Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
К январю 1913 года стало ясно, что греки полностью захватили господство на море. Наличие у них броненосного крейсера «Георгиос Аверов» не позволяло туркам надеяться на какой-либо успех. Этот корабль нужно было уничтожить либо отвлечь от основного театра военных действий — шанс на последнее туркам давала крейсерская война.
Отвлекающая операция
Главным преимуществом «Аверова» являлась его высокая скорость, он был не только сильнее, но и быстроходнее любого турецкого броненосца или крейсера, то есть мог навязать противнику бой в любом положении и на любой дистанции. Это наглядно показал и бой у мыса Хеллес 16 декабря 1912 года, и последующий бой у острова Лемнос 18 января 1913-го.
Понимая, что в линейном бою с основными силами греков шансов на победу у него нет, новое командование османского флота решило развернуть в Эгейском море крейсерскую войну, отправив туда один из двух своих крейсеров. Он должен был охотиться на греческие торговые суда, вести обстрелы портов и прибрежных городов. Кроме «Аверова», других сильных крейсеров у греков не было, поэтому действия рейдера вынуждали греческого командующего контр-адмирала Павлоса Контуриотиса отозвать броненосный крейсер из района Дарданелл, что давало турецкой эскадре шанс на победу.
Для операции был выбран построенный в Англии крейсер «Хамидие». По сравнению с «Меджидие», построенным в США у Крампа, он имел лучшую остойчивость, более высокую мореходность, а главное — не испытывал традиционных для ранних кораблей Крампа проблем с силовой установкой, хорошо известных по русскому «Варягу».
К началу января повреждения от попадания болгарской торпеды в ночь с 20 на 21 ноября были исправлены, и крейсер находился в полной боевой готовности. Главным недостатком корабля была плохая работа радиооборудования, впрочем, в дальнейшей операции это обернулось благом, а не бедой.
Первоначально операция имела ограниченные цели: командир крейсера Хусейн Рауф-бей получил приказ идти в южную часть Эгейского моря и обстрелять порт Эрмуполис на острове Сирос. Затем он должен был «продемонстрировать флаг» у занятых греками островов Лесбос и Хиос, уходить в Смирну (Измир), а оттуда возвращаться в Дарданеллы. В случае невозможности прорваться к Смирне следовало уходить в один из нейтральных портов, принадлежавших Италии или Британии. Как видно, план был ограниченным и не предполагал долгого рейдерства. Выход крейсера должен был маскироваться очередным выдвижением в море действующего османского флота.
Первая удача: потопление «Македонии»
13 января крейсер отделился от основной эскадры и встал на якорь у Кусетабьи — маленькой деревушки на берегу пролива недалеко от мыса Нагара. На следующий день в 9 часов утра «Хамидие» перешёл южнее, к деревне Кепе, в то время как крейсер «Меджидие» в сопровождении старых эсминцев «Басра» и «Ярхисар» вышел из Дарданелл. Противник обнаружен не был, и «Хамидие» на скорости 15 узлов вышел в море. Удачному началу рейда способствовали пасмурная погода и шторм. Крейсер взял севернее и около 18 часов прошёл между Лемносом и островом Самофракия (Семендерек), так и не обнаруженный дозорными миноносцами противника.
Незадолго до полудня 15 января «Хамидие» подошёл к острову Сирос — одному из Кикладских островов, лежащих на выходе из Эгейского моря. Здесь в гавани Эрмуполис обнаружились два судна: британский пароход «Александра» и греческий вспомогательный крейсер «Македония» (бывший трансатлантический грузопассажирский пароход) для перевозки иммигрантов. Это двухпалубное двухтрубное судно имело длину 129 м и валовую вместимость 6333 брт и было построено в 1912 году в Англии для «Пан-Эллинского пароходства» братьев Эмбирикос (английское название — National Steam Navigation Co). Пароход имел новейшие машины четырёхкратного расширения и развивал скорость в 17 узлов.
