Во второй четверти XIX века на юге Российской империи значительно осложнилась военно-политическая обстановка. В 1826-1828 годах шла война с Персией, а в 1828-1829 годах – с Турцией за влияние на Балканах, свободный проход через Черноморские проливы и овладение Кавказом, включая восточное побережье Черного моря. Обе эти войны закончились для России победоносно. Однако борьба с мятежными горскими племенами, возглавляемыми имамом Шамилем, затянулась. Горцам помогали контрабандными поставками оружия и боеприпасов не только турки, но и англичане. На этой почве между Россией и Англией не раз возникали дипломатические осложнения, их отношения все более обострялись. Чувствовалась близость очередной войны за обладание Кавказом, на этот раз с Англией, что требовало надежной защиты восточного побережья Черного моря.
Боевые действия Черноморского флота у берегов Кавказа включали содействие приморскому флангу сухопутных войск артиллерийской поддержкой, высадкой десантов, а также крейсерство у берегов Абхазии для пресечения подвоза контрабанды. Они продолжались вплоть до начала Крымской войны и сыграли важную роль в окончательном закреплении России на Кавказе.
К этому времени в составе военных флотов Англии и Франции кроме парусных линейных кораблей и фрегатов уже имелись крупные пароходофрегаты (с вооружением 30-48 пушек), Черноморский же флот располагал лишь одним военным пароходом «Метеор» (четыре пушки).
Встал вопрос о срочном усилении этого флота пароходофрегатами, не уступающими по своим основным элементам кораблям вероятного противника.
Строить корпуса таких кораблей можно было в Николаеве или Севастополе, но паровые механизмы для них мощностью 200-400 нар.л.с. можно было изготовить лишь в Санкт-Петербурге; следовало, однако, учесть, что его ограниченные возможности не могли даже полностью обеспечить поставки таких механизмов для строившихся там же пароходофрегатов Балтийского флота.
В этих условиях оказался реальным лишь второй путь – приобрести пароходофрегаты с паровыми механизмами необходимой мощности за рубежом и перегнать их на Черное море. Сразу же возник следующий вопрос: в какой стране их заказать? Самой развитой промышленной державой в то время была Англия, которая обладала несколькими частными машиностроительными предприятиями. Там Морское министерство России и стало искать подрядчика.
Среди английских предпринимателей был выбран судостроитель Питчер, у которого и запросили проектную документацию на предполагаемый к постройке пароход (при этом о его военном предназначении не упоминалось). Питчер отправил в Санкт-Петербург чертежи своего последнего пароходофрегата «Devastation» с паровым механизмом в 260 л.с..
После их рассмотрения в Кораблестроительном департаменте Морского министерства основные элементы этого корабля признали удовлетворительными, а чертежи направили на Охтинскую верфь для ознакомления и разработки комплекта документации для постройки по ней серии российских военных пароходофрегатов. С Питчером же был заключен контракт на постройку одного пароходофрегата для Черноморского флота. В 1842 году этот корабль, получивший наименование «Громоносец», был заложен, в 1843 году спущен на воду, а после достройки и испытаний совершил переход на Черное море.
Вскоре после заказа Питчеру «Громоносца» ему же заказали серию из четырех пароходофрегатов, впоследствии получивших наименования «Херсонес», «Бессарабия», «Крым» и «Одесса». Все они строились по чертежам «Devastation» и также сошли на воду в 1843 году. Большую роль в их заказе и постройке сыграл адмирал М. П. Лазарев, командовавший Черноморским флотом в 1833—1851 годах.
Официально Питчер строил эти пять кораблей как пакетботы (почтово-пассажирские пароходы) по заказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М.С.Воронцова.
По согласованию между М. С. Воронцовым и М. П. Лазаревым (3 ноября 1842 года),
«было признано удобным, чтобы один из пакетботных пароходофрегатов был обращен в Черноморский флот с заменой его пароходом Черноморского ведомства меньшей величины, во избежание излишних при действиях большого парохода издержек».
Этим пароходофрегатом стала «Бессарабия», которая «отделывается внутри только как военное судно». «Херсонес», «Крым» и «Одесса» поступали в распоряжение Черноморского флота лишь в случае войны; их переоборудование и обеспечение вооружением и военными экипажами (офицерами и командой) возлагалось на Морское министерство.
