Первая ракетная подводная лодка
Современные подводные лодки с баллистическими ракетами ВМС России, США, Великобритании, Франции и Китая, с полным основанием считаются одним из наиболее совершенных образцов боевой техники. Тем не менее, идея вооружения подводных лодок ракетами не нова и насчитывает около 170 лет. За это время подводные лодки и баллистические ракеты, размещаемые на них, непрерывно совершенствовались, образовав, по сути, комплексы баллистических ракет подводных лодок. Первая статья о комплексах баллистических ракет подводных лодок открывает цикл публикаций в этой области.
Редкие путники — крестьяне близлежащих сел, оказавшиеся ясным теплым утром 29 августа 1831 г. (по старому стилю) на лесистом берегу Невы, верстах в сорока от Петербурга по Шлиссельбургской дороге, были несказанно удивлены увиденным: по реке медленно, рывками, проплывало металлическое чудище с двумя круглыми башенками — спереди и сзади. На мокрой спине этого странного существа между башен стоял высокий офицер в непромокаемом комбинезоне и через рупор, прикрепленный к резиновому шлангу идущему внутрь, командовал его движением.
Но еще более были потрясены случайные зеваки, обнаружив, что на берегу находился сам император Николай I в окружении немногочисленной свиты и военных и с интересом наблюдал за происходящим. Откуда было знать непосвященным чухонцам, что они явились свидетелями первых испытаний первой в мире металлической подводной лодки-ракетоносца! А управлял ею лично генерал Карл Андреевич Шильдер, создатель подводного судна.
Карл Андреевич, сын рижского купца — выходца из Курляндии, родился 27 декабря 1785 г. в усадьбе Симаново (ныне в Великолукском районе Псковской области). В 1802 г. молодой человек, получивший хорошее домашнее образование, поступил на военную службу в Московский гарнизонный батальон в чине унтер-офицера…
С 1805 г. он участвовал почти во всех войнах, которые вела в Европе Россия. Разносторонние знания молодого офицера привели его в инженерные войска. Здесь-то и раскрылись его замечательные способности изобретателя, специализировавшегося на совершении саперного искусства. Если бы в ту пору существовало авторское право, то молодой Шильдер мог бы запатентовать конструкции разборного канатного моста и понтонных переправ, проходческого щита для прокладывания минных галерей при осаде крепостей, а также подземные мины и фугасные ракеты, дистанционно подрываемые от гальванических батарей, и многое другое.
Разработка средств обороны морских крепостей и портов привела изобретателя к созданию подводных мин. Но энергичный характер Шильдера не мог смириться с пассивным применением морских мин. Он задумал превратить неподвижную мину в активный снаряд и воплотил эту идею в виде… подводной лодки.
Надо признать, что Шильдер не был здесь первым. Сам он точно обозначил «генеалогию» своего творения:
«Руководствуясь примерами подводного плавания Бюшнеля, Дреббеля и известного Джонсона и сочинениями Фультона, Монжери и других, я предположил устроить металлическую подводную лодку, которая по теоретическим соображениям имела все удобства, указанные помянутыми примерами, устраняла недостатки, замеченные и самими изобретателями…».
Голландский врач и личный друг английского короля Якова I Корпелиус Ван-Дреббель построил в Лондоне деревянную подводную лодку, в которой на потеху публике совершал плавания, погрузившись в воды Темзы, между прочим, вместе с самим отважным английским королем. Американец Дэвид Буншель в 1776 г. предоставил свою одноместную подводную лодку из дубовых досок «Тартл» («Черепаха»), скорее напоминавшую винную бочку, бравому моряку Эзра Ли, сержанту молодого флота США. Тот совершил на ней несколько безуспешных попыток подвесить мину на днища английских кораблей, блокировавших побережье во время войны бывших американских колоний за независимость. При одной из атак «Черепаха» была повреждена огнем неприятеля, а храбрый сержант чудом спасся из затонувшей лодки.
