Первые победы «серебристых ласточек»

22
Первые победы «серебристых ласточек»

Первые победы «серебристых ласточек»

Статья Владислава Софронова с сайта WARSPOT.

СОДЕРЖАНИЕ:

В августе 1964 года на новый аэродром Нойбай перелетел сформированный в Китае 921-й иап — первая боевая часть ВВС Демократической Республики Вьетнам. Полк насчитывал 36 самолётов, полученных из СССР: 32 бесфорсажных МиГ-17А выпуска 1952–1954 гг. и четыре учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. Лётчиков тоже было 36, включая звено управления полка. 2 марта 1965 американцы начали операцию «Раскаты Грома» (Rolling Thunder) — «кампанию ударов по ограниченным целям на территории ДРВ», а через месяц северовьетнамские «МиГи» вступили в бой. Попробуем разобраться с их первыми успехами и неудачами.

Охота за крестоносцами

3 апреля 1965 года целями американской авиации стали мосты в районе города Тханьхоа, административного центра одноименной провинции. ВВС США достался построенный в 1964 году с помощью китайских специалистов крупный авто- и железнодорожный мост через реку Ма под названием Хамжонг (Hàm Rồng — «Пасть дракона»), а палубные самолёты с авианосцев «Хэнкок» (USS Hancock) и «Корал Си» (USS Coral Sea) атаковали автомобильные мосты Тао и Долен.

Утром группа из 34 палубных самолётов нанесла удар по мосту через реку Тао, по которому проходило шоссе №1. Согласно разработанному плану, в 09:47 в воздух поднялась отвлекающая пара МиГ-17, которые пилотировали лётчики Чан Хань (Trần Hanh) и Фам Зяй (Phạm Giấy). Они направились в район города Ниньбинь, а минуту спустя взлетело ударное звено Фам Нгок Лан (Phạm Ngọc Lan) — Фан Ван Тук (Phan Văn Túc) и Хо Ван Куи (Hồ Văn Quỳ) — Чан Минь Фыонг (Trần Minh Phương). Район Тханьхоа был затянут облачностью в 5–6 баллов с нижней кромкой 700 метров, но в 10:09 Фыонг заметил шестёрку F-8 «Крусейдер», идущих в противоположном направлении. «МиГи» набрали высоту, сбросили подвесные топливные баки (ПТБ) и спикировали на американцев. Сблизившись с самолётами противника, в 10:14 Фам Нгок Лан с дистанции 400 метров выпустил несколько коротких очередей по одному из них — «Крусейдер» взорвался и упал, а остальные пилоты вьетнамского звена подтвердили историческую победу своего командира.

F-8D «Крусейдер» пускает НАР «Зуни». Южный Вьетнам, 11 ноября 1965 года

F-8D «Крусейдер» пускает НАР «Зуни». Южный Вьетнам, 11 ноября 1965 года

В действительности четвёрка F-8Е из 211-й истребительной эскадрильи (VF-211) с авианосца «Хэнкок» атаковала 127-мм неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) «Зуни» позиции зенитчиков, расположенные по обеим сторонам моста. Видимость в районе цели составляла всего 1–2 мили, и в дымке американское звено не смогло собраться. Ведомый второй пары увидел три пикирующих самолёта, но принял их за «Скайхоки». Один из вьетнамских самолётов отделился от продолжавшей пикировать пары, пошёл за «Крусейдером» ведущего звена лейтенант-коммандера Спенса Томаса (Spence J. Thomas), летевшего на высоте 8000 футов (2500 метров), и открыл огонь.

Томас увидел трассы, прошедшие мимо его левой плоскости крыла, и, почувствовав попадания, отвернул вправо и ушёл из-под обстрела. Ведомый второй американской пары повернул на стреляющий «МиГ», переключил выбор оружия на ракеты AIM-9D «Сайдуиндер» и услышал сигнал, означавший, что инфракрасная головка захватила цель, но не решился на пуск, так как в воздухе было много американских самолётов. Томас решил, что подбит зенитками, так как предупреждений о «МиГах» не поступало — звено «Фантомов» прикрытия находилось на высоте 25 000 футов (7500 метров) и вьетнамских истребителей не видело. Опасаясь, что давления в повреждённой гидросистеме не хватит для приведения крыла в посадочную конфигурацию, Томас направился к аэродрому Дананг в Южном Вьетнаме.