После прибытия в 1843 году в Россию пакетботы до начала Крымской войны использовались для рейсов на линии Одесса – Константинополь.
Пароходофрегат «Владимир» строился также в Англии, на верфи господина Мэра в городе Блеквале близ Лондона. На нем был установлен паровой механизм фирмы «Renni & С°» с двумя машинами суммарной мощностью 400 л.с..
11 сентября 1848 года «Владимир» вышел с верфи на Темзе на ходовые испытания, где совершил на мерной линии по два галса (вверх и вниз по течению реки) и показал среднюю скорость хода 11 уз. Программа испытаний, включавшая различные ходовые режимы, остановки и реверс машин с изменением направления движения корабля, была выполнена успешно.
Рама паровой машины была изготовлена из кованого железа, качающиеся цилиндры имели диаметр 73 ¼ дюйма (1,86 м), длина хода поршня составляла 6 футов (1,83 м), рабочее давление пара в котлах — 12 ½ фунта/кв.дюйм (0,9 атм), диаметр гребных колес – 25 футов 4 дюйма (7,72 м), частота вращения – 19 об/мин, углубление лопастей колеса в воде – 4 фута 9 дюймов (1,45 м). В каждой машине имелись два золотника, которые при ее работе поочередно изменяли направление перемещения поршня. Они приводились в действие четырьмя тягами от своих эксцентриков, присоединенных к мотылю, аналогично устройству, применявшемуся на паровозах и впервые использованному Ренни в конструкции морской паровой машины.
Обводы корпуса пароходофрегата в его подводной части оказались столь удачными, что он превосходно слушался руля, совершая полный поворот на циркуляции в течение 3 мин. Настил верхней палубы в пазах был залит морским клеем.
На пароход планировалось установить в России 203-мм бомбические пушки с длиной ствола 10 футов (3,05 м) на вращающихся платформах из американского дуба.
На кожухах гребных колес размещались спасательные лодки системы Смита. Световые люки над машинными отделениями имели медные рамы. На платформе между кожухами, непосредственно у дымовой трубы, на высоте 12 футов (3,9 м) от верхней палубы был установлен пост управления со штурвалом. Каюта императора находилась на верхней палубе и была оборудована «совершенно подобно» каюте английской королевы Виктории на пароходофрегате «Blacke Eagle». Внутренняя отделка и меблировка остальных кают была «красива и прилична», что делало честь профессиональности и художественному вкусу строителя парохода.
Пароходофрегат «Владимир» вышел из Лондона в Россию 25 октября 1848 года под командованием капитан-лейтенанта Н. А. Аркаса.
С началом Крымской войны все пароходофрегаты Черноморского флота приняли активное участие в боевых действиях. Еще до ее объявления, 17-25 сентября 1853 года эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова, в составе 12 кораблей, двух фрегатов, двух корветов, четырех пароходофрегатов («Бессарабия», «Владимир», «Одесса» и «Крым»), двух военных пароходов, шхун и парусных транспортов, приняв в Севастополе десант (13-ю пехотную дивизию с артиллерией, обозом и десятидневным снабжением (16 393 человек, 827 лошадей и 16 орудий) для усиления Кавказской армии, перевезли его на кавказское побережье, высадив личный состав в Анакрии, а обоз и прочие грузы — в Сухум-Кале.
4 ноября того же года пароходофрегат «Бессарабия», находившийся в крейсерстве в южной части Черного моря у анатолийских берегов (командир капитан-лейтенант П.Ф.Щеголев), захватил без единого выстрела в районе Синопа турецкий пароход «Меджари-Теджарет», вооруженный четырьмя пушками; в составе русского флота он получил наименование «Турок». На следующий день пароходофрегат «Владимир» (капитан-лейтенант Г. И. Бутаков) под флагом вице-адмирала В. А. Корнилова в районе Пендераклии после трехчасового боя захватил турецко-египетский 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри», зачисленный затем в состав русского флота под наименованием «Корнилов». Этот бой стал первым в мире боевым столкновением паровых кораблей, в котором русские моряки одержали победу.
7 ноября пароходофрегат «Херсонес» (капитан-лейтенант К. К. Штофреген) в составе отряда вице-адмирала Л. М. Серебрякова бомбардировал укрепление Св. Николай, занятое турецкими войсками.
