Панацея от военных неудач. О немецких мини-истребителях с пульсирующими двигателями
В июле 1941-го фирма "Мессершмитт" начала разработку проекта Ме Р.1079 с целью создания миниатюрного высокоскоростного самолета, стартующего с авиаматки. В качестве силовой установки предполагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД). Самолет мог бы применяться не только в варианте истребителя для охранения бомбардировщиков, но и в качестве легкого бомбардировщика, способного на низкой высоте проникнуть в хорошо защищенную зону противника.
Выбор пал на ПуВРД потому, что по сравнению с ТРД они существенно проще и дешевле в изготовлении. Предполагалось, что к моменту завершения разработки мини-самолета развернется серийное производство пульсирующих двигателей.
К определению облика будущего мини-самолета министерство авиации Германии (RLM) подключило планерный институт (DFS), известный своими разработками малогабаритных высокоскоростных летательных аппаратов, таких как DFS 194 — прототип ракетного перехватчика Me 163), ракетные разведчики (высотный DFS 228 и сверхзвуковой DFS 346).
В начале 1942-го выбрали проект Me Р. 1079/17, которому RLM присвоило обозначение Me 328, а фирме "Мессершмитт" выдали заказ на разработку бортовых истребителя Me 328A и истребителя-бомбардировщика Me 328B с ПуВРД As 014 тягой до 300 кгс, начало серийного производства которого запланировали на конец этого же года.
В марте 1942-го "Мессершмитт" представила в RLM предложения о разработке Me 328A-1 с двумя двигателями As 014 и парой 20-мм пушек MG 151, Me 328A-2 с увеличенными размерами, четырьмя двигателями и двумя 30-мм пушками МК 103, Me 328A-3 с устройством для дозаправки топливом в полете от носителя, Me 328В-1 — вариант А-1, но с подфюзеляж-ной подвеской бомбы весом до 1000 кг, Me 328B-2 и В-3 — варианты А-2, но с под-фюзеляжной подвеской бомб весом до 1000 кг и SD 1400 (калибра 1400 кг) соответственно.
Предусматривалось, что Me 328 будет взлетать со спины тяжелого бомбардировщика Не 177 или Me 264 (схема "Мистель"). Истребитель после отцепки должен был охранять авиаматку от атак истребителей противника и после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром с посадкой на выдвижную лыжу.
Истребитель-бомбардировщик, отцепившись от носителя, проникал в зону противника на малой высоте, нанося удар по наземной или морской цели, после чего возвращался на свой аэродром. Помимо вариантов раздельного применения, рассматривался и комбинированный вариант. Выполнив задачу бомбардировщика, Me 328 возвращался на свой самолет-носитель и, дозаправившись топливом, использовался для его охраны.
Ожидалось, что затраты на производство одного Me 328 будут в четыре раза меньше по сравнению с Fw 190 или Bf 109. Постройка десяти опытных машин (от V1 до V10) началась в марте 1943-го на заводе планерной фирмы "Jacob ScweyerSegelflugzeugbau" в кооперации c DFS.
Первые три самолета имели деревянное крыло, металлический фюзеляж с хвостовой частью, заимствованной от Bf 109. Серийные же Me 328 предполагалось полностью строить из дерева, снизив трудоемкость изготовления до 4200 человеко-часов.
Параллельно с постройкой опытных машин продолжались испытания в аэродинамической трубе фирмы "Мессершмитт" в Аугсбурге для определения оптимального расположения ПуВРД. Как показали исследования, при размещении двигателей на крыле возникали сильные вибрации последнего, и хвостовое оперение попадало в струю истекавших газов. Установка же двигателей сбоку в хвостовой части фюзеляжа позволяла избежать вредной интерференции, но усложнялась подвеска ПуВРД.
В конце 1943-го по требованию А.Гитлера об ускорении разработок новых видов наступательного оружия решили прекратить работы по серии «А» и сосредоточить все усилия на машине «В».