В 10:15 Фан Ван Тук сообщил Фам Нгок Лану, что заметил противника справа, и получил разрешение атаковать. Тук спикировал на полной мощности двигателя и выпустил трёхсекундную очередь — согласно докладу вьетнамского лётчика, F-8 получил попадания и разбился. Под обстрел снова попал Спенс Томас: сразу после пересечения береговой линии он увидел трассы слева, но в этот раз обошлось без попаданий. Американец отвернул и обнаружил «МиГ» в 2000 футах (600 метров) позади и слева себя на позиции 7 часов. Томас включил форсаж (пламя форсажной камеры, возможно, и было принято за результат попаданий), разогнался до скорости M=1,0 и ушёл в Дананг, сопровождаемый присоединившимся ведомым второй пары.

В то же самое время Хо Ван Куи и Чан Минь Фыонг атаковали другую пару F-8. Куи выпустил две длинные очереди, но не попал из-за слишком большой дистанции, и «Крусейдеры» ушли в море.

Фам Нгок Лан после своей атаки на F-8 Томаса влетел в облако, а когда вышел, обнаружил штурмовик А-4 «Скайхок» и стал его преследовать. Звено этих ударных машин c «Хэнкока» после сброса бомб уходило от цели, разделившись на пары, когда в 10 милях от моста Тханьхоа ведомый командира звена обнаружил в 2 милях (3,7 км) позади одиночный МиГ-17 — вьетнамский истребитель сближался и пытался зайти ведущему в хвост. Американец крикнул: ««МиГ» на 6 часах, отворачивай влево!», и пара «Скайхоков» стала выполнять разворот со снижением. Фам Нгок Лан выпустил короткую очередь, не попавшую в цель — ведомый американец видел трассу, прошедшую около его правой плоскости крыла. Достигнув моря, Фам Нгок Лан бросил преследование. Ведущий второй пары «Скайхоков» того же звена обнаружил впереди МиГ-17, идущий за первой парой, и в этот момент «МиГ» окутался дымом выстрелов. Имея неиспользованный боекомплект к 20-мм пушкам, американец попытался атаковать, но «МиГ», до которого было 2 мили, ушёл с набором высоты.

МиГ-17 Фам Нгок Лана на месте вынужденной посадки

МиГ-17 Фам Нгок Лана на месте вынужденной посадки

В 10:17 вьетнамские лётчики получили приказ на выход из боя и повернули домой. Тройка МиГ-17 села на аэродром Нойбай без своего ведущего — отделившийся от звена Фам Нгок Лан не смог определить своё местоположение из-за поломки компаса. Выработав почти всё топливо, он получил приказ катапультироваться, но обнаружил длинный песчаный пляж реки Дуонг и выполнил там посадку «на живот», при этом ударился головой и потерял сознание. Очнувшись, Фам Нгок Лан увидел, что окружён ополченцами, поначалу принявшими гостя с небес за американца. Ополченцы доставили Лана в больницу, откуда его забрал вертолёт. МиГ-17А с бортовым номером 2310 также вывезли с места посадки — позднее его отремонтировали, но использовали только для тренировочных вылетов.

По итогам боя вьетнамским лётчикам засчитали два сбитых «Крусейдера», а 3 апреля стало Днём ВВС Вьетнама.

Спенс Томас выполнил аварийную посадку в Дананге, где его самолёт был осмотрен: несколько 23-мм и 37-мм снарядов попали в крыло и хвостовую часть фюзеляжа, осколки пробили остекление фонаря кабины. Несмотря на тяжёлые повреждения, F-8Е №150845 позднее восстановили, а затем модернизирован в вариант F-8J. В 1990 году истребитель отправили на хранение, а затем продали Франции на запчасти.

Сразу после полудня палубная авиация американцев выполнила второй вылет против мостов, при этом огнём зенитных пулемётов был сбит A-4C №148557 из 216-й штурмовой эскадрильи (VA-216) с «Хэнкока». Лейтенант-коммандер Рэймонд Воден (Raymond A. Vohden) катапультировался, получив двойной перелом ноги и повреждения позвоночника. Тяжёлое ранение Воден залечивал в плену и остался недоволен качеством оказанной медицинской помощи — из-за начавшего заражения ему удалили часть берцовой кости, в результате правая нога стала короче. Пока лётчик был в тюрьме, его жена подала на развод, о чём Воден узнал из вырезки из газеты «Звезды и полосы» (Stars and Stripes), которую охранники «Ханой Хилтона» заботливо прикрепили на доску объявлений.