В ходе Синопского сражения (18 ноября 1853 года), последнего крупного сражения парусных флотов, в котором наряду с парусными кораблями принимали участие пароходофрегаты и впервые широко использовалась бомбическая артиллерия, было уничтожено основное ядро турецкого флота. Это сорвало планы противника по высадке десанта на Кавказское побережье и лишило Турцию возможности вести в дальнейшем боевые действия на Черном море, что ускорило вступление в войну Англии и Франции.
После этого сражения пароходофрегаты «Крым» и «Одесса» привели на буксирах в Севастополь сильно поврежденные во время боя корабли «Императрица Мария» и «Великий князь Константин».
3 июня 1854 года перед Севастополем появился отряд из двух английских и одного французского пароходофрегатов. В погоню за ними вышел отряд из шести русских пароходофрегатов под командованием контр-адмирала А. И. Панфилова, однако, пользуясь превосходством в скорости хода, противник после непродолжительной перестрелки ушел в море, не выполнив своей задачи.
Во время героической обороны Севастополя (сентябрь 1854– август 1855 года) успешно действовал отряд пароходофрегатов под командованием капитана 2 ранга Г. И. Бутакова. Эти корабли, не зависящие от ветра, свободно маневрировали по всей акватории Северной бухты, занимая наиболее удобные огневые позиции.
Утром 5 октября 1854 года пароходофрегаты «Владимир» (капитан 2 ранга Г. И. Бутаков) и «Херсонес» (капитан-лейтенант И. Г. Руднев) вместе с кораблями «Гавриил» и «Ягудиил» принимали участие в отражении первой атаки англо-франко-турецких войск против Севастополя, открыв в тесном взаимодействии с крепостной артиллерией мощный огонь, направленный на подавление батарей противника, упредив и сорвав его артиллерийскую подготовку. Для увеличения угла возвышения орудий, по предложению Г. И. Бутакова, русские моряки впервые в истории военно-морского искусства применили искусственный крен, что позволило увеличить дальность стрельбы артиллерии с 18 до 25 кб.
Новым в использовании корабельной артиллерии являлась также стрельба по невидимым береговым целям. Организация такой стрельбы потребовала применения новых приемов корректировки огня. Для этих целей на окружавших бухту возвышенностях были оборудованы наблюдательные посты, обслуживаемые корабельными артиллеристами.
Благодаря неожиданному для противника упреждающему артиллерийскому обстрелу его батарей, замысел овладеть в тот день Севастополем путем ускоренной атаки и штурма был сорван. Во второй половине дня, несмотря на огромное превосходство в количестве артиллерии (1340 орудий против 115 русских), англо-французский флот не смог добиться успеха, был вынужден прекратить огонь и отвести свои корабли от Севастополя. Одновременно прекратила обстрел русских позиций и сухопутная артиллерия противника.
В этот день многие корабли противника, получив от 50 до 200 попаданий, были настолько повреждены, что надолго вышли из строя. В дальнейшем англо-французское командование отказалось от использования флота для бомбардировки Севастополя с моря. Решающую роль в борьбе с деревянными кораблями противника сыграли бомбические пушки на русских кораблях и береговых батареях.
24 октября того же года в районе Инкермана (восточнее Севастополя) произошло одно из наиболее ожесточенных сражений Крымской войны. Существенную помощь русским войскам в этом сражении оказывал Черноморский флот. Отряд пароходофрегатов обеспечивал перевозку подкреплений, наведение мостов через реку Черную, оказывал артиллерийскую поддержку на всех этапах сражения. Однако это сражение, удачно начавшееся для русских войск, не принесло ожидаемых результатов: и на этот раз они не смогли деблокировать Севастополь и были вынуждены отступить, при этом пароходофрегаты «Владимир» и «Херсонес» прикрывали их отступление артиллерийским огнем.
После Инкерманского сражения борьба за Севастополь приняла характер затяжной позиционной войны. Активную помощь сухопутным войскам оказывали пароходофрегаты. 22 февраля 1855 года «Херсонес» и «Громоносец» (командир капитан-лейтенант И. Г. Попандопуло) после часовой перестрелки подавили огонь девятиорудийной французской батареи. Умело маневрируя под огнем противника, они вели борьбу с батареями противника, обстреливавшими город. Не ограничиваясь непосредственной поддержкой сухопутных войск, пароходофрегаты выходили на внешний рейд и совершали набеги на корабли и суда противника, державшиеся недалеко от входа в бухту. Большую помощь они оказывали в перевозке войск с Северной стороны на Южную, широко использовались для перевозки боеприпасов, продовольствия и эвакуации мирного населения.
