Первая Балканская война на море: греки добиваются успеха

13
Первая Балканская война на море: греки добиваются успеха

Первая Балканская война на море: греки добиваются успеха

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Первая Балканская война 1912–1913 годов велась в основном на суше, однако десантные операции греков на Эгейских островах продемонстрировали важность контроля над морем. В декабре 1912 года, сменив флотское командование, турки попытались переломить ситуацию. Бой у мыса Хеллес 16 декабря окончился с неопределённым результатом. Османские моряки считали, что ещё имеют шансы на победу.

Албай Рамиз ищет врага

Очередной выход турецкого флота контр-адмирал (албай) Рамиз Наман-бей наметил на 18 января 1913 года. Корабли должны были дойти до занятого греками острова Лемнос, обстрелять передовую базу в бухте Мудрос и искать встречи с морскими силами врага. Общепринятая греческая версия утверждает, что турки рассчитывали на отсутствие в эскадре противника броненосного крейсера «Георгиос Аверов», будучи уверенными, что он занят погоней за отправленным в рейдерство крейсером «Хамидие».

броненосец «Хайраддин Барбаросса» (бывший «Курфюрст Фридрих Вильгельм») — флагман османского флота. Салоники, май-июнь 1911 года. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

броненосец «Хайраддин Барбаросса» (бывший «Курфюрст Фридрих Вильгельм») — флагман османского флота. Салоники, май-июнь 1911 года.
Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Приказ командующего османским флотом, отданный утром 18 января, содержал такой пассаж:

«„Меджидие” возглавляет эскадру до тех пор, пока не будут обнаружены вражеские корабли… Линкоры идут и ведут огонь вместе, поддерживая „Меджидие” только против „Георгиоса Аверова”».

Таким образом, турки предполагали, что «Аверов» будет находиться вместе с греческим флотом, а не охотиться за «Хамидие».

Эскадренный миноносец «Басра» на манёврах в Мраморном море в 1911 году. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Эскадренный миноносец «Басра» на манёврах в Мраморном море в 1911 году. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Флот вышел из Дарданелл в 8:20, имея курс 253° и скорость всего 11–12 узлов. Линейные силы, как всегда, возглавлял «Хайраддин Барбаросса», за ним шли «Тургут-Рейс» и «Месудие». «Асар-и Тевфик» из-за его низкой боевой ценности и ненадёжных машин адмирал решил оставить дома.

Крейсер «Меджидие» со старыми эсминцами «Басра» и «Ярхисар» двигался впереди в качестве дозора, минный крейсер «Берк-и Сатвет» сопровождал броненосцы. Вспомогательные средства османского флота находились у выхода из пролива, а буксиры «Интибах» и «Самсун» стояли под парами в готовности выйти в море.

Минный крейсер типа «Берк-и Сатвет». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Минный крейсер типа «Берк-и Сатвет». Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Выход из Дарданелл патрулировал новый 32-узловой греческий эсминец «Леон» в сопровождении старого эсминца «Аспис». Они сразу же отступили, сообщив по радио на свою эскадру о выходе противника. В свою очередь, крейсер «Меджидие» с «Басрой» и «Ярхисаром» бросились в погоню за греческим дозором.

Тем временем корабли Наман-бея, двигаясь на юго-запад, прошли между островами Имврос и Тенедос и к половине одиннадцатого приблизились к Лемносу.

Однотипный с «Леоном» эсминец «Иеракс» на испытаниях на верфи «Кэмел Лэйрд» в 1912 году. National Historic Museum, Athens, Greece

Однотипный с «Леоном» эсминец «Иеракс» на испытаниях на верфи «Кэмел Лэйрд» в 1912 году. National Historic Museum, Athens, Greece

Адмирал Контуриотис принимает бой

Получив сообщение о появлении турок, в начале одиннадцатого «Аверов», три броненосца береговой обороны, а также пять эсминцев и миноносцев вышли из бухты Мудрос (в южной части Лемноса) и двинулись на юго-восток наперерез врагу. В 10:25 «Меджидие» сблизился с греческой колонной и доложил по радио о её составе. Затем он вернулся к главным силам и к 10:55 вместе со своими эсминцами вступил в кильватер броненосцам. Наман-бей приказал повернуть на юг, и османская эскадра начала сближаться с греками.