Герои первого воздушного боя (слева направо): Фам Нгок Лан, Фан Ван Тук, Хо Ван Куи, Чан Минь Фыонг

​Герои первого воздушного боя (слева направо): Фам Нгок Лан, Фан Ван Тук, Хо Ван Куи, Чан Минь Фыонг

Для удара по гораздо более крупному и лучше защищённому Хамжонгу ВВС выделили 16 F-105D «Тандерчиф», каждый из которых нёс две управляемые ракеты воздух-земля AGM-12A «Буллпап», и 15 F-105D с нагрузкой из восьми 750-фунтовых (340-кг) бомб М117. Ещё 15 F-105D и семь F-100D «Супер Сейбр» обеспечивали подавление зенитной артиллерии, а четыре F-100D — прикрытие от «МиГов». Ведущим группы был опытный полковник Джеймс Риснер (James R. Risner), имевший 110 боевых вылетов в Корее и восемь сбитых МиГ-15.

В 14:00 американские самолёты достигли цели. «Супер Сейбры» атаковали позиции зенитчиков, и во втором заходе был сбит, предположительно 57-мм зенитным орудием, F-100D №55-3625 613-й тактической истребительной эскадрильи (613-я TFS), пилот которого 1-й лейтенант Джордж Смит (George C. Smith) погиб.

«Тандерчифы» выпустили 32 AGM-12A по мосту, при этом каждый ракетоносец выполнил по два захода, так как одновременно можно было пускать только один «Буллпап» — от лётчика требовалось отслеживать полет ракеты по трассеру и, управляя джойстиком, совмещать цель и метку. Несколько ракет попали в цель, но 113-кг боевая часть и взрыватель мгновенного действия не подходили для использования против крепкой конструкции моста. Огнём с земли было повреждено несколько «Тандерчифов», в том числе самолёт Риснера, который, несмотря на утечку топлива и заполненную дымом кабину, смог сесть в Дананге. Затем атаковали F-105 с бомбами, но из 120 сброшенных М117 в мост попало только несколько бомб замыкающего звена, пилоты которого учли поправку на сильный боковой ветер.

57-мм зенитное орудие С-60 ведёт огонь с позиции, оборудованной около моста Хамжонг. Фото сделано разведчиком RF-101 «Вуду» 25 января 1966 года

57-мм зенитное орудие С-60 ведёт огонь с позиции, оборудованной около моста Хамжонг. Фото сделано разведчиком RF-101 «Вуду» 25 января 1966 года

После завершения рейда на мост Хамжонг пара разведчиков RF-101 «Вуду» из 45-й тактической разведывательной эскадрильи (45-я TRS) сфотографировала результаты удара, но домой вернулся только один из них. Над следующим объектом — позицией РЛС на побережье около города Винь — огнём 37-мм зенитки был сбит RF-101С №56-0075, пилот которого капитан Хершел Морган (Herschel S. Morgan) следующие семь лет провёл в плену.

Вторая серия

Расшифровка фотографий моста Хамжонг показала лишь незначительные повреждения от налёта, поэтому было решено организовать повторный удар. На следующий день, 4 апреля, полковник Риснер лидировал группу из 48 F-105 и восьми F-100 — в этот раз все «Тандерчифы» несли 750-фунтовые бомбы, так как более мощные боеприпасы на авиабазы в Таиланде ещё не завезли.

В 10:20 с аэродрома Нойбай взлетело отвлекающее звено МиГ-17 — Ле Чонг Лонг (Lê Trọng Long), Фан Ван Тук (Phan Văn Túc), Хо Ван Куи (Hồ Văn Quỳ), Чан Минь Фыонг (Trần Minh Phương) — которое отправилось патрулировать на высоте 8000 метров в район города Фули, провинция Ханам. В 10:22 взлетело ударное звено Чан Хань (Trần Hanh) — Фам Зяй (Phạm Giấy), Ле Минь Хуан (Lê Minh Huân) — Чан Нгуен Нам (Trần Nguyên Năm), которое на малой высоте вышло в район Тханьхоа. Погода была облачной, над землёй висел туман. Тем не менее, в 10:30 на расстоянии 13 км была визуально обнаружена четвёрка американских самолётов.

