Перспективные британские гидросамолеты-истребители. Взгляд из США 1947 года
Интересная винтажная статья из выпуска журнала «Mechanix Illustrated» за сентябрь 1947 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
ИСТРЕБИТЕЛИ ВОЗДУХ-МОРЕ
Предисловие автора блога modernmechanix: В течение нескольких лет после написания данной статьи управление аэронавтики ВМС США все еще заказывало дозвуковые палубные истребители. Это было связано с тем, что технологии реактивных двигателей тех лет требовала слишком большой для авианосца длины разбега. Именно это привело управление аэронавтики ВМС США к разработке сверхзвукового гидросамолета-истребителя, такого как Convair Sea Dart.
К сожалению, мы вынуждены признать, что британцы обогнали нас в создании самолетов двух типов – летающей лодки с реактивным двигателем и истребителя-гидросамолета с убирающимся корпусом.
В секретном конструкторском бюро компании Saunders-Roe был создан одноместный реактивный истребитель – один из самых интересных и пророческих самолетов настоящего времени. Этот удивительный маленький «клипер размерами с пинту» с мощным вооружением – первый самолет с лодочным корпусом, оснащенный реактивными двигателями.
SR/A1, оснащенный двумя осевыми реактивными двигателями, изготовленными компанией Metropolitan-Vickers Electrical Co., Ltd., имеет характеристики «бесспорно на уровне истребителей». Это, очевидно, означает скорость более 500 миль в час (805 км/ч), если только уровень скорости британских истребителей не застыл на показателях машин времен войны. О том, что в случае аварии ожидаются продольные колебания, свидетельствует двойная фигурная скобка, образованная установленными в носу четырьмя 20-мм пушками. Это «скрытое оружие» обслуживается с помощью люков, расположенных по бортам капота.
Конструктивно SR/A1 представляет собой цельнометаллическую летающую лодку с высокорасположенным крылом, двухреданным лодочным корпусом, однокилевым хвостовым оперением с высокорасположенными стабилизатором и рулями высоты. Середина одноместной кабины размещена находится у передней кромки крыла, а ее каплевидный фонарь обеспечивает пилоту обзор на 360 градусов. Кабина пилота герметизирована для полетов на больших высотах и катапультируемое кресло, которое должно помочь пилоту SR/A1 быстро покинуть подбитую машину в случае, если вражеский пилот окажется более удачливым.
Сопла реактивных двигателей выступают за заднюю кромку крыла и плавно переходят в борта фюзеляжа. В качестве силовой установка этого истребителя были выбраны реактивные двигатели Metrovick за небольшой максимальный наружный диаметр. Этот факт позволил разместить двигатели внутри корпуса этой летающей лодки без увеличения ее ширины большей, чем это необходимо для достижения хорошей гидродинамики. Ширина фюзеляжа в районе сопел реактивных двигателей лишь немного увеличивают ширину корпуса в месте их выхода, и, таким образом, расстояние между «трубами» составляет всего девять футов (2,74 м). Это дает очень небольшой момент рыскания, когда один двигатель остановлен в полете; Данное отклонение можно быстро исправить с помощью руля направления, и эта коррекция настолько незначительна, что не вызывает увеличения сопротивления хвостового оперения.
С двигателями, размещенными внутри корпуса, крыло может быть рассчитано на достижение высокой скорости без необходимости идти на компромиссы и учитывать размещение моторных гондол или воздухозаборников. Основу силового набора крыла с высокоскоростным аэродинамическим профилем составляет единственный лонжерон. Крыло имеет относительное удлинение 5:1 и относительное сужение 2:1, что придает передней кромке четкую стреловидность.
Двухреданный корпус летающей лодки вносит дисбаланс в плавность линий гидросамолета, но реданы, разработанные Артуром Гугом (он разработал автоматическое швартовочное приспособление, которое также является частью конструкции SR/A1), имеют низкое лобовое сопротивление. Передний редан имеет V-образную форму, в то время как второй редан представляет собой вертикальную кромку. Общая длина истребителя SR/A1 составляет 50 футов (15,2 м), а размах крыла – 46 футов (14,0 м). Высота составляет 17 футов (5,2 м), а ширина корпуса лодки составляет чуть менее семи футов (2,1 м). Площадь крыла составляет примерно 415 квадратных футов (39 м²).
Другим британским первенцем был N.2/42 – оригинальный ответ на проблему создания поршневого гидросамолета-истребителя с низким сопротивлением. Данную проблему всегда было сложно решить. Расположенный за поплавком толкающий воздушный винт не будет эффективным, поскольку во время взлета хвост гидросамолета опускается вниз, образуя потоки брызг и спутную струю, которые наполовину покроют лопасти винта. С другой стороны, чтобы получить необходимый клиренс для расположенного над поплавком тянущего воздушного винта фюзеляж должен быть поднят как можно выше с помощью похожих на ходули опор. Это нормально для взлета и посадки, но в боевом полете дополнительное сопротивление поплавка и пилонов даже самой обтекаемой конструкции значительно снижает характеристики гидросамолета по сравнению с истребителями наземного базирования.
Британское решение проблемы заключается в том, чтобы гидросамолет взлетел, а затем подтянул основной поплавок к основанию относительно небольшого фюзеляжа. В то же время поплавки, расположенные под законцовками консолей крыла, поворачивались вверх и внутрь крыла и вуаля – у нас удивительно чистый морской истребитель!
N.2/42 оснащен новейшим 24-цилиндровым четырехрядным двигателем, развивающим мощность 3000 лошадиных сил.
источник: C. B. Colby «Air-sea fighters» «Mechanix Illustrated» 1947-09, pages 84-85