Другой американский изобретатель, Роберт Фултон, предложил в 1801 г. проект своей подводной лодки «Наутилус» Наполеону Бонапарту для защиты портов республиканской Франции oт кораблей английского королевского флота. Наполеон, заинтересовавшись предложением, распорядился выделить ассигнования па постройку лодки и создать государственную комиссию для оценки изобретения в составе академиков Г. Монжа, П. Лапласа и К. Волнея. Но потом, посовещавшись с морским министром Плевиль-де-Пеллеем, человеком консервативных взглядов, отказал изобретателю. Обиженный Фултон решил переметнуться к врагам Наполеона. Прихватив построенную подводную лодку, он перебрался на берега туманного Альбиона и предложил создать подводный флот для уничтожения наполеоновских кораблей. Для убедительности он даже устроил демонстрационный подрыв старого парусника «Доротея» подвесной миной. Но и здесь его идеи не были восприняты.
«Подводные лодки — это оружие бедных на море государств!»
— заявили надменные чиновники «владычицы морей». Пришлось изобретателю ни с чем вернуться домой в Америку, где по его проекту построили первый в мире пароход «Клементина».
Упомянутый Шильдером «известный Джонсон» был капитаном флота Северо-Американских Соединенных Штатов, хорошо знавшим особенности плавания в районе западного побережья Африки у острова Святой Елены, куда угодил к этому времени Наполеон. Прибыв в 1821 г. в Лондон, американский моряк занялся постройкой подводной лодки собственной конструкции, с помощью которой намеривался освободить Бонапарта. Но английское правительство, с подозрительностью относившееся к подводным лодкам, конфисковало его творение, усмотрев в нем хитроумное устройство для провоза контрабанды с континента. А в мае пришло известие о кончине опального императора…
Шильдер не назвал еще нескольких изобретателей (возможно, они попали в число «и других»). Первый из них — это Ефим Никонов, по предложению которого в условиях строжайшей тайны в 1718-1725 гг. при Петре I в Санкт-Петербургском Адмиралтействе строилась деревянная подводная лодка, вооруженная
«огненными трубами» (прототипом ракет — ?).
Другой изобретатель — российский подданный польского происхождения Казимир Чарновский. Оп разработал свой проект подводной лодки в 1829 г., находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, куда попал как
«политический преступник».
Николай I поручил дать заключение па его проект генералу П.Д. Базену — инженеру-французу на русской службе. Генерал поделился подробностями проекта Чарновского с командиром саперного батальона Шильдером, занятым разработкой своей подводной лодки. Кое-что из известных технических решений в области подводного кораблестроения Шильдер решил использовать, но во многом его проект был оригинален.
Прежде всего, тем, что его лодка была с цельнометаллическим корпусом. Он представлял собой удлиненное тело обтекаемой формы и имел в длину около 6 м. Его поперечное сечение напоминало неправильный эллипс наибольшая ширина составляла около 1,5 м, а высота — 1,8 м. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной 4,8 мм и подкреплялась изнутри силовым набором из пяти шпангоутов. Листы железа соединялись внахлест и скреплялись со шпангоутами посредством заклепок. На лодку ушло несколько сот пудов котельного железа. Водоизмещение лодки составляло 16,1 т. Прочность корпуса, по расчетам К.Л. Шильдерл и инженера-штабс-капитана Д.П. Щербачева, допускала погружение лодки на глубины до 40 фут (12 м).
Над корпусом выступали две башни высотой около 1 м и диаметром 0,84 м служившие для входа и выхода экипажа. Сверху башни закрывались металлическими люками с прижимными болтами. Крышки люков откидывались на шарнирах. Герметичность стыка обеспечивалась уплотнениями из вулканизированой резины. Между башнями находился люк для погрузки в лодку крупногабаритных грузов. На боковых стенках башен располагались четыре иллюминатора для освещения внутреннего помещения лодки при надводном плавании и наблюдения в надводном положении. Для усиления света внутренняя поверхность башен была выкрашена в белый цвет. Поначалу Шильдер предполагал сделать башни выдвижными, по затем отказался от этой идеи. Он убедился, что не сможет обеспечить герметичность скользящих цилиндрических поверхностей.
