Эпопея с САУ на колёсном шасси, началась ещё во времена СССР. В 90-е годы 20 века, более-менее работоспособная машина поступила на испытания, которые, насколько известно, успешно прошла. И с началом 21 века колёсная 152-мм САУ «Мальва» начала колесить с выставки на выставку в надежде найти иностранного заказчика. Но так как данной машины в нашей армии не было, то и зарубежные заказчики не торопились её закупать, отдавая предпочтение другим подобным машинам.
Казалось такая ситуация будет длиться, или вечно, или ещё многие годы. Но тут на Украине начались боевые действия, в ходе которых выяснилось актуальность именно САУ на базе грузовиков. И тут, наконец-то, как я понимаю, военные выдали заказ на поставку таких машин.
САУ «Мальва» была полностью готова, в плане конструкции, поэтому было нужно только наладить её серийное производство. На это ушло, или год, или чуть больше, и вот появилась новость, что серийные САУ отправились в зону боевых действий на Украину.
Кроме этого, сентябре в госкорпорации «Ростех», которая занимается производством САУ, сообщили о работах по созданию нового поколения высокоточных боеприпасов для неё.
«Ведём новые разработки в сфере высокоточного оружия. В частности, создаём новое поколение боеприпасов для самоходной гаубицы «Мальва», в том числе управляемых, которые обеспечат преимущество перед артиллерией стран НАТО», — рассказал индустриальный директор комплекса обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Бекхан Оздоев.
Из особенностей. Главным оружием САУ является 152-мм гаубица 2А64, та что установлена на гусеничной САУ «Мста-С». Машина выполнена на базе шасси Брянского автомобильного завода с колёсной формулой 8×8. По словам разработчиков, такое конструктивное решение делает её более манёвренной, чем установки на гусеничном ходу. В частности, у «Мальвы» выше скорость движения по асфальту и просёлочным дорогам, и составляет 80 км/час. Запас хода машины составляет 1100 км.
Механизм заряжания Мальвы, несколько отличается от такового у Мсты, что привело к немного меньшей скорострельности, если Мста-С способна выдавать 10 выстрелов/мин, то Мальва всего 7. Возимый боекомплект так же несколько меньше, у Мальвы он составляет 30 снарядов, у Мсты – 50.
Ну и конечно колёсная машина несколько легче гусеничного аналога. Её вес составляет 36 тонн, против 42 у Мсты-С.
Собственно, это основные отличия, колёсных САУ от их гусеничных аналогов. Какую партию машин отправили в войска, не указывается. Но думается в пределах 10-20 штук. Как мне кажется это хорошая новость и в будущем можно ожидать увеличения парка подобных машин, которые, однозначно, являются на много более тяжёлыми целями, из своей большей мобильности. Так же, эти машины окажутся очень полезны, если Россия таки решит начать своё наступление. Теперь появятся артиллерийские установки способные сопровождать наступающие колонны, чего не было в 22 году.