27 августа 1855 года после шестой бомбардировки Севастополя англо-французские войска предприняли последний штурм города и овладели ключевой позицией его обороны – Малаховым курганом, что решило исход штурма. В отражении штурма пароходофрегаты «Владимир», «Громоносец», «Херсонес», «Крым», «Бессарабия» и «Одесса» огнем своей артиллерии активно поддерживали защитников 1-го и 2-го бастионов. Однако под натиском превосходящих сил противника, при отсутствии подкреплений для покрытия огромных потерь и острой нехватке боеприпасов, русские войска были вынуждены оставить Южную сторону и в ночь на 28 августа переправиться по наведенному через Севастопольский рейд понтонному мосту на Северную сторону, взорвав перед этим все укрепления и батареи на Южной стороне. 28-30 августа 1855 года, после снятия с последних оставшихся в строю кораблей, в том числе и пароходофрегатов, их артиллерийского вооружения и боезапаса, они были затоплены в Северной бухте на глубине 40-60 футов (12-18 м).
Опыт боевого использования пароходофрегатов Черноморского флота, их тесного взаимодействия с сухопутными войсками при обороне Севастополя имел важное значение для дальнейшего развития отечественного военно-морского искусства и военного кораблестроения, подтвердив необходимость скорейшего перехода от парусного флота к паровому.
Как впоследствии выяснилось пароходофрегат «Херсонес», по счастливому случаю, избежал общей участи и, прибившись к какому-то берегу, защищенному от обстрела противником, уцелел и оказался на камнях, откуда был снят, после подписания Парижского мирного договора, 19 июля 1856 года силами Севастопольского порта. Он имел хорошо сохранившийся паровой механизм и с образованием в августе того же года «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ) был продан ему, получив новое наименование — «Русалка». После восстановительного ремонта по корпусу в Николаеве и оборудованию помещений в Марселе (Франция) судно обслуживало в течение пяти лет крымско-кавказскую линию. 3 декабря 1861 года, на переходе из Феодосии в Керчь, оно задело днищем корпус не обозначенного на картах затонувшего судна, после чего было признано непригодным для дальнейшей эксплуатации и обращено в блокшив.
Расчистка Севастопольского рейда от затопленных там кораблей и судов началась с мая 1857 года. 19 сентября 1859 года приступили к подъему пароходофрегата «Владимир», затопленного на глубине 56 футов (17 м) посреди Северной бухты. Через три дня его приподняли на 7 футов (около 2 м) и отбуксировали к южному берегу бухты, к устью Килен-балки, где он вновь затонул на глубине 18,7 футов 5,7 м) и оставался под водой до 1 июля 1860 года. После ремонта «Владимир» был вновь введен в состав флота.
8 декабря 1859 года подняли пароходофрегат «Крым», 22 января 1860 года — пароходофрегат «Бессарабия»; 8 марта – «Громоносец», а 2 апреля 1860 года – пароходофрегат «Одесса». Все они из-за плохого состояния корпусов и паровых механизмов (особенно котлов) восстановлению не подлежали и были сданы на слом.
Редакция благодарит члена редколлегии сборника А.Б.Морина за помощь при подготовке рукописи к публикации.
Литература и источники
- Боевая летопись русского флота. М., 1948.
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872.
- Гребенщикова Г. А. Постскриптум в Крымской войне (малоизвестные факты из истории Черноморского флота) // Гангут. 2000. Вып. 23, 24.
- Залесский Н. А. «Одесса» выходит в море. СПб., 1987.
- Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). М., 1948. Морской сборник. 1848. N° 10; 1905. N° 5-9, 11.
- РГАВМФ. Ф.158. Оп.2. Д.368, 370, 375.
- Судовой список за 1860 год. СПб., 1861.
- Судостроение. 1973. N° 2.
источник: Ю. И. Головнин «Пароходофрегаты Черноморского флота» сборник «Гангут» выпуск 32, стр.44-53