F-105D «Тандерчиф» над Северным Вьетнамом. Операция «Раскаты Грома»

F-105D «Тандерчиф» над Северным Вьетнамом. Операция «Раскаты Грома»

К этому времени большинство F-105 уже отбомбилось, потеряв от огня с земли ведущий «Тандерчиф» звена «Стил» (Steel) — после сброса бомб F-105D №62-4217 из 44-й TFS получил попадание предположительно 37-мм снаряда в заднюю часть фюзеляжа. От удара отлетел левый ПТБ, самолёт загорелся и начал разваливаться на части. Капитан Карлайл Харрис (Carlyle S. Harris) катапультировался на высоте несколько сотен футов и сразу после приземления попал в плен.

«МиГи» сбросили баки и атаковали обнаруженную четвёрку F-105. Чан Хань с дистанции 400 метров открыл огонь из трёх пушек, «Тандерчиф» загорелся и рухнул в море. В завязавшейся схватке «МиГи» разделились на пары: Чан Хань и Фам Зяй остались южнее моста, а Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам повернули на север от Хамжонга, где Хуан сбил другой F-105.

Замыкающее звено «Цинк» (Zink) из состава 354-й TFS шло на высоте 15 000 футов и скорости 325 узлов в 10 милях южнее моста, когда лётчики второй пары, майор Вернон Кулла (Vernon M. Kulla, позывной «Цинк 3») и капитан Ричард Пирсон (Richard P. Pearson, позывной «Цинк 4»), увидели, как в 5000 футах (1,5 км) позади из дымки появилась четвёрка самолётов и, снижаясь, на большой скорости проскочила перед Куллой и Пирсоном. Опознав их как МиГ-15 или МиГ-17, оба лётчика выдали в эфир схожие предупреждения: «Лидер звена «Цинк», отворачивай — позади тебя «МиГ»! Мы атакованы!» Однако первая пара, видимо, не услышала предупреждение среди переговоров пилотов семи десятков самолётов, находящихся в воздухе.

Один из первых авиаударов по мосту Хамжонг

Один из первых авиаударов по мосту Хамжонг

Ведущий «МиГ» с дистанции 1500 футов (450 метров) обстрелял самолёт майора Фрэнка Беннетта (Frank E. Bennett, позывной «Цинк 1»). Кулла наблюдал несколько попаданий по фюзеляжу и отлетавшие от него куски металла. Почти одновременно второй «МиГ» открыл огонь по «Тандерчифу» капитана Джеймса Магнуссона (James A. Magnusson, позывной «Цинк 2»), прекратив стрельбу на дистанции 700–800 футов (200–250 метров). F-105 загорелся и на высоте 500 футов (150 метров) потянул к морю. Вторая пара «МиГов» собиралась атаковать Куллу и Пирсона, но оба F-105 развернулись для контратаки. «МиГи» проскочили позади выше и исчезли в дымке.

Достигнув залива, капитан Магнуссон сообщил, что собирается катапультироваться. Пирсон видел, как F-105D №59-1764 упал в воду недалеко от берега, парашюта не было.

Кулла начал поиски Беннетта и снова был атакован парой МиГ-17, но ушёл за счёт запаса скорости. Наконец, в тумане «Цинк 3» нашёл лидера, и пара набрала высоту 21 000 футов. Там Кулла осмотрел повреждения самолёта Беннетта: огромная дыра зияла в задней части фюзеляжа, ещё одна диаметром больше фута светилась в левом закрылке, была повреждена верхняя секция воздушного тормоза, откинулась крышка контейнера тормозного парашюта. Пирсон также присоединился к ним, и тройка направилась в Дананг. До аэродрома оставалось 10–12 миль, когда давление масла у «Цинка 1» упало до нуля, и двигатель F-105D №59-1754 остановился. Беннетт катапультировался, при этом его шлем сорвало с головы. Парашюта Кулла и Пирсон не наблюдали. Позднее тело Беннетта подняли из воды — его парашют раскрылся, но слишком поздно.