После возвращения из США осенью 1912 года на «Македонии» установили три 102-мм американских орудия Mark 9 и переклассифицировали во вспомогательный крейсер. Судно было зачислено в эскадру вспомогательных крейсеров коммодора И. Дамианиса («Сапфо», «Фемисто», «Эсперия»), где оно стало самым новым и крупным из них. Командиром судна был назначен капитан 2-го ранга П. Цукалис. В ноябре 1912 года «Македония» участвовала в высадке на Хиос, теперь же она зашла на Сирос для ремонта неисправного рулевого управления. Котлы были потушены, и судно не могло дать хода (встречаются утверждения, что при появлении турецкого крейсера «Македония» сменила позицию, встав так, чтобы пролетавшие мимо неё снаряды попадали в гражданские здания).
«Хамидие» подошёл вплотную к гавани и открыл огонь, выпустив в общей сложности 52 снаряда калибром 152 и 120 мм, в том числе два десятка 120-мм по району порохового завода южнее гавани. Он добился нескольких попаданий в «Македонию», причём некоторые снаряды пробивали пароход насквозь и взрывались на набережной. Вспомогательный крейсер был серьёзно повреждён и сразу же загорелся.
Командир «Македонии», правильно оценив свои возможности, не стал открывать огня, а приказал команде открыть кингстоны и покинуть судно. Позднее он мотивировал это решение нежеланием ставить под угрозу город и порт. В итоге «Македония» затонула прямо у причала, так что её верхняя палуба осталась над водой. Турки решили, что судно уничтожено. Кроме того, огнём с крейсера в городе сильно повредили электростанцию и нанесли ущерб зданию телеграфа. Шесть снарядов попали в жилые кварталы, в результате чего погибла одна женщина и было ранено ещё двое жителей. В 13:25 «Хамидие» прекратил обстрел и ушёл в море.
Потопление «Македонии» стало важной пропагандистской победой: турецкая пресса на весь мир разнесла известие об успехе османского флота. Греки пытались всеми силами сгладить впечатление от своей неудачи — уже через десять дней судно было поднято и отправлено на ремонт в Пирей. Было официально объявлено, что судно получило незначительный ущерб и быстро отремонтировано за счёт государства, эта информация до сих пор кочует из книги в книгу. Однако на самом деле «Македонию» не отремонтировали и в состав греческого флота уже не вернули. Более того, компания братьев Эмбирикос тоже больше не использовала её, купив для замены два старых английских парохода.
«Македония» четыре года простояла на приколе, а в 1915 году была перепродана голландской компании Hollandsche Algemeene Atlantische Scheepvaart за 3 млн гульденов. В августе 1916 года сгоревшее судно отвели на буксире в Голландию, а полностью отремонтировали на верфи Вильтона в Роттердаме лишь к июлю 1917 года. В 1921 году пароход перепродали итальянской компании «Ллойд Латино», где его переименовали в «Пинчио», а в ноябре 1931 года отправили на слом.
Турки в поисках угля
Контр-адмирал Контуриотис не поддался на вражескую провокацию и не отозвал «Аверова» от Дарданелл для погони за «Хамидие», хотя и получил такой приказ из Афин. Он сильно опасался нападения турок на временную базу греческого флота в бухте Мудрос на острове Лемнос, где совсем не было береговых укреплений. В отличие от историков более позднего времени, командующий греческим флотом не страдал недооценкой противника и допускал, что в отсутствие «Аверова» османское командование может решиться и на такой шаг. В итоге у адмирала хватило воли и влияния, чтобы навязать своё мнение руководству страны — турецкий план не сработал. 15 января, после гибели «Македонии», Контуриотис отослал в южную часть Эгейского моря новый турбинный эсминец «Этос» (не имевший торпедных аппаратов) и три старых 350-тонных истребителя: «Тьелла», «Лонхи» и «Аспис». Они должны были отслеживать передвижения турецкого крейсера и по возможности противодействовать ему.