Для погружения и удержания лодки на заданной глубине Шильдер применил комплексную систему. Во-первых, внутри корпуса в нижней его части (в трюме) была устроена балластная цистерна, наполнявшаяся водой до такой степени, что у лодки с отданными грузами, плавучесть погашалась почти полностью, и на поверхность выступали лишь части башен. Во-вторых, в нижней части корпуса находились конусные ниши в виде двух воронок, обращенных раструбами к килю. В верхней части этих воронок имелись отверстия, через которые проходили канаты из сыромятной кожи. На канатах внутри воронок висели грузы, отлитые из свинца по форме воронок и полностью убирающиеся в них, не выступая за внешний обвод корпуса. Другие концы канатов были соединены внутри лодки с ручными воротами, с помощью которых можно было стравливать грузы до грунта подобно тому, как отдаются якоря на надводных судах. Общий вес двух грузов составлял 80 пудов (1280 кг).
На мелком месте грузы, подобно якорям, удерживали лодку на одном месте. Достаточно было начать выбирать воротами отданные грузы, чтобы лодка стала погружаться под воду. Для всплытия производилось обратное действие. Забортная вода поступала в балластную цистерну через два крана самотеком, а при всплытии лодки удалялась ручным поршневым насосом. При поднятых грузах и пустой балластной цистерне плавучесть лодки была близка к нулю, и корпус ее находился в полупогруженном состоянии, т.е. палуба была почти на уровне воды. Заполняя балластную цистерну водой и увеличивая тем самым массу лодки, можно было добиться ее дальнейшего погружения.
Для обеспечения остойчивости лодки (понижения ее центра тяжести) применялся балласт из свинцовых отливок, выполненных по профилю днища лодки и уложенных на дне с большими промежутками между ними.
Лодка приводилась в движение гребками, расположенными по два с каждого борта. Гребок в виде «гусиной лапки» состоял из двух складывающихся лопастей, поворачивающихся на шарнире горизонтального вала, проходящего сквозь корпус лодки. На внутренний конец вала была надета шестерня, входившая в зацепление с зубчатым колесом. Это колесо вращал рукоятью один из членов экипажа. При перемещении в нижней четверти круга гребки обеспечивали передний ход лодки. Когда они двигались назад, их лопасти раскрывались и, загребая воду, толкали лодку вперед. При движении гребков вперед (холостой ход) они складывались за счет давления воды, оказывая минимальное сопротивление набегающему потоку воды. Для обеспечения заднего хода нужно было вращать гребки в противоположной четверти круга. По расчетам, максимальная скорость под водой могла составить 2,15 км/ч. Однако испытания выявили значительно меньший КПД гребков, чем в теории. На самом деле скорость оказалась в 3,2 раза меньше — она не превышала 0,67 км/ч.
Для управления движением лодки по направлению служил вертикальный руль в виде рыбьего хвоста с закругленным концом. Он поворачивался посредством ручного привода. Важным нововведением явилось использование горизонтальных рулей для управления лодки при вертикальном всплытии.
Наблюдение за внешней обстановкой из-под поверхности воды Шильдер предполагал посредством выдвижной коленчатой медной трубы с зеркалами, расположенными в ее верхнем и нижнем коленах под углом 45 град, к продольной оси. Этот прообраз современного перископа был установлен в кормовой башне лодки. Как отмечал КА Шильдер, заинтересованный в уменьшении демаскирующих лодку признаков, зрительная труба
«дает возможность управляющему делать по временам обозрение на поверхность воды, оставляя лодку под водою, …из выдвинутой трубы, выставляя предмет меньшей величины обыкновенных бананов».