Четвёрка F-100D 416-й TFS обеспечивала заслон от «МиГов», когда ведомый первой пары капитан Кит Коннолли (Keith B. Connolly) обнаружил пару МиГ-17 в 3 милях (5,5 км) слева и пару «Тандерчифов» в 5 милях (9 км) впереди себя — по всей видимости, это была цель вьетнамских истребителей. Коннолли сообщил о «МиГах» ведущему звена подполковнику Эммету Хейсу (Emmett L. Hayes). Тот наблюдал звено «Крусейдеров» и, решив, что речь идёт о них, кратко, стараясь свести радиообмен к минимуму, ответил: «Нет, это свои самолёты».

Утверждается, что на фото запечатлено падение F-105D капитана Магнуссона. Фото из коллекции Иштвана Топерцера

Утверждается, что на фото запечатлено падение F-105D капитана Магнуссона. Фото из коллекции Иштвана Топерцера

Коннолли повторил, что в направлении на 11 часов идут МиГ-17, и Хейс с Коннолли на форсаже пошли за ними. Когда они подошли ближе, ведущий «МиГ» уже открыл огонь по ведущему «Тандерчифу» — Коннолли видел отлетающие обломки. Ведомый «МиГ» держался близко к ведущему, но огня не открывал. Хейс увидел ракету, которая прошла между ним и находящимся в 3 км впереди «МиГом», и решил, что выстрелил кто-то из пилотов «Крусейдеров», но это замыкающий лётчик его звена, проверяя готовность вооружения, случайно выпустил одну АIM-9B.

Хейс услышал сигнал захвата цели головкой самонаведения своей ракеты, но медлил, опасаясь, что в поле её обзора попал F-105. Сблизившись на расстояние 3000 футов (900 метров), Хейс, наконец, нажал кнопку пуска, и его АIM-9B прошла впритирку с правой плоскостью «МиГа» без подрыва — вероятно, из-за отказа взрывателя. В это время F-105 включил форсаж, и Хейс не стал пускать вторую ракету. Оба «МиГа» пошли в набор высоты, а F-105 в нисходящую спираль, и все трое пропали из его поля зрения.

Коннолли пошёл на вертикаль за вторым «МиГом», но проскочил его. Стараясь зайти в хвост американцу, «МиГ» сделал мёртвую петлю и начал вторую, а Коннолли выполнил разворот на горке. Оказавшись на встречном курсе, он выпустил по перевёрнутому «МиГу» неточную очередь из 280 снарядов с дистанции 1500–800 футов (450–250 метров) и проскочил над ним «животом к животу», ощутив тряску от попадания в турбулентный поток. «МиГ» ушёл вниз и скрылся в облаках.

Дональд Килгус в кабине своего F-100D. За время войны «Супер Сейбры» выполнили боевых вылетов больше, чем любой другой тип самолётов США, но в основном они применялись над Южным Вьетнамом и других встреч с «МиГами» не имели

Дональд Килгус в кабине своего F-100D. За время войны «Супер Сейбры» выполнили боевых вылетов больше, чем любой другой тип самолётов США, но в основном они применялись над Южным Вьетнамом и других встреч с «МиГами» не имели

Хейс велел звену собраться и быть готовым к новым атакам «МиГов». Оба лётчика первой пары, наконец, сбросили ПТБ. Ведущий второй пары ошибочно нажал кнопку аварийного сброса всех подвесок, и вместе с баками избавился от обоих «Сайдуиндеров».

Лётчики звена «Робин» (Robin) — четыре F-100D из 416-й TFS — услышали в эфире сообщения звена «Цинк» о «МиГах», когда в 3 милях впереди из дымки выскочила на большой скорости пара МиГ-17. Заложив крутой вираж, они попытались зайти в хвост американцам, разделившись по одному против каждой пары «Супер Сейбров». Самолёты звена «Робин» несли по два 19-зарядных блока 70-мм НАР, не считая четырёх встроенных 20-мм пушек, но и без «Сайдуиндеров» устаревшие F-100 превосходили вьетнамских оппонентов, по своим характеристикам приблизительно соответствуя МиГ-19. Капитан Уэйн Ланфир (Wayne Lanphear, позывной «Робин 1») и капитан Дональд Килгус (Donald L. Kilgus, позывной «Робин 2») резко отвернули и сбросили ПТБ, блоки НАР и свободные пилоны, но у обоих лётчиков второй пары аварийный сброс не сработал.