Тем временем, не сумев установить радиосвязь с командованием флота и не имея дальнейших предписаний, Рауф-бей вместо ухода в Смирну решил на свой страх и риск продолжить рейдерство. 16 января, обойдя Крит с востока, «Хамидие» вышел в Средиземное море. К югу от Крита он встретился с группой эсминцев, отправленных сюда Контуриотисом, но ни одна из сторон не проявила желания вступить в бой.
18 января крейсер прибыл в Бейрут. Несмотря на войну, в этой части Османской империи было тихо и спокойно. «Хамидие» загрузился углём и провизией, после чего взял курс к берегам Египта.
В ночь с 18 на 19 января «Хамидие» прибыл в Порт-Саид. Хотя Египет формально по-прежнему оставался владением Османской империи, фактически он уже три десятка лет находился под британской оккупацией. Английские власти заявили, что рассматривают «Хамидие» как корабль воюющей страны — таким образом, он должен был покинуть порт через сутки. Крейсер задержался на целых 30 часов (что вызвало протест греческого консула), но ему удалось провести здесь небольшой ремонт котлов и загрузить 150 т угля.
21 января «Хамидие» прошёл через Суэцкий канал в Красное море; по другим данным, до 25 января он стоял на ремонте в Суэце, а тем временем его командир даже имел встречу с египетским хедивом. Далее крейсер заходил во все прибрежные порты и гавани Аравии, чтобы получать инструкции из Константинополя. В Джидде, куда «Хамидие» прибыл 3 февраля, ему удалось произвести ремонт конденсаторов, заменить часть прогоревших трубок и вновь принять с пароходов небольшое количество угля. Главное же — отсюда Рауф-бею наконец удалось связаться по телеграфу с Константинополем.
5 февраля командир крейсера получил новые инструкции от морского командования: корабль должен вернуться в Средиземное море и направиться к берегам Албании, где всё ещё оборонялись турецкие войска. «Хамидие» повернул назад, снова прошёл Суэцкий канал и 6 февраля в 3 часа ночи вышел в Средиземное море.
Поскольку купить уголь в Порт-Саиде оказалось невозможно, «Хамидие» получил распоряжение идти на Мальту. Там его должен был ждать итальянский угольщик «Альба» с 450 т угля, зафрахтованный через османское посольство в Вене. Однако когда 14 февраля крейсер пришёл в Ла-Валетту, выяснилось, что «Альба» с углём уже отправилась в Бейрут. В итоге «Хамидие» смог закупить некоторое количество угля на Мальте, но этого было так мало, что рейд в Адриатическое море оказался невозможным. Крейсеру пришлось возвращаться к берегам Леванта. В ночь с 17 на 18 февраля он вышел из Ла-Валетты и 23 февраля прибыл в османскую Хайфу. Но и здесь угля оказалось мало: всего 350 т, доставленных по железной дороге из Хиджаза.
Тем не менее появление «Хамидие» в Средиземном море вызвало у греков панику. Ещё после потопления «Македонии» греческие власти отдали распоряжение выключить все маяки, а у Пирея были установлены минные заграждения и возведены новые береговые батареи. Теперь движение судов по Эгейскому архипелагу разрешалось только с 7 до 17 часов и с обязательной проводкой лоцмана. В результате греческое судоходство оказалось если не парализовано, то сильно затруднено, что и является целью любой крейсерской войны.
18 февраля адмирал Контуриотис отправил на поиски вражеского крейсера новый отряд, на этот раз в него вошли броненосец «Псара», эсминец «Этос», истребители «Лонхи» и «Аспис». 23 февраля эти корабли прибыли на остров Корфу в Ионическом море.