 Греческий броненосец береговой обороны «Гидра», 1896 год. Η Ελλάς κατά τους Ολυμπιακούς Αγώνας του 1896: Πανελλήνιον Εικονογραφημένον Λεύκωμα, T. B: Τράπεζαι, Βιομηχανίαι, Εμπόριον, Ναυτιλία. Εν Αθήναις: Εκτου Τυπογραφείου της Εστίας Κ. Μάϊσνερ και Ν. Καργαδούρη, 1896

Греческий броненосец береговой обороны «Гидра», 1896 год. Η Ελλάς κατά τους Ολυμπιακούς Αγώνας του 1896: Πανελλήνιον Εικονογραφημένον Λεύκωμα, T. B: Τράπεζαι, Βιομηχανίαι, Εμπόριον, Ναυτιλία. Εν Αθήναις: Εκτου Τυπογραφείου της Εστίας Κ. Μάϊσνερ και Ν. Καργαδούρη, 1896

В 11:20 греческий командующий контр-адмирал Контуриотис тоже приказал довернуть южнее и прибавить ходу, чтобы встретиться с противником на параллельных курсах. В этот момент между эскадрами было 65 каб (12 км), но огня никто не открывал — обе стороны понимали, что на такой дистанции их артиллеристы никуда не попадут.

Лишь в 11:35, когда колонны сблизились на 45 каб, и греческая эскадра начала опережать турецкую, «Барбаросса» первым открыл огонь по «Аверову». Вслед за ним другие турецкие корабли тоже начали стрелять по греческому крейсеру. В 11:40 греки открыли ответный огонь: «Аверов» и «Спецай» стреляли по «Барбароссе», «Гидра» — по «Тургут-Рейсу», «Псара» — по «Месудие». Турецкий крейсер «Меджидие», шедший в хвосте колонны и не попавший под огонь врага, некоторое время вёл огонь по греческому флагману, пока Наман-бей не приказал ему выйти из боя, чтобы в перестрелке участвовали только броненосные корабли.

Схема боя у острова Лемнос, первая фаза. irk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Схема боя у острова Лемнос, первая фаза. irk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Постепенно расстояние между колоннами снизилось до 30 каб, а греческая эскадра начала постепенно обгонять турецкую, хотя последняя держала полный ход (по некоторым утверждениям — до 16 узлов). В отличие от предыдущего боя, адмирал Контуриотис не стал разрывать линию своих кораблей и выводить быстроходный крейсер вперёд. Он решил использовать превосходство в скорости, чтобы обойти врага и пересечь ему курс всей своей эскадрой.

Тем временем в 11:55 в «Месудие» попал 270-мм снаряд из кормовой башни «Псары», которой командовал капитан 1-го ранга Андреас Миауалис. Снаряд угодил в 150-мм батарею и вывел из строя сразу три орудия. По заверениям турок, жертв не было; греческие источники сообщают о 68 убитых и раненых. Поскольку ещё до этого на броненосце начались проблемы с котлами, командующий флотом приказал ему выйти из боя и уходить в базу. Теперь в турецкой колонне осталось только два броненосца.

В 12:05 греческая эскадра начала поворачивать влево, охватывая голову турецкой колонны — Контуриотис вновь использовал классический приём «crossing Т». В ответ «Барбаросса» круто положил руль на левый борт, и турецкая эскадра начала разворачиваться на обратный курс (на север).