Один МиГ-17 отстрелялся по капитану Рональду Грину (Ronald R. Green, позывной «Робин 3»), атаковав на пересекающемся курсе под углом 90°. Когда в нескольких футах от его крыла пролетели снаряды, Грин ввёл «Супер Сейбр» в штопор, чтобы оторваться от «МиГа». Из-за перегрузки ПТБ всё-таки отделились, но один из них ударил по блоку НАР и заодно загнул вверх переднюю кромку правой плоскости. Лётчик вывел самолёт из штопора, по его ощущениям, в 50 футах над волнами Тонкинского залива. «МиГ» потянул наверх и оказался позади «Робина 4», но F-100 ушёл на форсаже.

Второй «МиГ» смог занять хорошую позицию позади Килгуса, но тот, предупреждённый ведущим, на форсаже рванул наверх, а «МиГ» проскочил мимо и оказался на хвосте Ланфира. Килгус выпустил короткую очередь с запредельной дистанции, и «МиГ» ушёл пикированием. Преследуя его, «Робин 2» выпустил вторую очередь, и снова мимо. На высоте 10 000 футов (3000 метров) Килгус в третий раз открыл огонь и прекратил стрельбу на высоте 7000 футов (2100 метров), увидев вспышку от попадания на правом горизонтальном стабилизаторе «МиГа». Килгус начал выход из пикирования; ему показалось, что «МиГ» тоже начал выходить в горизонтальный полет курсом на запад, но он потерял его из вида. Фотокинопулемёт Килгуса снимков не сделал из-за дефекта плёнки, но ему засчитали вероятно сбитый МиГ-17.

«Тандерчиф» капитана Джеймса Магнуссона в кадре ФКП Чан Ханя. Фото из коллекции Иштвана Топерцера

«Тандерчиф» капитана Джеймса Магнуссона в кадре ФКП Чан Ханя. Фото из коллекции Иштвана Топерцера

Других побед, кроме одной предположительной, американцы не заявляли, однако ни один из «МиГов» ударного звена на аэродроме Нойбай не приземлился. С места вынужденной посадки в провинции Нгеан в госпиталь Ханоя был доставлен Чан Хань с травмой головы и трёх позвонков. Он сообщил, что «Тандерчифы» развернулись для атаки, и подошли истребители. Чан Ханю удалось увернуться от двух выпущенных ракет; израсходовав всё топливо, он совершил вынужденную посадку, при этом ударившись головой о прицел. Разбитый МиГ-17А с бортовым номером 2316 восстановлению не подлежал, но после недельной разборки был вывезен на грузовике. Фам Зяй, Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам официально считаются погибшими в воздушном бою (МиГ-17А с бортовыми номерами 2416, 2412, 2410 соответственно).

Таким образом, звено F-105 было атаковано четвёркой МиГ-17, затем Хань и Зяй вступили в бой со звеном Хейса, а Хуан и Нам — со звеном Ланфира. Два потерянных F-105 соответствуют двум вьетнамским заявкам, при этом упавшего недалеко от берега Магнуссона сбил Чан Хань, а Ле Минь Хуану остаётся сбитый Беннетт. Правда, из описания Куллы и Пирсона следует, что оба F-105 были фатально повреждены в первой же атаке «МиГами» одной пары, а по вьетнамским данным победа Хуана состоялась позже, после разделения звена «МиГов». Горячке скоротечного боя свойственны нестыковки, но не исключён вариант, что Фам Зяй не успел сообщить по радио о результатах своей стрельбы, а Ле Минь Хуан стрелял по Грину, который ушёл в штопор с отделением ПТБ и шлейфом вытекающего из них керосина, и выглядел сбитым больше, чем Беннетт, почти дотянувший до Дананга.

