Пассажирский самолет Bellanca CF. США
Американский авиаконструктор Джузеппе Белланка однажды сказал, что его основной задачей является разработка самолета, который будет сочетать в себе максимальную безопасность и наилучшие характеристики скорости, полезной нагрузки и дальности полета. Пионер авиации добился своей цели в 1922 году, создав пассажирский самолет Bellanca CF – лучший самолет своего времени и первый спроектированный и построенный в США успешный самолет с закрытым пассажирским салоном.
Bellanca CF был шестым самолетом его конструкции. Первые два самолета были построены еще в Италии – на исторической родине авиаконструктора. Джузеппе Белланка родился в 1886 году и был одним из шести детей сицилийского мельника. Он изучал механику в миланском техническом институте и после получения диплома по этой дисциплине в 1910 году продолжил изучать механику в политехническом институте.
Еще будучи студентом, Джузеппе Белланка заинтересовался авиацией. Его первый самолет, представший собой биплан с толкающим винтом по типу Flyer-а братьев Райт, был разбит 8 сентября 1909 года во время первого испытательного полета. Второй самолет, имевший более сложную конструкцию, так и не смог подняться в небо, так как у Белланки не хватило денег на покупку двигателя.
В 1912 году Джузеппе Белланка эмигрировал в Соединенные Штаты. С помощью большой итало-американской общины Бруклина он смог продолжить свою работу в авиации. Зимой 1912-1913 годов, он спроектировал и построил моноплан-парасоль, на котором Белланка самостоятельно научился летать. Затем в Гарден-Сити (Garden City), штат Нью-Йорк, Джузеппе Белланка открыл летную школу.
В 1916 году Белланка устроился на работу в авиационный отдел компании Maryland Pressed Steel Company, Хейгерстаун, штат Мэриленд, на должность инженера-консультанта. За четыре года работы в компании, которая обанкротилась в 1920 году, он построил два биплана – CD и CE. Фактически это были обычные летательные аппараты, хотя и усовершенствованные.
В 1920 году Джузеппе Белланка был полон уверенности и был готов исследовать другие пути. Обеспокоенный недостатками аэродинамики самолетов своего времени – в частности расчалками, которые опутали крылья бипланов, – Белланка часто говорил о
«чистых профилях».
Он хорошо знал работы аэродинамической лаборатории Эйфеля и хотел создать самолет, в котором сочетались практичность и минимальное аэродинамическое сопротивление. Эта работа требовала новых методов проектирования, а также аэродинамических профилей очень высокого уровня.
В начале 1921 года к Джузеппе Белланке обратилась группа бизнесменов, которые хотели развивать авиационную промышленность на Среднем Западе. Белланка был нанят компанией North Platte Aircraft Company с зарплатой 390 долларов и в июле переехал в Омаху, штат Небраска, чтобы сразу же начать работу над CF. Однако до завершения постройки самолета у компании закончились средства, и она отказалась от участия в проекте. К счастью дистрибутор мотоциклов Виктор Роос (Victor Roos) пришел Белланке на помощь и согласился финансировать завершение постройки прототипа.
В июне 1922 года Джузеппе Белланка и небольшой группой рабочих в полукустарных условиях достроили самолет. CF был подкосным высокопланом с исключительно чистыми линиями, лишенными каких-либо выступающих в поток частей. Кабина пилота находилась позади закрытого пассажирского салона и в соответствии с мнением пилотов и с распространенной практикой тех лет была открытой. Для поддержки консолей крыла вместо расчалок Джузеппе Белланка применил изящные профилированные подкосы, которые также создавали дополнительную подъемную силу.
«Эйфель был прав, – сказал он, – почему каждая из частей самолета не может создавать подъемную силу?»
CF имел длину 7,19 метра, размах крыла – 12,06 метра. Силовая установка самолета состояла из десятицилиндрового 90-сильного двигателя Anzani, приобретенного за 35 долларов из излишков военного времени.
Для самолета Джузеппе Белланка разработал винт, имевший диаметр 2,42 метра и шаг такой же величины.
Серия испытательных полетов дала впечатляющие результаты, превзошедшие расчеты самого Белланки. Удельная нагрузка на мощность составляла 14 кг на килограмм тяги, в то время как большинство тогдашних были счастливы иметь соотношение 7 к 1!
Изящный самолет отличался хорошим коэффициентом аэродинамического качества – 12, тогда как у большинство машин тех лет данный показатель был в два раза меньше. При пустом весе около 427 кг, самолет обладал очень редкой для 1922 года особенностью: взять полезную нагрузку, вес которой был больше, чем его собственный. CF мог подняться в воздух с взлетным весом 896 кг и, неся 306 кг полезной нагрузки, мог пролететь 1000 км с крейсерской скоростью 154 км/ч. К восторгу пилотов, которым приходилось садиться на довольно скверные поля аэродромов, посадочная скорость составляла 57 км/ч.