Тем временем, не получив из Константинополя новых инструкций, 24 февраля Рауф-бей покинул Хайфу и двинулся на север, к побережью Анатолии. На следующий день крейсер прибыл к острову Гёкова, где провел небольшой ремонт котлов. Тут его наконец достиг приказ: двигаться в соседнюю Анталью, взять там 50 т боеприпасов и 10 000 лир золотом и всё-таки доставить их Западной армии, находящейся в Албании. Однако в Анталью этот груз прибыл с опозданием из-за плохой работы железной дороги, перегруженной военными эшелонами. В итоге 29 февраля «Хамидие» ушёл в Бейрут, где его давно ждал уголь с «Альбы». После этого он направился на остров Арвад возле Тартуса, куда прибыл 6 марта. Из Мерсина и других небольших портов сюда на малых судах спешно доставлялись боеприпасы для Албании. Когда погрузка была уже завершена, выяснилось, что отсутствуют взрыватели для снарядов, и крейсеру придётся идти за ними в Искандерун.
Эти метания крейсера произвели неожиданный эффект: 26 февраля «Хамидие» был замечен на пути из Хайфы в Бейрут, 2 марта его видели крейсирующим вдоль сирийского побережья, а 5 марта он уже прошёл близ острова Сима в Эгейском море. В Греции нарастала паника. Прошёл слух (подхваченный турецкими газетами), что во время похода через Эгейские острова «Хамидие» потопил у Халкидики несколько транспортов с войсками. Греческое правительство выступило с официальным опровержением этих слухов, но это лишь усилило панику.
У берегов Албании
В конце концов манёвры между портами Леванта завершились: утром 8 марта 1913 года «Хамидие» вышел в море с приказом идти к устью реки Семани на побережье Албании (между Влёрой и Дураццо). 11 марта крейсер прошёл пролив Отранто между Ионическим и Адриатическим морями, двигаясь вдоль итальянского берега. В этот же день крейсер перехватил и потопил небольшой греческий пароход «Лерос», шедший из албанского порта Сан-Джиованни-ди-Медуа (ныне — Шингин). Взятый в плен капитан парохода выдал интереснейшую информацию: по его словам, греческая эскадра во главе с броненосцем «Псара» находится на Корфу и принимает уголь, а греческие торговые пароходы активно перевозят боеприпасы и предметы снабжения для сербской армии в Сан-Джиованни-ди-Медуа.
Теперь события развивались стремительно. Вечером «Хамидие» прибыл в устье Семани и начал разгрузку боеприпасов с помощью шлюпок и мелких судов. Однако внезапно на горизонте появился греческий эсминец «Лонхи», шедший на юг. Несмотря на то, что до него было всего 25 каб, с крейсера решили не открывать огонь, чтобы не выдавать себя. В свою очередь, маленький эсминец счёл за лучшее не подходить близко, но сообщил по радио о подозрительном корабле. Командир «Псары» капитан 1-го ранга Андреас Миауалис тут же прекратил бункеровку и вышел в море для перехвата противника.
В свою очередь, Рауф-бей, не закончив разгрузку, рано утром 12 марта снялся с якоря и двинулся на север, желая настичь вражеские транспорты у Сан-Джиованни-ди-Медуа до появления греческих кораблей. По пути он прошёл мимо Дураццо, в 10:40 обстреляв пятнадцатью 120-мм снарядами находившийся здесь греческий (по другим данным — сербский) военный лагерь, после чего полным ходом двинулся на север, к порту Сан-Джиованни-ди-Медуа. Здесь в бухте на якорях стояли австрийский пароход «Скутари» и семь греческих транспортов, разгружавших войска и снабжение для сербской армии. Это были:
-
-
- «Марика» (1250 солдат и 3 самолёта);
- «Заноф Сифнос» (1330 солдат, 5 орудий и вьючные животные);
- «Харисоналис Сифнеос» (по одним данным — пустой, по другим — с грузом провианта);
- «Н. Вервениотис» (1250 солдат, 29 орудий, 23 вьючных животных, продовольствие и полевые кухни);
- «Зева» (200 солдат, 9 полевых орудий, 288 вьючных животных);
- «Эльпис» (1116 солдат, 75 вьючных животных, орудия и снаряжение);
- «Трифилия» (960 солдат и 12 полевых орудий).