Броненосец «Месудие», 1903 год. forums.airbase.ru

Броненосец «Месудие», 1903 год. forums.airbase.ru

Турки отступают

Перед самым поворотом «Барбаросса» получил сразу два попадания 234-мм снарядов с «Аверова», причём оба крайне неудачных для себя. Первый снаряд влетел в амбразуру средней 280-мм башни, в которой погибла вся орудийная прислуга. Второй снаряд попал в барбет носовой 280-мм башни — повреждения от сотрясения оказались такими, что огонь из неё временно пришлось прекратить. Таким образом, на «Барбароссе» вышло из строя две башни из трёх, однако на последнем этапе боя это не сыграло особой роли, поскольку при отходе броненосец всё равно мог вести огонь только из кормовой башни.

Уже после поворота на обратный курс в надстройки турецкого флагмана угодило несколько снарядов меньшего калибра. Серьёзного ущерба они не нанесли, но вызвали массу мелких пожаров. Тушение этих пожаров обернулось неожиданной проблемой: вода из брандспойтов стекала вниз и скапливалась на батарейной палубе, отчего прислуге 105-мм орудий пришлось работать по колено в воде. Поэтому через некоторое время пожарные насосы пришлось отключить и заняться откачкой воды.

Схема боя у острова Лемнос (вторая фаза). Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Схема боя у острова Лемнос (вторая фаза). Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Но корабль подстерегала другая неприятность: дым от пожаров и взорвавшегося меленита начало затягивать вентиляторами в котельные отделения. В результате кочегарам пришлось покинуть свои посты. Примерно через полчаса скорость «Барбароссы» упала до пяти узлов, и броненосец выкатился из строя. Не получивший повреждений «Тургут-Рейс» обогнал «Барбароссу», но затем был вынужден снизить скорость и отвернуть, пропуская вперёд повреждённый флагман, чтобы прикрыть его с тыла.

Одновременно на греческой стороне также произошла путаница. Обгоняя турок и охватывая голову их колонны, адмирал Контуриотис собирался использовать ту же тактику, что применил в бою 16 декабря. «Аверов», используя своё превосходство в скорости, должен был вырваться вперёд и обойти турецкую эскадру справа. В свою очередь, три более тихоходных броненосца береговой обороны поворачивали, не доходя до оси курса турецкой эскадры, в итоге оказываясь слева от неё. Таким образом, Контуриотис, следуя традициям парусного флота, снова пытался взять противника «в два огня».

Броненосец «Тургут-Рейс» (бывший «Вайсенбург») в Босфоре, 1912 год. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

Броненосец «Тургут-Рейс» (бывший «Вайсенбург») в Босфоре, 1912 год. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe

На «Псаре» и «Гидре» приказ был получен, а шедший вторым в колонне броненосец «Спецай» не принял его из-за неисправности радиостанции и продолжил двигаться за флагманом. В результате греческая эскадра рассыпалась: два броненосца повернули вслед за «Аверовым», а третий ушёл дальше и при повороте был вынужден встраиваться между «Гидрой» и «Псарой». Эта путаница значительно снизила общий ход греческой эскадры.

К 13 часам на «Барбароссе» кончились боеприпасы в погребах кормовой башни (единственной уцелевшей из трёх). Доставить тяжёлые снаряды и заряды из центральных и носовых погребов не было никакой возможности.

Преследование турецкой эскадры, теперь состоявшей всего из двух кораблей, продолжалось ещё полтора часа, но Контуриотис так и не смог нагнать противника. По утверждениям греков, турки развили скорость в 17 узлов, но такой ход бывшие германские броненосцы не давали даже на испытаниях.

Ни одна из сторон в этот период попаданий не добилась. В 14:40 Контуриотис прекратил преследование, поскольку его корабли вошли в зону огня береговых батарей Кум-Кале. Греческая эскадра повернула на обратный курс, а турецкие корабли вошли в Дарданеллы.