В крыше носовой башни для поступления свежего воздуха была устроена выдвижная вентиляционная труба, которой можно было пользоваться на «перископной» глубине. По расчетам запаса воздуха в лодке должно было хватать экипажу в количестве 10 человек на 10 часов. Позже испытания показали, что даже восемь человек поглощали весь кислород менее чем за шесть часов. Именно поэтому Шильдер для освежения воздуха установил воздухозаборник. Достаточно было выдвинуть эту трубу на поверхность всего лишь на три минуты и привести в действие центробежный вентилятор конструкции генерал-майора А.А. Саблукова (1783-1857), вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни.
Вооружение лодки предназначалось для действий против деревянных парусных кораблей и состояло из подводной мины и шести ракет. В носовой части на форштевне крепился горизонтальный бушприт длиной около 2 метров, окованный железом. На него одевалась муфта с небольшим гарпуном (заершенный стержень), к муфте подвешивалась пороховая мина весом 1 пуд (16 кг). От нее в лодку шел длинный провод, соединявшийся с гальванической батареей. Муфта своей тыльной частью свободно сидела на бушприте и легко соскальзывала с него при отходе лодки. Вонзив гарпун с миной в борт корабля ниже ватерлинии, подлодка давала задний ход, и мина оказывалась как бы подвешенной к борту вражеского корабля Прочность скрепления мины с атакуемым судном обеспечивалась силой соударения больших масс надводного судна и подводной лодки. Отойдя на некоторое расстояние назад, коман дир взрывал мину по проводу электрическим импульсом от батареи.
Впервые в мировой практике для вооружения подводной лодки Шильдер использовал ракеты: шесть ракет калибра 4 дюйма (102 мм) в металлических корпусах с пороховыми двигателями. Они размещались в железных направляющих трубах, по три с каждого борта. Трубы были скреплены в пакеты, соединенные с корпусом лодки посредством регулируемых по высоте винтовых стоек. Необходимый для стрельбы угол возвышения (до 10-12 град к линии горизонта) пакет получал изнутри лодки за счет подъема либо опускания ближайшей к носу лодки стойки путем вращения втулки-гайки. Чтобы предохранить ракеты от контакта с водой, в передние концы труб вставлялись пробки, прикрытые резиновыми колпаками. Воспламенение ракет осуществлялось изнутри лодки по проводам от гальванической батареи с помощью электрозапалов. При пуске ракет пробки выбивались самими ракетами и истекающей из них струей. Пуск ракет мог производиться как на поверхности воды, так и в погруженном состоянии. Лодка могла вести одиночный и залповый огонь. Значительная длина труб, достигавшая 4,5 м, позволяла добиваться довольно высокой кучности стрельбы, сопоставимой с имевшимися тогда на кораблях гладкоствольными орудиями. При попадании зажигательные ракеты вызывали пожар на деревянном корабле.
Дело создания подводного корабля было новым и требовало участия специалистов. Расчетные и проектные работы выполнял инженер-поручик саперного батальона Д.П. Щербачев, за вооружение — мину и пороховые ракеты — отвечал подпоручик Санкт-Петербургского ракетного заведения П.П. Ковалевский, гальваническим устройством занимался подпоручик Л.А. Бем, а вентилятор для циркуляции воздуха внутри лодки предоставил генерал-изобретатель А.А. Саблуков.
Корпус лодки начали строить в марте 1834 г. в Петербурге на Александровском чугунолитейном и механическом заводе (ныне ПО «Пролетарский завод»). Как ни старался Шильдер сохранить особенности своей подводной лодки в секрете, но директор завода обер-берггауптмап 4-го класса М.Е. Кларк, шотландец по происхождению, привлек к ее изготовлению заводских мастеров-чужестранцев Рида, Монро и Роджерса, которые старались больше выведать, чем что-то сделать. Зато Шильдер добился, чтобы помощником Кларка по технологической части был В. Шевяков. И основная работа по корпусу проделана все же руками русских умельцев: котельщиком Г. Гороховым, саперами Д. Михайловым, К. Федосеновым, ракетчиками В. Внуковым, А. Ефимовым. Е. Шитовым, М. Каратаевым и другими. Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии саперного батальона; ракеты — в Петербургском ракетном заведении.