-
Старинная гавань в Сан-Джиованни-ди-Медуа была маленькой, места у причала всем не хватало, поэтому в порту находились только «Заноф Сифнеос» и «Марика», а остальные суда стояли на рейде на якорях, ожидая своей очереди. Получив из Дураццо сообщение о приближении турецкого крейсера, портовые власти приказали судам выбрасываться на песчаную отмель к северо-западу от гавани, чтобы сохранить хотя бы часть грузов.
Подойдя к порту, «Хамидие» поднял сигнал, предписывавший австрийскому пароходу уйти от берега, а затем открыл огонь по греческим транспортам. В результате «Харисоналис Сифнеос», не успевший развести пары, был потоплен, «Н. Вервениотис» сгорел уже на мели, а на выбросившемся рядом пароходе «Зева» взорвался котёл, что привело к большим жертвам. Пароходы «Эльпис» и «Трифилия», не успевшие добраться до мели, получили серьёзные повреждения (по другим данным, тоже сгорели). Уцелели только два парохода, стоявшие у причала. Погибло более 120 греков и сербов, ещё несколько сотен было ранено.
В 13:45 крейсер прекратил огонь и двинулся сначала на север, а потом снова повернул на юг. Это маневрирование было вызвано стремлением обмануть противника, а также попыткой связаться с османским посольством в Вене через австрийскую радиостанцию в Поле (ныне — Пула, Хорватия). По некоторым данным, этой или следующей ночью крейсер выгрузил в устье Семани оставшиеся боеприпасы, а затем обстрелял Алессио.
Чтобы отыскать противника, капитан 1-го ранга Миауалис отправил для патрулирования Отрантского пролива четыре старые 420-тонные канонерки: «Ахелеос», «Алфеос», «Эуротас» и «Пенеос», вооружённые парой 37-мм пушек каждая. Утром 15 марта «Ахелеос» встретил крейсер у мыса Родон в десяти милях севернее Дураццо. «Хамидие» открыл огонь и добился попадания в рулевой привод канонерки, которая поспешила укрыться в порту Дураццо. Крейсер ушёл на юг, удачно разминувшись в проливе с отрядом Миауалиса. Теперь у Рауф-бея оставалось лишь около 200 т угля. Поскольку все турецкие порты на восточном берегу Эгейского моря были блокированы греками, командир крейсера решил вернуться в Египет.
У берегов Леванта
Уже 16 марта «Хамидие» прибыл в Александрию. С закупкой угля здесь вновь возникли трудности: британские власти чинили препятствия, а местные торговцы (в основном греки) отказались иметь дело с турками. Лишь благодаря содействию египетского хедива Рауф-бею удалось погрузить 450 т угля за пределами территориальных вод. Затем он вновь двинулся на север, в османские порты.
19 марта крейсер принял некоторое количество угля в Хайфе, а 22 марта вновь прибыл в Бейрут, где сгрузил боеприпасы, которые не успел выгрузить в Албании. Здесь его ждал новый приказ командования флотом: идти в Анталью, где провести ремонт, а также погрузить топливо и боеприпасы; сообщалось, что малые парусные суда с углём и снабжением уже находятся в пути.
С 23 марта «Хамидие» крейсировал между Газой и Хайфой, погрузив ещё 200 т угля в маленьком порту Кавальер, а 28 марта прибыл в Анталью, где принял воду для котлов и провиант для экипажа. Здесь его настиг приказ возвращаться на Адриатику, и вечером 29 марта крейсер снова вышел в море. На следующий день между Кипром и Критом «Хамидие» остановил греческий парусник «Испандис» с грузом черепицы и с призовой командой из девяти человек отправил трофей в Анталью. Впрочем, туда парусник не дошёл из-за появления греческих кораблей и в итоге был сожжён призовой командой.
