Пернатый автомобиль … или летающий транспортер для мегаполисов.
Попытки создать гибрид самолёта и автомобиля начали предприниматься очень давно. Некоторые из них даже более-менее успешно летали. Однако задача создания полноценного летающего автомобиля, будучи заманчивой, в то же время оказалась настолько сложной технически, что она не решена до сих пор. Скоро можно будет отмечать столетие с того момента, как появилась идея заставить автомобиль летать. Практически все известные разработчики используют две основные концепции – гибрид автомобиля с самолетом или вертолетом, из которых уже выжали практически все, на что они способны.
Тем не менее, работы продолжаются, ибо очень уж заманчивая идея – создать транспортное средство, движущееся не в одной плоскости, а в трех измерениях, давая больше возможностей и вариантов вылетев из одной точки, достичь другой и избежать ненужных столкновений с себе подобными.
Вероятно, очень многим хотелось бы иметь эффективный, массовый, удобный в эксплуатации летающий автомобиль. Предполагаемые требования к летающему автомобилю таковы – габариты, внешняя форма, устройство салона должны быть примерно такими же, как у существующих легковых автомобилей.
Для наземного автомобиля масса не критична, критичен только расход энергии на перемещение. Для летающего автомобиля этот расход включает в себя поддержание самого аппарата в воздухе. Поэтому соотношение его массы к полезной нагрузке должно быть минимальным – например, 1 к 1, максимум к 3-5. На данный момент этот критерий не дает развиваться индустрии летающих автомобилей, их массовому производству. Ещё одним сдерживающим фактором является их цена – как себестоимость изготовления, так и затраты на эксплуатацию (в том числе из-за требований, предъявляемых к безопасности).
Можно сказать, что эффективный массовый летающий автомобиль должен обладать следующими свойствами:
1. Компактность.
2. Маневренность.
3. Экономичность.
4. Надежность.
5. Простота обслуживания и производства.
В случае нахождения удачного решения всех этих вопросов и будет создан летающий автомобиль: мы избавимся, наконец, от гигантских пробок на дорогах, воздух в городах станет чище, а сами города расползутся вширь и сольются с природным ландшафтом. Мы сможем быстро и с комфортом перемещаться в желаемую точку пространства – будь то работа или место для отдыха.
Однако идея летающего автомобиля, кажущаяся такой заманчивой, несёт в себе множество подводных камней, незаметных на первый взгляд, но которые обязательно проявятся – в случае если он станет действительно массовым явлением.
Тем не менее, прогресс не остановить и уже первый, несколько уродливый представитель пернатых автомобилей запущен в производство:
Однако, несмотря на интерес и поддержку, проявленные министерством транспорта США, больших толп, желающих приобрести это творение, не наблюдается. Известно, что первые ласточки погоду не делают … Однако, в декабре прошлого года произошло событие, которое может радикально изменить ситуацию и вызвать большой ажиотаж в мире. Американская компания Moller International (MI) прославилась на весь мир благодаря своей летающей машине Skycar и другим чудным аппаратам, которые она обещает поставить на конвейер чуть ли не с 1960-х. Последние три года о фирме вообще ничего не было слышно – казалось, она почила в бозе.
И вот пришло сообщение об «историческом сдвиге»: MI объявила, что подписала меморандум о взаимопонимании с неким китайским партнером. Речь идет о скором создании совместного предприятия в Китае для разработки, производства и продажи машин Skycar и двигателей Rotapower.
Цель – добиться ежегодного объема в 100 тысяч единиц к 2018 году. Ради этого китайцы будто бы готовы инвестировать в дело 84,5 миллиарда юаней (более 14 млрд. долларов). В обмен на семизначные инвестиции бизнесмены из Поднебесной получат права на использование интеллектуальной собственности MI. У американской компании в СП будет 25-процентная доля и роялти с каждой проданной единицы.
Совместное предприятие построит в Китае ряд объектов: это производственные мощности, R&D-центр, полигон для аэродинамических испытаний, офисный комплекс, пятизвездочный отель, общежитие, досуговое учреждение, коммерческие центры и так далее. Судя по всему, Moller International запросто сможет переехать к партнерам на ПМЖ.
Китайцы обещают решить вопросы с землей, разобраться с лицензированием, выбить господдержку, в том числе правительственное финансирование, словом – MI будет обеспечено всеобъемлющее содействие, которого ей так не хватало на родине.
Интерес китайцев можно понять, слабеющая экономика США «подвесила» огромные накопления в ценных американских бумагах и вернуть их уже практически невозможно, но можно конвертировать в интеллектуальный продукт, который, как они надеются, покроет потери.
История летающего автомобиля и Skycara, в частности, достаточно долгая …
чтобы понять, есть минимум три проблемы, решение которых сдерживает старт нового транспорта — нужен легкий, надежный и очень эффективный двигатель; не найден эффективный и надежный движитель; есть проблемы с управлением, переходные режимы требуют новую систему управления …
Если намерения китайцев начнут воплощаться в жизнь, то ажиотаж в этой области просто будет неизбежен. Так уж повелось и не только у нас, что выражение «Нет пророка в своем Отечестве», не устаревает.
Что же может предложить в этом плане наша отечественная мысль? Много, вероятно практически все, что нужно для дела, проблема как всегда — за деньгами и не исключено, что наши наработки вновь когда-то вернутся в родное Отечество в виде модных забугорных товаров, вместо того, чтобы принести пользу Отечеству славой и доходами!
Уже достаточно давно в МАИ был создан стенд и проведены испытания одного из возможных движителей …
Буквально на днях успешно завершена большая НИР: «Разработка конструктивной схемы электролета с вертикальным взлетом и посадкой с комбинированной силовой установкой и алгоритм расчета его электроэнергетической системы», дающая основу для создания системы управления. Ведутся работы по разработке оригинального двигателя, которым по предварительным оценкам экспертов вполне может превзойти по комплексу технических параметров не только отечественный, но и мировой уровень …
http://www.moller.com/index.php?option=com_content&view=article&id=128&Itemid=105
http://www.rotapower.net/
http://autokadabra.ru/shouts/24590
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44521/
Дизайн — Павел Кузьмин