Пока лодка, окруженная высоким забором, строилась на стапеле возле заводского бассейна (в настоящее время бассейн с каналом к Неве засыпан), Шильдер постоянно контролировал ход работ и регулярно отчитывался перед государем-императором — создание боевого корабля осуществлялось на казенные деньги.
И вот настал майский день, когда субмарину спустили на воду. По каналу, соединявшему заводской бассейн с Невой, лодку вывели на свободную воду. Первые демонстрационные испытания первой металлической ракетной подводной лодки, вмещавшей до 13 человек, Шильдер решил провести на Неве, напротив дачи своего тестя сенатора II. Дубенского, уютно расположенной среди нетронутого леса. Саперы построили причал для лодки, а на берегу возвели два деревянных строения под казарму и мастерскую — и первая в мире база подводников начали функционировать!
Обязанности 10 членов экипажа распределялись следующим образом: один — па руле, четверо — на гребках, двое -при кранах и насосах, один — при гальванической батарее и проводах, один — резерв. Десятый — командир. Он находился в кормовой башне, наблюдая оттуда за поверхностью моря через иллюминаторы или перископ и командуя рулевым и другими членами экипажа. При опущенных на дно гирях и при отсутствии воды в балластной цистерне верхняя палуба лодки выступала на поверхность. Для ее выхода в плавание необходимо было проделать следующие операции. На бушприт надевали муфту и к ней привязывали мину. К электрическому запалу мины присоединяли провод. В направляющие трубы закладывали ракеты, пакетам труб придавали требуемый утол возвышения, а к электрозапалам ракет подсоединяли провода. В концевые отверстия труб вставляли пробки с герметичными резиновыми колпаками. Затем в лодку влезали несколько матросов, через средний люк им подавали гальваническую батарею. Остальные члены экипажа влезали через люки башен, которые после этого наглухо задраивали изнутри. Под тяжестью людей и снаряжения лодка погружалась настолько, что ее палуба скрывалась под водой. После этого поднимали воротами гири-якоря. Тогда лодка погружалась почти до крышек башен. Для дальнейшего погружения заполняли водой балластную цистерну.
Демонстрационные испытания в присутствии Его Императорского Величества были назначены на 29 августа 1834 г. Шильдер сам составил программу испытаний и отобрал людей для проведения испытаний. В «стартовый» экипаж были включены: унтер-офицер Антон Ионов, двенадцать рядовых Назар Новицкий, Михайло Путохин, Иван Павлюченко и другие из состава Лейб-гвардии саперного батальона с большой выслугой лет, имевшие боевой опыт. Дополнительно командиром лодки был назначен моряк, лейтенант Р.Н. Жмелев, вошедший в историю Российского флота как первый офицер-подводник, а также четыре нижних чина oт Морского гвардейского экипажа. Вместе со штатным экипажем первые демонстрационные погружения совершали офицеры — сам К.А. Шильдер (командир лодки), подпоручики Л.А. Бем (электротехническая боевая часть) и П.П. Ковалевский (ракетная боевая часть).
Ниже по течению реки поставили на якоря парусные шаланды, изображавшие неприятельские линейные корабли. Пока лодка с восемью членами экипажа выходила на середину реки, Шильдер стоял на палубе и командовал ее движением. Как только она вышла на глубокой место, он спустился вниз, где мерцал свет двух свечей и лампадки перед иконой Николая Чудотворца, и задраил за собой люк. Лодка погрузилась и в подводном положении поплыла в сторону «неприятельских» кораблей. Сориентировавшись по направлению, Шильдер дал команду Ковалевскому нацелить пусковые трубы с ракетами, а Бему — замкнуть контакты электроцепи. Возможно тогда же впервые в мире в подводной лодке прозвучала команда «Пуск!» на запуск ракет из подводного положения. И в этот же момент находившиеся на берегу с изумлением увидели, как из-под воды неожиданно с шипением и громом взлетели несколько ракет и, оставляя огненный след, устремились к парусникам В мгновение ока те были сожжены дотла. Была также показана в действии и пороховая мина.