2 апреля «Хамидие» опять вернулся в Бейрут. Здесь ему наконец удалось погрузить достаточный запас угля, но к этому моменту два из шести котлов крейсера окончательно вышли из строя, а остальные протекали и имели неисправными часть трубок. Вдобавок пришли сообщения о том, что в районе Селифке (Селевкия) двумя днями ранее появлялся греческий броненосец в сопровождении двух миноносцев. Подозревая, что греческий флот уже ищет его по всему Восточному Средиземноморью, Рауф-бей вновь двинулся через Суэц в Красное море. Чтобы предотвратить его возвращение обратно, адмирал Контуриотис выслал к Порт-Саиду броненосец «Гидра» в сопровождении эсминцев «Керавнос» и «Докса».
В стороне от войны
6 (по другим данным 9) апреля крейсер прибыл в Джидду, а затем отправился дальше на юг демонстрировать флаг в османских владениях у берегов Йемена. В 1911 году Рауф-бей служил здесь командиром канонерки «Пейк-и Шевкет», а потому хорошо знал этот регион, местных шейхов и вождей. Во время плавания, продлившегося несколько недель, он принял у себя на борту нескольких шейхов, демонстрируя им, что империя всё ещё сильна.
14 апреля «Хамидие» прибыл на остров Камаран у берегов Йемена, где Рауф-бей принял уголь, а также организовал ремонт котлов и конденсаторов. Здесь он получил приказ перейти во временное подчинение османскому губернатору Йемена. После этого крейсер некоторое время использовался для представительских целей, курсируя по южной части Красного моря.
23 мая Рауф-бей получил распоряжение идти в Персидский залив, но затем приказ был отменён в связи с начавшимися мирными переговорами. 30 мая в Лондоне был подписан мирный договор, о котором Рауф-бей узнал не сразу. Лишь 15 июня «Хамидие» вышел с Камарана на юг и через четыре дня прибыл в Суэц, где задержался для ремонта. Тем временем началась и кончилась Вторая Балканская война, в ходе которой турки отбили у болгар Адрианополь.
21 августа «Хамидие» вышел из Суэца и через два дня прибыл в Газу. Здесь он вновь отбункеровался и принял на борт некоторое количество солдат, а затем 11-узловым ходом направился в Эгейское море. По пути в машинном отделении произошла авария, для исправления которой 26 августа пришлось зайти в Смирну. Лишь 5 сентября крейсер вошёл в Дарданеллы и встал на якорь у Чанаккале, готовясь к торжественному входу в Константинополь. 7 сентября 1913 года крейсер вошёл в Босфор и пришвартовался у султанского дворца Долмабахче — сам султан Мехмед V вышел ему навстречу на своей яхте «Эртугрул». Восьмимесячное крейсерство завершилось.
Рейд «Хамидие» стал для османского флота единственным «светлым пятном» в морской войне. План по отвлечению «Аверова» от Дарданелл не сработал, но капитан Рауф-бей добился серьёзных успехов. Был полностью выведен из строя греческий вспомогательный крейсер, потоплены три транспорта с военным снаряжением и выведены из строя два, повреждена канонерская лодка. На поиски крейсера было отвлечено два броненосца и несколько миноносцев, а греческое судоходство в Эгейском море оказалось серьёзно нарушено.
Литература
-
-
- Балканская война 1912-1913 годов на море. Сборник. СПб.: ЛеКо, 2005
- П. Никель. Бронепалубный крейсер «Гамидие» // Морская Кампания, 2011, №7 (44)
- Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy 1828-1923. London, Conway Maritime Press, 1995
- mezeviris.gr
- forum.nautilia.gr
- marhisdata.nl
-
источник: https://warspot.ru/12701-pervaya-balkanskaya-voyna-na-more-kreyserstvo-hamidie