Первые финские самолёты. Опытные истребители IVL C.24 и C.25

13

Первые финские самолёты. Опытные истребители IVL C.24 и C.25

Все ведущие страны Европы такие как, например, Франция, Италия и Великобритания, начали производство авиационной техники до начала Первой Мировой войны или в ее годы. После окончания войны многие страны «второго ряда» попытались создать свои собственные авиастроительные школы, чему способствовал наложенный на Германию запрет строить самолеты наземного и морского базирования. Такие европейские страны как Дания, Испания и вновь образованная Чехословакия с переменным успехом приступили к созданию отечественной авиапромышленности. Примерно в это время в Финляндии был изготовлен прототип одноместного истребителя-моноплана – IVL C.24. Это была первая разработка финской авиастроительной промышленности.

Работа финской авиастроительной промышленности началась в 1922 году, когда авиационный завод ВВС Финляндии (Ilmailuvoimien lentokonetehdas – IVL) получил лицензию на производство немецкого гидросамолета Hansa-Brandenburg W.33. До 1925 года авиазавод IVL в общей сложности изготовил 125 гидросамолетов, получивших обозначение A.22 Hansa. Благодаря этому контракту финские инженеры и рабочие получили опыт создания летательных аппаратов.

Поэтому когда в 1923 году штаб военно-воздушных сил обратился к руководству авиазавода IVL с просьбой разработать истребитель, то задача уже не представлялась непосильной. Ранее финские инженеры занимались только копированием немецких чертежей, но теперь предстояло разработать собственный самолет – первый в истории их страны. Руководил проектом главный инженер Курт Бергер (Kurt Berger), и этот человек черпал вдохновение в том, что в те годы делалось во Франции и Великобритании. Поэтому вместо биплана, которые в те годы имели широкое распространение, он предпочел моноплан-парасоль, столь полюбившийся компании Morane-Saulnier. В выборе силовой установки Курт Бергер проявил консерватизм и предпочел радиальному двигателю устаревший ротативный. Самолет был оснащен немецким 11-цилиндровым ротативным двигателем Siemens-Halske Sh.II, развивавшим мощность 105 л.с. и вращавшим деревянный четырехлопастный винт. В авиазаводе IVL первому отечественному самолету было присвоено обозначение C.24.

После первого полета, состоявшегося 16 апреля 1924 года под управлением летчика-испытателя Георга Йадерхольма (Georg Jäderholm), пришлось признать очевидные факты: IVL C.24 был медленным самолетом с недостаточной мощностью силовой установки и более чем ограниченным обзором для пилота. Производитель самолета отказался от установки на него какого-либо вооружения и начал разработку улучшенной версии, на этот раз предназначенной для серийного производства и получившей обозначение C.25. Новая машина сохранила силовую установку с ротативным двигателем, но получила гораздо более мощный 160-сильный двигатель Siemens-Halske Sh.III, который вращал все тот же четырехлопастный деревянный винт. Фактически, за исключением этой новой силовой установки и новой конструкции фиксированного классического шасси, ничто не могло по-настоящему отличить C. 24 от C. 25.

Опытный истребитель IVL C.25 совершил свой первый полет 11 июня 1925 года. Через пять дней самолет был модифицирован: он получил синхронизированный пулемет калибром 7,7 мм. В августе 1925 года самолет был поставлен военно-воздушным силам Финляндии для проведения испытаний. Параллельно с испытаниями истребителя C.25 проводилось тестирование прототипа C.24; в частности, самолет был оснащен лыжным шасси и были проведены неудачным испытания по превращению машины в поплавковый гидросамолет. С лыжным шасси C.24 ждал некоторый успех, хотя недостаточная мощность его силовой установки делала взлет со снега довольно трудным. Однако через несколько недель от программы отказались, когда 17 декабря 1925 года C.25 не смог приземлиться и был разрушен. Управлявший самолетом военный летчик сильно выжил, хотя и сильно обгорел. В конечном итоге военно-воздушные силы Финляндии предпочли принять на вооружение самолет иностранного производства и заказали небольшую партию голландских истребителей Koolhoven FK.31.

В заключение следует сказать, что хотя с технической точки зрения IVL C.24 был полным провалом, исторически он очень важен как первый самолет, спроектированный и собранный в Финляндии. Именно по этой причине он был сохранен. Сегодня IVL C.24 является часть экспозиции музея военно-воздушных сил Финляндии в Ювяскюля (Jyväskylä).

схема опытного истребителя IVL C.24

схема опытного истребителя IVL C.24

опытный истребитель IVL C.24

опытный истребитель IVL C.24

опытный истребитель IVL C.24

опытный истребитель IVL C.24

вариант окраски опытного истребителя IVL C.24

вариант окраски опытного истребителя IVL C.24

опытный истребитель IVL C.24 на лыжном шасси

опытный истребитель IVL C.24 на лыжном шасси

схема опытного истребителя IVL C.25

схема опытного истребителя IVL C.25

опытный истребитель IVL C.25

опытный истребитель IVL C.25

опытный истребитель IVL C.25

опытный истребитель IVL C.25

опытный истребитель IVL C.24 в музейном хранилище

опытный истребитель IVL C.24 в музейном хранилище

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: IVL C.24 IVL C.25
Назначение: истребитель истребитель
Статус: прототип прототип
Экипаж: 1 человек 1 человек
Силовая установка:
тип двигателя Siemens-Halske Sh.II Siemens-Halske Sh.IIIA
количество цилиндров 11 11
мощность 1×105 л.с. 1×160 л.с.
общая мощность 105 л.с. 160 л.с.
Размеры:
размах крыла 9,50 м 9,50 м
длина 7,14 м 6,90 м
высота 2,93 м н/д
площадь крыла 19,00 м² 16,30 м²
Масса:
пустого самолета 659 кг 655 кг
нормальная взлетная 870 кг 843 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 200 км/ч 210 км/ч
крейсерская скорость 175 км/ч 185 км/ч
практический потолок 2500 м
дальность полета 450 км
Вооружение: 1×7,7 мм пулемет

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account