Первые железнодорожные. Часть 1. Железнодорожный разведчик Бр.д.л.
Легкий бронеавтомобиль Д-8 был разработан в 1931 г. под руководством Николая Ивановича Дыренкова. До середины 1932 г. на Московском железнодорожном ремонтном заводе (Можерез) собрали около 60 машин, включая вариант Д-12. Однако уже тогда было ясно, что боевые возможности Д-8 весьма ограничены из-за ряда серьезных конструктивных недостатков, таких как теснота броневого корпуса и ограниченные углы обстрела из пулеметов (до 15° от продольной оси машины). Вскоре эти бронеавтомобили начали выводить из боевого состава и передавать для ознакомления в учебные заведения. Тогда же изучалась возможность применения Д-8 в качестве легких бронедрезин для бронепоездов, тем более что разработка специальных железнодорожных дрезин задерживалась.
По замыслу, легкая бронедрезина, вооруженная пулеметами, могла быть снята с железнодорожного пути силами экипажа и продолжить движение на грунтовых дорогах, выполняя функции разведывательной и связной машины. Опытный образец легкой броневой дрезины на базе бронеавтомобиля Д-8 (по документам тех лет – «брдл», «бр.д.л.» или «брдл-1») изготовили на заводе Можерез в середине 1933 года.
Легкая броневая дрезина, в отличие от Д-8, снабжалась специальным оборудованием, допускающим движение по железной дороге (по стандартной колее – 1524 мм), сход на грунт для продолжения движения по грунтовым дорогам, обратный переход на рельсы и изменение направления движения по рельсам на 180°.
В состав специального оборудования «брдл» входили: домкрат, четыре съемных диска (по одному на каждое колесо) со стальными ребордами и резиновыми бандажами, четыре съемных кольца (по одному на каждое колесо) со шпильками для креплений съемных дисков к автомобильным колесам, детали закрепления рулевого управления. Имелись также крюк для блокировки задней рессоры и четыре клиновидных деревянных мостка, предназначенные для облегчения съезда дрезины на грунт или въезда на рельсы. Для этих же целей служил самовытаскиватель, включавший два барабана с тросами и крючьями.
Для установки на рельсы бронедрезина сначала должна была въехать на железнодорожное полотно (перпендикулярно пути) по деревянным мосткам. Экипаж (2 чел.) выключал подрессоривание, с помощью домкрата поднимал машину на 10–25 см и поворачивал ее на 90°. Затем устанавливал поверх автомобильных колес съемные диски, опускал машину на рельсы и включал подрессоривание. Рулевое управление при движении по рельсам обязательно фиксировалось.
При обратной процедуре экипаж «брдл» с помощью домкрата вывешивал ее на 3–5 см (высота реборды) над рельсами, демонтировал съемные диски с ребордами, поворачивал машину на 90° и освобождал рулевое управление от глухого крепления. Затем бронедрезина съезжала на грунт.
Войсковые испытания легкой броневой дрезины прошли на базе Ленинградских краснознаменных бронетанковых курсов усовершенствования комсостава РККА им. тов. Бубнова в период с 22 июня 1933 г. по 31 августа 1934 г. К положительным качествам «брдл» на основе Д-8, позволяющим эффективно использовать ее как средство механизированной разведки в бронепоездных частях, отнесли высокую скорость движения (до 100 км/ч по рельсам и 80 км/ч по шоссе), повышенную проходимость (переход на грунт силами экипажа занимал не более 10 мин), небольшие габариты (длина – 3540 мм, ширина – 1705 мм, высота – 1700 мм), наличие броневой защиты («броня простой пулей не пробивается»). Специальное оборудование в целом получило высокую оценку.
Однако и недостатков хватало. Так, в выводах по результатам испытаний начальник курса Лебедевский, наряду с достоинствами машины, отмечал:
«1. Бр.д.л., имея положительные и отрицательные свойства бронеавтомобиля «Д-8», при движении по жел. дор. пути не может компенсировать поворотливостью ограниченный угол обстрела своих пулеметов и при движении задним ходом имеет недостаточную скорость (до 10 клм./ч); поворот брдл на 180 град. и переход на грунт (и обратно) под действительным огнем пр-ка невозможен.
(…)
4. Специальное оборудование:
а) Съемные диски с ребордами и резиновыми шинами крепятся к колесам надежно и просто; взаимозаменяемость или обеспечение установки дисков задних колес на передние (и наоборот) – необходимы. Из 4 дисков 2 пришли в негодность из-за износа резиновых шин: диск левого переднего колеса после экстренного торможения на скорости 75 клм./ч. – на 730 клм.; диск левого заднего колеса – на 212 клм. скоростного пробега на 1012 клм. Шина 2-го диска имела роговую прослойку.
(…)
г) Подъемное приспособление: домкрат имел две поломки. Всю тяжесть брдл при подъемке принимает на себя дно, приклепанное к корпусу домкрата; последний изготовлен из мягкого железа. При поломках срезались заклепки, корпус домкрата и дно его перекашивались, шарики из упорного подшипника выпадали. Корпус домкрата и дно его должны быть прочнее и абсолютно жесткими.
(…)
ж) Деревянные мостки – пришли в полную негодность. При использовании требуется особая бдительность экипажа брдл: переход передних колес через наружную нитку рельс наблюдается часто. Предупреждение износа – крепление мостков от погружения в балласт».
Выяснилось, что при неполной боевой нагрузке (если, например, отсутствовали вооружение или боеприпасы и передняя часть «брдл» становилась тяжелее задней), установить машину на рельсы правильно (или снять для движения по грунту) с помощью домкрата экипаж из двух человек не мог. Требовалось привлекать дополнительные силы и средства, что в боевых условиях далеко не всегда было возможно. Кроме того, при движении машины в боевом порядке (с закрытыми люками) обзор из нее признали явно недостаточным.
Дальнейшие работы по легким бронедрезинам на основе бронеавтомобиля Д-8 прекратили.
Тем не менее, на основе опытной эксплуатации «брдл» в Ленинграде составили временную инструкцию «по службе на бронедрезинах».
источник: М. Павлов, И. Павлов «Первые железнодорожные» // Техника и вооружение № 4/2014 г.