7,7-мм Lewis

Источники:

  • http://www.airwar.ru/enc/fww1/ca20.html,
  • http://www.museumofflight.org/aircraft/caproni-ca20,
  • http://it.wikipedia.org/wiki/Caproni_Ca.20.
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account