Пассажирский вариант самолета ББ-2
Принято считать, что пассажирским первенцем ОКБ является самолет Ил-12. Это справедливо только отчасти. В 1935 году С. В. Ильюшин в инициативном порядке предложил пассажирский вариант бомбардировщика ББ-2 (ЦКБ-30). Проем был достаточно детально проработан, о чем свидетельствуют найденные документы. Ниже мы приводим полный текст докладной записки, подписанной начальником бригады № 3 С. В. Ильюшиным. Старейший сотрудник ОКБ — Е. С. Черников, — по старым калькам восстановил облик и компоновку этого интересного самолета.
Проект другого самолета — ЦКБ-б интересен тем. что он проектировался (впервые!!) как самолет местных сообщений, предназначенный для пассажирского сообщения от станций больших центральных линий до местных центров.
Секретно. Экз. № 1
Компоновка и конструкция военного самолета ББ-2 задумана так, чтобы без переделок самолет мог быть переоборудован (а не перестроен) из военного варианта в пассажирский.
Вся конструкция самолета при переходе из военного варианта в гражданский и наоборот, из гражданского в военный, остается неизменной, таким образом производственный процесс остается для обоих вариантов идентичным.
Конструкция предусматривает постановку двух типов моторов: «Гном-Рон» К-14 и Райт-Циклон-3.
Данные самолета с указанными моторами следующие:
Данные
Гном-Рон К-14
Райт-Циклон-3
1. Экипаж
2
2
2. Пассажиров
12
12
3. Скорость максимальная
на высоте 3000 м
—
350-375
на высоте 4000 м
385-410
—
4. Потолок
8000
6500
5. Посадочная скорость при взлете
96
96
6. Посадочная скорость при выгоревшем горючем
91
91
7. Нормальная дальность
850
850
8. Дальность с перегрузкой
1500
1500
При сем прилагается краткое техническое описание самолета. Начальник бригады № 3 С. Ильюшин
Секретно. Экз. № 1
Краткое техническое описание самолета ББ-2 -2 «Гном-Рон» К-14
Самолет ББ-2 2К-14 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом цельнометаллической конструкции. Фюзеляж на первый летный экземпляр самолета делается цельнодеревянный, каркас которого состоит из стрингеров, лонжеронов и поперечных клееных фанерных шпангоутов.
Обшивка из фанерного шпона. На втором летном экземпляре будет цельнометаллический фюзеляж целиком из супералюминия с жесткой обшивкой. Оперение цельнометаллическое — дюралюминиевое.
1. Крыло.
Крыло состоит из пяти частей. Средняя часть — центроплан, — жестко укреплен к фюзеляжу и составляет с ним одно целое. Размер центроплана таков, что он может вместе с фюзеляжем входить в габариты железной дороги.
Требование обязательной первозки самолета по железной дороге вызвало необходимость разрезать крыло еще в одном месте, так как иначе все моторное хозяйство и шасси находились бы вместе с консолью и таким образом создали бы все вытекающие при этом неудобства, связанные со сборкой и разборкой самолета.
Таким образом, крыло состоит из центральной части и двух примыкающих к нему отсеков, на которых крепятся шасси и моторная установка, и двух консолей.
Крыло состоит из двух лонжеронов из закаленной хромомолибденовой стали ферменного типа. Каркас крыла состоит из набора равносиловых нервюр и продольных стрингеров. В местах стыка консолей и моторных отсеков к центроплану жесткая обшика будет соединена для того, чтобы она работала на всем размахе.
Обшивка гладкая с потайной клепкой. Нервюры и обшивка — из супердюраля. Между продольной осью самолета и внутренним концом элерона расположены щитки для уменьшения посадочной скорости.
Профиль крыла — CLARC Y 15, толщина у корня крыла — 16%, на конце крыла — 10%. Элероны не щелевые. Разгрузка от шарнирных моментов достигается с помощью флетнеров.
2. Фюзеляж.
Фюзеляж состоит из пяти продольных лонжеронов, системы стрингеров и поперечного набора, состоящего из клееных фанерных с деревом рам. Покрытие фюзеляжа — шпон 4,5 и б слоев шпона. Киль составляет одно целое с фюзеляжем.
3. Шасси.
Шасси убирающееся назад по потоку. Уборка и выпуск шасси производятся посредством гидравлической системы. Механизм уборки состоит из цилиндра и штока непосредственно действующего на рычаг, ось вращения которого совпадает с осью вращения шасси. На передний удар усилие воспринимается подкосом, идущим в основном от рамы шасси к ферменной корзинке крыла. На этих подкосах имеются ползуны, которые в верхнем убранном положении и в нижнем выпущенном положении имеют замки пушечного типа, которые посредством механической передачи могут быть открываемы и закрываемы.
Предусмотрен аварийный выпуск шасси.
В том случае, когда откажет работать основной механизм по выпуску шасси — гидравлический, тогда посредством механизма, состоящего из барабана с рукояткой вращения в кабине летчика и тросов, проходящих через систему роликов, осуществляется выпуск шасси.
Система аморитизации олеопневматическая. Колесо — тормозное, 900×200 мм. Все предусмотрено для того, чтобы в случае возможных в дальнейшем больших перегрузок самолета можно было бы заменить переднюю раму шасси и подкосы для колеса размером 1100×250 мм.
4. Винто-моторная группа.
Моторы «Гном-Рон» К-14 помещены на крыльях. Ось тяги винта помещена на 75 мм ниже хорды крыла. Мотор окопотирован капотом НАКА. Масляные баки помещены за мотором. Бензиновая система состоит из шести баков, размещенных: два в центроплане и один в моторном отсеке. Масляный радиатор будет размещен радиально вокруг нижней части редуктора мотора. Заливка системы перед запуском будет осуществляться самотеком из бачка, находящегося в фюзеляже, в коке обтекания за головой летчика.
5. Хвостовое оперение.
Хвостовое оперение состоит из неподвижного закрепленного стабилизатора, могущего регулироваться лишь на земле, и двух рулей высоты, снабженных для разгрузки от шарнирных моментов флетнерами.
Лонжероны стабилизатора — передний и задний, — из дюралюминиевых труб, ферменные, клепаной конструкции. Обшивка стабилизатора гладкая, жесткая. Руль высоты имеет полутрубчатого типа лонжероны, работающие на кручение. Обшивка руля высоты будет полотняная.
Киль составляет одно целое с фюзеляжем. Руль поворота разгружен от шарнирных моментов флетнером и имеет конструкцию, аналогичную рулю высоты. Все кабанчики спрятаны внутри фюзеляжа.
6. Костыль
Костыль имеет олеопневматическую амортизацию, находится на последней жесткой раме фюзеляжа, на которую одевается съемный выколотый каркас, открывая таким образом доступ для осмотра костыля и всех тяг, идущих от руля глубины и руля поворота, а также крепление к фюзеляжу заднего лонжерона стабилизатора.
Начальник бригады № 3 ЦКБ з-да №39 Сер. Ильюшин
источник: Николай Таликов, Константин Удалов "ПАССАЖИРСКИЙ ВАРИАНТ САМОЛЕТА ББ-2" КРЫЛЬЯ РОДИНЫ 7-2003