Первая кровь: как подводные лодки «свергли» линейные корабли
Содержание:
Линейные корабли были владыками морей — но подводные лодки низвергли их с «престола». Первой жертвой стал британский броненосец «Формидейбл». Кайзеровская субмарина U 24 отправила его на дно Ла-Манша в новогоднюю ночь 1915 года.
Мнимое спокойствие
В начале Первой мировой союзникам по Антанте вроде бы нечего было беспокоиться о войне на море. Их флоты казались огромными, и главной силой в них оставались линейные корабли: дредноуты и броненосцы.
Большие калибры орудий и толстая броня линкоров делали их владыками моря. И таких кораблей у Антанты было в достатке, особенно в Королевском флоте Великобритании.
Но в этот момент в морской истории произошла революция.
На арене морских сражений появился новый боец — подводная лодка. Это оружие оказалось способно уничтожить любой корабль, вне зависимости от количества пушек и бронирования.
Ведь субмарина наносила удар под водой.
Свержение «владыки морей»
Первый тревожный звоночек прозвучал 22 сентября 1914 года, когда немецкая лодка U 9 Отто Веддигена легко пустила на дно три британских броненосных крейсера.
Но это были лишь цветочки — стало ясно, что потери кораблей от торпед подлодок будут расти дальше. Ведь пока ещё никто не знал, как противостоять подводной угрозе.
Линейным кораблям стало неуютно в открытом море. Они превратились в предметы охоты для вражеских субмарин.
Результат не заставил себя долго ждать.
Двадцать первого декабря 1914 года австрийская лодка U 12 впервые в истории всадила торпеду в борт линкора. Жертвой её атаки стал французский дредноут «Жан Бар».
Французам повезло. «Жан Бар» был лишь повреждён и сумел дойти до базы.
Но вскоре везение для Антанты кончилось. Кайзеровская субмарина U 24 сделала ей новогодний «подарок», потопив в Ла-Манше британский броненосец «Формидейбл».
Преступная безмятежность
В 1914-м в Ла-Манше кипела жизнь. Между французским и английским берегами сновали пароходы. Великобритания перебрасывала на материк свой экспедиционный корпус.
Кайзеровские подводники нанесли в Канал «визит вежливости», потопив там в октябре–ноябре несколько судов и кораблей. Но подлодок у Германии было ещё мало, поэтому о создании прессинга не могло быть и речи.
И всё же появление вражеских субмарин вызвало панику у британских адмиралов. На прикрытие транспортов бросили все эсминцы-«нефтяники».
Эта и другие принятые меры дали результат. Переброска войск прошла без потерь.
В результате союзники расслабились. Угроза потопления судов в Ла-Манше уже не казалось такой ужасной, да и в декабре 1914-го немецкие лодки в Канале замечены не были.
Британское Адмиралтейство посчитало, что беда миновала, — и начало совершать одну ошибку за другой, пренебрегая противолодочной обороной. Дело дошло до того, что эскадры британских линкоров стали выходить в море без эсминцев сопровождения. Этим и воспользовались немецкие подводники, сурово наказав противника за его безмятежность.
Новогодняя трагедия в Канале
Тридцатого декабря 1914-го из Медуэй к Портленду для проведения практических стрельб вышла 5-я эскадра линейных кораблей адмирала Бейли. Она шла без эсминцев охранения, сопровождаемая лишь двумя лёгкими крейсерами «Топаз» и «Даймонд».
Адмиралтейство не обратило на этот факт внимания. По его мнению, в западной части Ла-Манша немецких подлодок не было — стало быть, она безопасна.
Однако англичане не знали, что там находится U 24 Рудольфа Шнайдера.
В течение 31-го декабря Шнайдер следовал за броненосцами Бейли, не подозревавшими об опасности. С наступлением ночи они взяли курс на остров Уайт с намерением на следующий день возобновить стрельбу. Поднялся сильный южный ветер, начался шторм, и эскадра шла малым ходом.
Для U 24 все складывалось удачно.
Около двух часов ночи 1 января Шнайдер вышел в атаку на броненосец «Куин». Однако он выпустил торпеды под острым углом, и те прошли рядом с целью. Тем не менее, англичане не заметили ни их, ни подводную лодку.
Спустя полчаса U 24 повторила нападение. На этот раз целью для своих «угрей» Шнайдер выбрал замыкавший колонну броненосец «Формидейбл». Выстрел был удачным — торпеда поразила «Формидейбл» в правый борт.
Повреждённый корабль сбросил пар и выкатился из строя. В 03:10 Шнайдер повторил выстрел, вторично торпедировав «Формидейбл».
Теперь участь броненосца была решена.
Каждый сам за себя
Экипаж «Формидейбла» не запаниковал. Уже после первой торпеды на воду спустили шлюпки, но на борту оставалось ещё около 500 человек. Моряки боролись за живучесть своего корабля.
К броненосцу подошёл крейсер «Топаз», который стал подбирать людей из воды. Одновременно рядом с ним показался освещённый лайнер. Крейсер сигналил на пароход просьбу о помощи. Тот ответил, что понял, но не остановился.
Не оказали помощь своему гибнущему собрату и другие корабли эскадры. В соответствии с инструкциями, изданными после потопления трёх крейсеров в сентябре, остальным кораблям, шедшим в строю, было приказано воздерживаться от сближения с тонущим броненосцем.
«Топазу» помог только «Даймонд». После второго удара U 24 крейсеры пытались спасти оставшихся в живых. Но им помешал шторм.
«Формидейбл» затонул в 04:39 утра. Из 780 членов его экипажа погибли 597 моряков, включая и командира броненосца Локсли.
Такова история гибели первого линейного корабля, торпедированного подводной лодкой. Любопытно, что «козлом отпущения» в этом деле Адмиралтейство сделало адмирала Бейли. Его обвинили в «неправильном и неосторожном» управлении эскадрой, что якобы привело к катастрофе.
Увы, само Адмиралтейство своих ошибок не признало. Впоследствии это привело к потерям других крупных военных кораблей. Ведь война только начиналась — а ошибки в такое время, как известно, пишутся кровью.
источник: https://warhead.su/2019/11/14/pervaya-krov-kak-podvodnye-lodki-svergli-lineynye-korabli