Осенью этого же года в Хоршинге (Австрия) начались летные испытания первого опытного Me 328V1 в планерном варианте. В них участвовали летчики-испытатели Ханна Райч и Хайнц Кенше. В качестве носителя использовался Do 217. Планер отцеплялся от авиаматки на высотах от 3000 м до 6000 м. Безмоторные испытания подтвердили расчетные аэродинамические характеристики, и в апреле 1944-го на заводе в Тюрингии разместили заказ на постройку предсерийных Me 328B-0.
Me 328B-0 полностью изготовили из дерева. Два передних топливных бака располагались в носовой части фюзеляжа, два задних-в хвостовой. Между баками и кабиной имелись бронеперегород-ки толщиной 15 мм, а также лобовое 80-мм стекло. Подвижная часть фонаря кабины открывалась направо. Для аварийного покидания самолета хвостовая часть фюзеляжа крепилась к средней части с помощью разрывных болтов. При ее отделении кресло вместе с летчиком выдергивалось из кабины.
Двигатели устанавливались под крылом на демпфирующих узлах, при этом нижняя обшивка плоскости в месте их установки имела асбестовое покрытие. В электросистему самолета, кроме аккумуляторов, входили генераторы, приводившиеся во вращение двумя ветрянками, расположенными у корня крыла (на некоторых опытных машинах они располагались вблизи законцовок крыла).
Для взлета опытных самолетов с земли на испытаниях использовалась катапульта KL-12 "Madelung" с рельсовой ракетной тележкой или за самолетом-буксировщиком на сбрасываемой двухколесной тележке. Двигатели могли сбрасываться в полете в случае возникновения аварийной ситуации. На этом этапе летных испытаний и начались основные неприятности, связанные с воздействием вибрационных и акустических нагрузок на планер, что привело к ряду летных происшествий, в том числе и потерь двух машин из-за разрушения хвостовой части.
Летом 1944-го фирма "Мессершмитт", пытаясь спасти программу, предложила безмоторный Me 328b в качестве буксируемой пилотируемой авиационной торпеды. Этот вариант отрабатывала экспериментальная пятая эскадрилья двухсотой бомбардировочной эскадры (5./KG 200), неофициально именовавшейся "эскадрильей самоубийц".
Me 328B с установленным в носовом отсеке, вместо топливных баков, боевым зарядом должен был доставляться к району нахождения корабля противника и в планирующем полете приблизиться к цели. После прицеливания и перевода торпеды в пикирование, предполагалось отстреливать хвостовую часть фюзеляжа и летчику покинуть ее с парашютом. Пилота после приводнения должна была подбирать специальная спасательная команда.
Помимо безмоторной торпеды, фирма предложила машину серии "С" с турбореактивным двигателем Jumo 004B, которую специалисты RLM отвергли, посчитав, что Me 328 потеряет свое главное достоинство — дешевизну. Другие же варианты, например, стартующий с подводной лодки истребитель с двумя пушками MG 151, тактический разведчик, со скоростью до 927 км/ч не привлекли внимание RLM. Программа Me 328 прекратилась после принятия решения о переделке для KG 200 партии крылатых ракет Fi 103 (V-1) в пилотируемый самолет-снаряд "Райхенберг" (Fi 103R). По этой причине ни одного из Me 328B-0 заказанной предсерииной партии не построили.
Несмотря на неудачу с Me 328, министерство авиации не отказалось от идеи создания мини-самолетов с пульсирующими двигателями. К исследованиям, связанными с их разработкой, подключили один из самых крупных научных центров Германии — авиационный институт DVL. Экспериментальная база DVL располагала рядом мощных аэродинамических труб, в том числе околозвуковую с диаметром рабочей части 2,7 м (скорость потока до 300 м/с).
В результате появился проект бортового истребителя-бомбардировщика DVL"Jagdsegler". Почти цельнодеревянный самолет имел прямое крыло и разнесенное хвостовое оперение. Он мог нести под крылом две бомбы калибра 250 кг. Двигатель As 014 располагался над фюзеляжем в полуутопленном положении. Летчик размещался в бронированной кабине лежа. Для посадки служила подфюзеляжная выдвижная лыжа.