Николай I остался весьма доволен увиденным — Россия обретала грозное морское оружие! По такому случаю Шильдер в тот же вечер на даче тестя устроил для первых подводников торжественный ужин, которому предшествовал молебен протоирея гвардейского саперного батальона отца Иоанна Горенского. А на следующий день он представил императору список достойных награждения 84 «нижних чинов», участвовавших в создании лодки и ракет. Саперы и ракетчики получили по 20-25 рублей ассигнациями.
После успешного дебюта лодку отбуксировали в Кронштадт и в следующем году продолжили испытания. Не всегда безопасные, испытания лодок проводились на открытых кронштадтских рейдах, где частенько гуляли ветер и волны. Но Карл Андреевич был человеком смелым до отчаянности. Зная за собой эту «слабость», он во время опытов облачался в прорезиненный комбинезон наподобие современного водолазного костюма. На спину надевал резиновый ранец, наполненный сжатым воздухом, а на ноги — башмаки со свинцовыми подошвами для сохранения вертикального положения па случай, если неожиданно окажется в воде. В таком виде он сопровождал подводную лодку на шлюпке и давал указания экипажу по резиновому переговорному шлангу. Не раз ему приходилось бросаться в воду на помощь подводникам, если они почему-либо не могли справиться с его указаниями. Однажды, наблюдая за погружением своей лодки, которой командовал уже лейтенант Адамопуло, импульсивный Шильдер бросился в воду, забыв надеть башмаки, и из-за этого, не сумев принять вертикальное положение, едва не захлебнулся.
Но результаты морских испытаний оказались неудовлетворительными. Скорость подводной лодки, как уже сказано, была крайне низкой, а "мощности" мускульного двигателя не хватало для преодоления силы течения и ветра. Ракетное вооружение на практике оказалось весьма несовершенным. Выяснилось также, что рулевой внутри лодки не способен самостоятельно выдерживать заданный ему курс.
Выявив недостатки проекта. Шильдер составил два проекта друтих подлодок. Согласно одному из них, подводная лодка предназначалась для плавания в значительном удалении от рейда, но проект не был осуществлен. Вторая лодка уменьшенного объема предназначалась для уничтожения неприятельских мостов на больших реках. Предполагалось, что лодка будет пускать плавучие мины по течению реки. По неподтвержденным сведениям, образец такой бочкообразной подводной лодки был изготовлен Александровским заводом в заводском бассейне, но о проведении ее испытаний пет никаких данных. «Главный конструктор» попытался повысить эффективность движителя и вместо гребков, приводившихся в движение мускульной силой матросов, снабдил вторую лодку «водогоном» — гидрореактивным водометом. Для его привода он хотел приспособить электродвигатель, создаваемый в то время академиком Б. Якоби. Можно себе представить — подводная лодка-ракетоносец с гидрореактивным водометным движителем и электроприводом в первой половине XIX века!
Для обеспечения базирования подводной лодки, удобства ее обслуживания и буксировки по проекту А.А. Шильдера был построен плот, служивший подвижной пристанью, буксируемой вместе с лодкой.
Первые попытки плавания потребовали выполнения ряда усовершенствований, выполнение которых затянулось до 1840 г., когда от Шильдера потребовали представить записку о тех исправлениях, которые еще необходимо было произвести до окончательных испытаний.
Пытаясь оправдать доверие императора и подтвердить расходы па строительство и испытания, Шильдер перевел лодку в Санкт-Петербург. Здесь 23 сентября 1840 г. на фарватере Малой Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена, насколько позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через три часа лодка всплыла. Восемь человек команды
«стеснения воздуха не чувствовали».