Итоги боя

Исход сражения у острова Лемнос для османской стороны оказался хуже, чем в бою у мыса Хеллес 16 декабря. «Барбаросса» выпустил в общей сложности 182 снаряда главного калибра и всего 51 снаряд калибра 105 мм. «Тургут-Рейс» израсходовал гораздо больше: 201 снаряд калибра 280 мм и 258 снарядов калибра 105 мм. «Месудие» выпустил 86 снарядов 234-мм калибра и 143 — 150-мм калибра. Наконец, крейсер «Меджидие» успел сделать 101 выстрел из 150-мм орудий и 40 — из 120-мм.

Крейсер «Меджидие» в Салониках, май-июнь 1911 года. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Крейсер «Меджидие» в Салониках, май-июнь 1911 года. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Греческие источники аккуратно умалчивают о количестве попаданий, полученных своими кораблями. Известно, что в «Аверов» попал один 280-мм снаряд с «Тургут-Рейса» и ещё несколько снарядов меньшего калибра, но ущерб от них неизвестен (встречается лишь упоминание об одном раненом). При этом сами греки стали стрелять гораздо лучше — они добились как минимум трёх попаданий снарядами главного калибра (270 и 234 мм), причём исключительно удачных. На турецких кораблях погиб 41 человек, ещё 104 было ранено.

Плохая стрельба турок в немалой степени была вызвана сильным износом орудий: после боя у Лемноса «Тургут-Рейс» и «Месудие» вывели на замену стволов главного калибра. Но ещё более важным оказался тот факт, что 280-мм снаряды старых германских пушек оказались бессильны против цементированной 203-мм брони «Аверова» — даже на дистанции в 25 каб они не пробивали его главный пояс и башни. Правда, 234-мм орудиям Армстронга также ни разу не удалось пробить 300-мм сталежелезную броню старых германских броненосцев, несмотря на то, что её защитные качества считались вдвое более низкими. Считается, что единственный случай разрыва снаряда в башне «Барбароссы» стал следствием его проникновения через амбразуру. Действительно, орудийные амбразуры на броненосцах типа «Бранденбург» были очень велики из-за большого отстояния от них орудийных цапф и стремления конструкторов добиться наибольшего угла возвышения пушек.

280-мм орудия средней башни броненосца «Хайраддин Барбаросса». Хорошо видны амбразуры большого размера. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

280-мм орудия средней башни броненосца «Хайраддин Барбаросса». Хорошо видны амбразуры большого размера. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy

Иногда приходится слышать, что после 18 января турецкие броненосцы якобы не выходили из Дарданелл. Это не так: известен как минимум их выход 11 апреля для поддержки своих эсминцев, вступивших в перестрелку с греческими эсминцами. Однако на этот раз крупные греческие корабли на бой выходить не стали, а турки не решились удаляться от входа в пролив. В целом же, начиная с февраля 1913 года, турки старались действовать в Эгейском море быстроходными кораблями — крейсерами и эсминцами.

Несмотря на то, что в бою при Лемносе ни один корабль не был потоплен, его можно считать однозначной победой греческого флота. Турецкие моряки почувствовали, что «сражаются деревянной винтовкой», а их командование убедилось, что османские корабли не могут противостоять греческим — прежде всего из-за низкого уровня подготовки артиллеристов и плохого состояния машин. Армия продолжала мечтать о десантных операциях и ответных действиях против Эгейских островов, однако с этого момента османский флот перенёс свои основные усилия в Мраморное море, где использовался для обстрела берега.

Литература

      1. Балканская война 1912-1913 годов на море. Сборник. СПб.: ЛеКо, 2005
      2. Bernd Langensiepen & Ahmet Gueryuz. The Ottoman Steam Navy 1828-1923. London, Conway Maritime Press, 1995
      3. Dirk Nottelmann. Die Brandenburg-classe. Hohepunkt des deutschen Panzerschiffbaus. Verlag E.S. Mittler & Sohn GmbH, 2002
      4. mezeviris.gr
      5. forum.nautilia.gr

источник: https://warspot.ru/12542-pervaya-balkanskaya-voyna-na-more-greki-dobivayutsya-uspeha

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account