Данный материал из жж Вячеслава Кондратьева выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Крути педали, пилот».
В дополнение к заметке про «Госсамер Кондор» — небольшая фотоподборка летательных аппаратов с педальным приводом, сооруженных и испытанных в разных странах за последние 70 лет. Сперва — ранние образцы 1950-70 годов.
Первым мускулолетом, самостоятельно поднявшимся в воздух, был аппарат SUMPAC (Southampton Univercity Man Powered Aircraft), спроектированный коллективом аспирантов Саутхэмптонского университета. Он впервые оторвался от земли 9 ноября 1961 года и совершил порядка 40 успешных полетов. Самый дальний из них имел протяженность 594 метра и максимальную высоту — 4,5 метра.
Масса аэроплана — 58 кг, размах крыла — 24,4 метра. Каркас изготовлен из дюраля и бальзы с обтяжкой нейлоном.
SUMPAC на авиасалоне в Фарнборо. Носовой конус снят, чтобы был виден педальный привод. На заднем плане — другой британский мускулолет «Пуффин» (Puffin), о котором пойдет речь ниже.
«Пуффин» появился почти одновременно с SUMPAC и взлетел всего на неделю позже. Его соорудили в рекламных целях на известной авиастроительной фирме «Де Хэвилленд».
Аппарат с винтом за задней кромкой киля выглядел весьма оригинально. Инженеру Джону Уимпенни удалось пролететь на нем 908 метров и этот рекорд продержался 10 лет. Пилот настолько «выложился», изо всех сил вращая педали, что после приземления ему понадобилась помощь, чтобы вылезти из кабины.
Джон Уимпенни в кабине «Пуффина».
Демонстрация «Пуффина» журналистам.
Мускулолет «Ливерпуффин», построенный в середине 1960-х в Ливерпульском университете. Максимальная дальность полета — около 800 метров, высота — 5,2 м. В одном из полетов потерпел аварию и не восстанавливался.
Еще один английский мускулолет «Дамбо», испытанный в 1971 году. В отличие от своего хорошо летавшего на ушах мультипликационного тезки он мог лишь «прыгать» на высоту до одного метра и на расстояние 40-45 метров. Вероятно, причина столь удручающих результатов заключалась в слишком слабом «моторе» и недостаточно эффективном винте.
Кабина «Дамбо» без носового обтекателя и обшивки. Хорошо виден велопривод с редуктором, цепной передачей на колесо и карданной — на винт.
Хвостовое оперение «Дамбо» с толкающим пропеллером, форма и диаметр которого явно не соответствуют малой мощности «двигателя». Для мускулолетов гораздо лучше подходят низкооборотные винты большого диаметра с широкими лопастями.
В июне 1972 года рекорд «Пуффина», наконец, побил велолёт «Юпитер», также построенный в Англии и впервые преодолевший километровый рубеж. Его наивысшим достижением был полет на 1236 метров.
«Юпитер» со снятым обтекателем кабины. Видно, что педальный привод действовал как на колесо при движении по земле, так и на винт.
«Двухмоторный» мускулолет «Тукан», спроектированный англичанами Рэдлеттом и Хердсом, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1972 года. Применение тандемной велоустановки себя не оправдало, максимальной полетной дистанцией «Тукана» были 640 метров.
Самолет сделан из бальзы, алюминиевого сплава и спруса, его размах составлял 37,4 м, масса — 95 кг.
Сборка кабины «Тукана». Хорошо видна его комбинированная конструкция из тонких деревянных реек и пустотелых металлических балок с отверстиями для облегчения.
В 1976 году в мускулолетную гонку вступили японцы. Их аппарат «Сторк», сделанный по образцу «Юпитера», пролетел 2270 метров, почти вдвое перекрыв предыдущий рекорд. Но при попытке сделать «восьмерку» японский «Аист» скользнул на крыло, упал и разбился.
Кабина «Сторка» и его фюзеляж в процессе сборки.
В заключение — несколько совсем неудачных образцов, которым вообще не удалось преодолеть силу земного притяжения.
«Феникс» — результат предпринятой еще в 1959 году англичанином Дэниэлом Перкинсом безуспешной попытки сделать мускулолет по схеме «летающее крыло».
Новозеландский аппарат тандемной схемы с брутальным названием «Боффин-Коффин» (Boffin-Coffin). Взлететь не смог, впоследствии был уничтожен ураганом вместе с ангаром.
Мускулолет-автожир, сделанный в США в 1967 году, мог только кататься по земле, что и не удивительно, поскольку для взлета винтокрылых летательных аппаратов нужна еще более высокая энерговооруженность, чем для самолетов.