Дальнейшие испытания доработанной лодки (установлен «архимедов винт») проходили в Кронштадте но программе, составленной Шильдером и одобренной Комитетом о подводных опытах. 24 сентября 1841 г. накладывался дополнительный балласт, затем с помощью гирь, впуска воды и архимедова винта лодка погружалась и всплывала 25 сентября лодка погрузилась с помощью балласта, башни возвышались на 1 фут над поверхностью воды. Сам Шильдер управлял движением лодки по курсу и перекладкой рулей с катера через каучуковую переговорную трубу, один конец которой входил в лодку, а друтой, в виде рупора, находился у него в руках. Подводная лодка за 35 минут прошла 183 сажени (один гребок был сломан), после чего была отбуксирована к пристани.
И во время создания лодки, и во время ее испытаний Шильдера не оставляла мысль о сохранении секретности проводимых работ. И не напрасно — морские державы явно обеспокоились появлением в России тайного оружия. Иностранные агенты резко активизировали свою «конфиденциальную» деятельность, пытаясь заполучить данные об изобретении Шильдера. Тогда он решился на нестандартный ход — сегодня это называется дезинформацией. В своем послании военному министру он выдвинул идею:
«по благополучном окончании опытов подводного действия, дав возможность команде выйти из подводной лодки, а мне лично, выхода последним, потопить лодку накренением с намерением представить как бы безнадежность на ее хорошее устройство и худой успех предполагаемых предприятий и дать повод распространиться таковому мнению…».
Принятые меры дали такой эффект, что не только иностранные, но и российские офицеры остались в неведении, что же происходит на кронштадтском рейде.
После испытаний Комитет заключил, что лодка не может выполнять боевых задач, так как сама не может находить направление под водой, и счел дальнейшие опыты бесполезными. Военный министр граф А.И. Чернышев (1785 -1857), 8 октября 1841 г. в ответ на заключение Комитета наложил следующую резолюцию:
«Высочайше повелено дальнейшие опыты над подводною лодкой прекратить и вместе с тем обратить особенное внимание на усовершенствование подводных мин и действие ракет».
Распоряжением военного министра от 9 октября 1841 г. за №949 опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению. По просьбе Шильдера лодка была передана в его распоряжение для "партикулярных занятий". Через несколько лет, не имея более средств продолжать опыты Шильдер лодку разобрал и продал в виде металлолома. Вследствие того, что вся информация, имевшая отношение к подводной лодке Шильдера, долгое время считалась секретной, о ней просто забыли. Свыше 100 лет эта субмарина оставалась неизвестной даже российским историкам подводного судостроения, не говоря уже о западных авторах.
Как и все изобретатели подводных лодок XIX века, Шильдер оказался впереди своего века: состояние технических средств того времени не могло обеспечить создание подводной лодки, пригодной для боевого использования.
Скромные боевые возможности своей лодки осознавал и сам Шильдер, поэтому он предложил для доставки подводной лодки к месту боевых действий использовать подвижную пристань, также вооружив ее ракетами. Другим вариантом доставки подводных лодок предлагались два парохода, строительство первого из них не было доведено до конца; второй (название которому «Отважность» — пожаловал сам император) не оправдал себя при испытаниях.
Сам изобретатель, прошедший путь от унтер-офицера до генерал-лейтенанта, в июне 1854 г. во время Крымской войны был смертельно ранен в бою на Дунае. С воинскими почестями его похоронили на погосте церкви Св. Николая в Калараше. В 1911 г. прах генерала перевезли в Петербург и 31 октября перезахоронили в склепе церкви Святых Косьмы и Дамиана на Кирочной улице. В 1960-х гг., при строительстве метро, здание церкви снесли. И теперь не сохранилось даже места последнего упокоения праха одного из первых создателей подводных лодок России.
источник: Павел КОНСТАНТИНОВ "Первая ракетная подводная лодка" Техника и вооружение 4-2004