Помимо удивительных летных характеристик CF показал чрезвычайную устойчивость. Во время первого полета летчик-испытатель Гарри Дж. Смит (Harry G. Smith) бросил ручку и управлял самолетом только при помощи педалей. На высоте 120 метров он без потери высоты смог выполнить шесть кругов с углом наклона 30°. Затем Гарри Смит взял ручку и сделал несколько фигур высшего пилотажа. После посадки он сделал благоприятный отчет об особенностях пилотирования самолета. От отметил, что CF с трудом входит в штопор и легко выходит из него.
«CF самый легкий и сбалансированный самолет из всех, на которых я когда-либо летал»,
– так сказал Гарри Смит.
В середине июня в Монмуте, штат Иллинойс, во время сбора авиаторов Среднего Запада (Midwestern Flying Meet) CF без труда получил призы за скорость, набор высоты, выполнение планирующего полета и полезную нагрузку. И это было только начало.
В течение следующих девяти недель CF выиграл тринадцать призов. В следующем году самолет одержал еще несколько побед в различных соревнованиях легких коммерческих самолетов, проходивших в рамках национальных авиагонок (National Air Races).
Ветеран авиационной почты США Уильям К. Хопсон (William C. Hopson), во время нескольких сборов авиаторов летавший на CF, и очень высоко ценил летные характеристики этого самолета:
«Безусловно, это был самый замечательный самолет из всех, на которых я когда-либо летал или мечтал полететь. По скорости набора высоты, скорости горизонтального полета, всему связанному с коммерческой нагрузкой и по легкости использования в любых условиях коммерческой эксплуатации CF на много лет опередил любой самолет своего времени».
Главный редактор справочника «Jane’s Ail the World Aircraft» Э. Дж. Грей (E.G. Grey) дал окончательную оценку этому самолету. В выпуске 1923 года этот справочник так писал о CF:
«Первый современный пассажирский самолет, который был разработан, построен и успешно эксплуатируется в США».
Однако, несмотря на несомненный технический триумф коммерческого успеха CF не имел: американский рынок был насыщен самолетами из числа излишков Первой Мировой войны. В этих условиях Джузеппе Белланка не смог найти покупателей на свой высококлассный моноплан, оцененный им в пять тысяч долларов. Также его проекты авиалиний привлекли слишком мало инвесторов. Без твердых заказов серийное производство CF начато не было.
Тем не менее, этот самолет способствовал карьере Джузеппе Белланки: его самолет получил хорошую рекламу и сделал имя конструктора известным по всей стране. В 1922 году Белланка получил почетную награду Национальной ассоциации воздухоплавания (National Aeronautic Association) – Collier Trophy [1]. Впоследствии Джузеппе Белланка спроектировал и построил серию успешных монопланов с закрытыми кабинами.
К счастью, CF удалось сохранить. Джузеппе Белланка продал самолет Yellow Aircab Company, которая в свою очередь перепродала его Continental Aircraft Corporation. После банкротства последней машина сменила множество частных владельцев. Наконец, самолет вновь был приобретен Белланкой. В 1961 году – через несколько месяцев после смерти своего создателя – семейство Белланка пожертвовала самолет Национальному музею авиации и космонавтики, Вашингтон. Мастера музея тщательно отреставрировали самолет, и в 1980 году CF был выставлен в его экспозиции.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Bellanca CF
Назначение: пассажирский самолет
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один десятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Anzani, развивавший мощность 90 л.с.
Размеры:
размах крыла 12,06 м
размах подкосов 6,65 м
длина хорды крыла 1,96 м
длина хорды подкосов 0,76 м
общая площадь крыла 31,7 м²
общая длина 7,19 м
Масса:
пустого 437,5 кг
полезной нагрузки 468 кг
коммерческой нагрузки 306 кг
общая 895,5 кг
удельная нагрузка на крыло 33 кг/м²
Летные характеристики:
пустого | с нагрузкой | |
максимальная скорость | 177,5 км/ч | 175 км/ч |
минимальная скорость | 48,5 км/ч | 65 км/ч |
скорость набора высоты | 5,5 м/с | 3 м/с |
время набора | 10 мин | 10 мин |
высоты | 2300 м | 1500 м |
минимальная мощность для сохранения высоты полета | 14 л.с. | 31 л.с. |
дальность полета на максимальной скорости 711 км
дальность полета на крейсерской скорости 1000 км
Общая емкость баков (топливо и масло): 144 л
Часовой расход топлива при полной нагрузке: 35 л
Пассажировместимость: 4 человека
[1] ежегодная награда, вручавшаяся в США за лучшие достижения в области воздухоплавания – прим.редактора
источник: William M. Leary «Les hangars de l’inconnu. Bellanca CF» «Le Fana de l’Aviation» 1983-03 (160)