Первый в мире истребитель. Истребитель Caproni Ca.20. Италия
Содержание:
Этот итальянский самолет, спроектированный в первой половине 1914 года может по праву считаться одним из первых в мире самолетов, созданных не для разведки или бомбардировки, а для уничтожения себе подобных.
Моноплан Ca.20 был разработан в 1913 году на основе предыдущих моделей разведчиков (Сa.8, Ca.16) и отличался от них наличием более мощного двигателя Rhône. Еще одной важной конструктивной особенностью самолета Ca.20 стало применение большого кока для размещения двухлопастного деревянного винта и для более плавного спряжения с фюзеляжем. Носовой обтекатель был перфорированным для лучшего охлаждения двигателя. Кроме того, был уменьшен размах крыла для увеличения скорости и улучшения управляемости самолета.
Будучи задуманным для «охоты» (как истребитель), Caproni Ca.20 нес наступательное вооружение в виде 7,7-мм пулемета Lewis: этот дисковый пулемет был установлен над кабиной пилота на стойках таким образом, чтобы пули летели вне зоны ометания винта и летчик имел возможность производить перезарядку. Для успешного применения оружия летчик был оснащен первым в мире прицелом на уровне высоты глаз.
Данное решение было безсловно вынужденным, так как устройство синхронизации было впервые применено на истребителе Fokker Eindekker в 1915 году (по некоторым источникам подобные эксперименты проводились во Франции в 1913 году).
От Талиедо до Сиэттла
К сожалению, самолет не вызвал интереса итальянских военных и остался в стадии опытного образца. Сходая судьба могла сложиться и у амбициозного проекта трехмоторного бомбардировщика Ca.31 (модификация Ca.3). Данный проект «любил» инспектор авиации генерал Маурицио Морис (Maurizio Moris). Только при поддержке и заинтересованности командира летного батальона и одного первых теоретиков стратегической авиации Джулио Дуэ (Giulio Douhet) был построен первый прототип, полетевший в октябре 1914 года. В это время положение компании было под сильным влиянием от официальных заявлений и мнений, так как Caproni была национализирована в 1913 году с сохранением за Джованни Баттиста Капрони лишь роли технического директора завода.
Са.20 был сохранен, но только затем, чтобы через двадцать лет появиться на римской Выставке Итальянского Воздухоплавания 1936 года, чтобы потом вновь возвратиться в небытие: самолет был складирован в окресностях Венгоно (Vengono) в монастыре, принадлежащем семье Капрони. Он оставался на чердаке до 1999 года, пока не был передан в музей авиации (Museum of Flight) в Сиэтле, в котором он выставлен и сегодня. Caproni Ca.20 — редкий случай, когда сохранился самолет эпохи зари авиации: самолет перенес только самую малую реставрацию — деревянный каркас остался прежним, полотняная обшивка была заменена лишь частично.
Музейный экспонат
Находящийся в музее Ca.20 может быть не столь четким, чистым и красивым, как в тот день, когда его выкатили из мастерской, но эти потертости и дыры являются частью его красоты.
В отличие от большинства самолетов в музейных собраниях, он показан почти полностью в своем первоначальном состоянии. Ca.20 носит покрытие, которое применялось так давно, что потрепанная ткань показывает все шрамы и пятна почти века жизни.
Первый истребитель мира?
Музей авиации, который выставляет данный самолет представляет его публике как первый в мире истребитель. Caproni Са.20, несомненно является одним из первых самолетов, предназначенных для уничтожения других машин.
Однако на право называться первым истребителем он соперничает с рядом других самолетов, представляющих собой естественную эволюцию этого типа машин в годы, как предшествующие Первой Мировой войне, так и на первой стадии конфликта. Caproni Са.20 был быстрым монопланом с тянущим винтом и, несмотря на своеобразное расположение пулемета, предвосхищал появление пары первых наиболее известных «охотников»:
- Morane-Saulnier Type L: этот двухместных моноплан-разведчик не предназначался для охоты, став истребителем по инициативе одного из своих пилотов — французского аса Ролана Гарроса (Roland Garros). Он установил перед пулеметов, не имеющим синхронизатора металлические отсекатели.
- Fokker E.I был первым самолетом, снабженным синхронизатором, позволяющим стрелять сквозь диск винта.
В это же время он был создан на год позже экспериментального биплана Fighter 1 (Experimental Fighter Biplane 1) — самолета с толкающим винтом, послужившим прототипом первого британского истребителя Vickers FB5 Gunbus.
И, наконец, один из первых истребителей Ньюпор-11 бебе (Nieuport Type 11, Nieuport Bebe) был получен из гоночного биплана 1914 года, являвшегося современником Ca.20. У Ньюпора, также как и у истребителя Капрони была решена проблема стрельбы через диск винта путем выноса пулемета вне зоны его ометания.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация | Ca.20 |
Размах крыла, м | 7,92 |
Длина, м | 8,36 |
Высота, м | 2,90 |
Площадь крыла, м2 | 13,38 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 353 |
нормальная взлетная | 586 |
Силовая установка | |
тип двигателя | ПД Gnome |
мощность, л.с. | 1×100 |
общая мощность, л.с. | 100 |
Максимальная скорость, км/ч | 166 |
Крейсерская скорость, км/ч | 130 |
Практическая дальность, км | 350 |
Практический потолок, м | 3450 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение | 1×7,7-мм Lewis |
Источники:
- http://www.airwar.ru/enc/fww1/ca20.html,
- http://www.museumofflight.org/aircraft/caproni-ca20,
- http://it.wikipedia.org/wiki/Caproni_Ca.20.