В 2017 году группа из 11 вьетнамских лётчиков-ветеранов во главе с генералом Нгуен Дык Соатом (6 побед на МиГ-21) посетила США и провела серию встреч с бывшими противниками. На одной из них Кит Коннолли попытался выяснить, состоялась ли в действительности победа Килгуса, которого к тому времени уже не было в живых. Полковник Нгуен Ван Бай (7 побед на МиГ-17) рассказал Коннолли, что они обнаружили обломки пропавших «МиГов»: один МиГ-17 разбился на подлёте к аэродрому, а два других, видимо, столкнулись в воздухе. Что стало причиной в обоих случаях — ошибки пилотирования или боевые повреждения — так и осталось невыясненным. Свидетелей падения самолётов не нашлось, прослушивание записей радиопереговоров ясности не внесло, а для проведения длительного расследования в условиях войны не было ни времени, ни возможностей.

Чан Хань (слева) и Фам Нгок Лан рассматривают плёнку ФКП. Фото из коллекции Иштвана Топерцера

Чан Хань (слева) и Фам Нгок Лан рассматривают плёнку ФКП. Фото из коллекции Иштвана Топерцера

Указанными выше самолётами потери дня 4 апреля не ограничились. К месту падения F-105 Магнуссона подошла пара штурмовиков А-1Н южновьетнамской 516-й эскадрильи. Расположенная на берегу зенитная батарея открыла огонь и сбила «Скайрейдер» ведущего, капитан Ву Кхак Хюи (Vu Khac Hue) катапультировался над морем в 1,5 милях от берега. Его ведомый, американский капитан Уолтер Дрегер (Walter Draeger) дождался прилёта спасателей — летающей лодки HU-16 «Альбатрос» и пары вертолётов HH-43 «Хаски». Прикрывая их работу, Дрегер атаковал позиции зенитчиков на берегу, но сам был сбит ответным огнём, упал в воду и погиб.

Итоги двух дней

Итого за два дня над ДРВ было потеряно семь американских и один южновьетнамский самолёт. Северный Вьетнам объявил о 47 сбитых силами ПВО и истребителей за этот период самолётах. Возможно, в это число попали и какие-то (если не все) из не вернувшихся «МиГов» — в условиях господства вражеской авиации обстрелы ПВО своих самолётов оставались регулярным явлением до самого конца войны.

Что касается результатов американских налётов, то палубной авиации оба «своих» моста удалось уничтожить. ВВС США за два дня сбросили на мост Хамжонг 384 бомбы и ракеты; бетонные плиты проезжей части моста и подъездные пути покрылись воронками, но сооружение выстояло. «Пасть дракона» ещё семь лет собирала свои жертвы и была уничтожена только в 1972 году.

Потеряв за два дня троих лётчиков погибшими и одного тяжело раненным, а также четыре МиГ-17 (ещё один ушёл в ремонт), свой следующий воздушный бой 921-й иап провёл только через два месяца. 4 июня четвёрка МиГ-17 перехватила пару самолётов, опознанных как F-105, один из которых был засчитан сбитым. По американским данным, под атаку попала пара F-4B «Фантом», но все три залпа НАР, за которые ещё во время войны в Корее американцы принимали 37-мм снаряды «МиГов», прошли мимо, а свои ракеты пилотам «Фантомов» выпустить не удалось.

Источники и литература

      1. Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume I. Account of F-4 and F-8 Events Prior to 1 March 1967 — Institute for Defense Analyses Systems Evalution Division, 1967
      2. Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume III: Events from 1 March 1967 to 1 August 1967 and Miscellaneous Events — Institute for Defense Analyses Systems Evalution Division, 1969
      3. Stephen P. Coonts, Barrett Tillman. Dragons`s Jaw. An Epic Story of Courage and Tenacity in Vietnam — New York: Hachette Book Group, 2019
      4. Peter Mersky. F-8 Crusader Units of the Vietnam War — Osprey Publishing, 1998
      5. Christopher Hobson. Vietnam Air Losses: USAF, Navy, and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in SE Asia 1961–1973 — Midland Publishing, 2001
      6. Lịch Sử Dẫn Đường Không Quân 1959–2004 — NXB Quân Đội Nhân Dân, 2004
      7. Trúc Phương. Người anh hùng chân đất — Nhà xuất bản Văn hoá — Văn nghệ, 2019
      8. http://mistyvietnam.com

источник: https://warspot.ru/20086-pervye-pobedy-serebristyh-lastochek

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account