Фирма "Хейнкель" предложила проект Не Р.1077 "Romeo", который очень походил на ракетный мини-перехватчик Не Р.1077 "Julia II", только вместо ЖРД над фюзеляжем устанавливался ПуВРД As 014. Деревянный самолет имел трапециевидное двухлонжеронное крыло с отогнутыми вниз законцов-ками и разнесенное вертикальное хвостовое оперение. В качестве посадочных устройств использовались две выдвигавшиеся подфюзеляжные лыжи. Летчик в кабине располагался сидя, по бокам кабины в обтекателях устанавливались две пушки Мк. 108. В хвостовой части фюзеляжа предусматривались узлы для стартовых ускорителей.
Оба проекта так и не реализовали из-за изменения технических требований. Участившиеся массированные налеты авиации союзников на территорию Германии вынудили в очередной раз изменить концепцию боевого применения самолетов с ПуВРД, приняв к разработке программу под названием "Miniaturjager".
В ноябре 1944-го RLM, используя опыт создания "народного истребителя" Не 162, выпустило новые требования к истребителю-малютке с пульсирующим двигателем. Согласно требованиям, в конструкции должны были использоваться недефицитные материалы, исключалось электронное оборудование, а преимущество в воздухе перед авиацией противника достигалось за счет выпуска большого числа самолетов. Для группового взлета с аэродрома предусматривалось убирающееся колесное шасси. Пилоты, как и в случае с "народным истребителем", должны были готовиться планерными школами.
В этой программе участвовали фирмы "Блом и Фосс", "Хейнкель" и "Юнкерс". Первая представила проект Bv Р.213 смешанной конструкции. Фюзеляж — металлический, крыло и оперение — деревянные. Двигатель As 014 устанавливался под хвостовой балкой, а воздухозаборник располагался в носу. Предусматривались пушка Мк. 108 и узлы крепления стартовых ускорителей. Посадка осуществлялась на выпускаемое колесное шасси.
"Хейнкель" предложила проект Не 162В (в двух вариантах), который представлял собой упрощенную версию "народного истребителя" Не 162А "Salamander". Все изменения, фактически, свелись к замене ТРД на ПуВРД. Вариант В-1 имел два двигателя As 014, а В-2 — один более мощный двигатель As 044 максимальной тягой 500 кгс. При этом вес самолета, по сравнению с прототипом, возрос из-за большего запаса топлива. Предусматривались две пушки МК 108 или МG 151.
"Юнкерс" представила проекты EF 126 "Elli" с колесным и EF 126 "Lilly" с лыжным шасси. Последний имел увеличенную до 8,46 м длину. Конструктивно они были аналогичны EF 127 "Wally", участвовавшему в конкурсе на разработку ракетного мини-перехватчика.
Основное отличие заключалось в замене ЖРД на ПуВРД As 044, который устанавливался над фюзеляжем и крепился к переднему пилону и короткому килю. Фюзеляж — цельнометаллический, крыло и хвостовое оперение — деревянные. Летчик располагался сидя, по бокам в носовой части фюзеляжа устанавливались две встроенные пушки MK 108 или MG 151, под крылом могли подвешиваться бомбы весом до 400 кг.
В носу фюзеляжа — ветрянка электрогенератора, в хвосте — узлы крепления стартовых ускорителей. До конца войны фирма успела исследовать модели самолета в аэродинамической трубе и построить деревянный полноразмерный макет.
Ни один из проектов по программе "Miniaturjager" немцы так и не реализовали до окончания войны.
Помимо немцев, ПуВРД As 014 пытались использовать и японцы. В конце 1944-го в Японию доставили несколько двигателей для самолетов-снарядов "Байка" ("Цветок сливы"), пилотируемых летчиками-камикадзе. Построили лишь несколько опытных машин этого типа.
После войны проект EF 126 привлек внимание советского военного руководства. Поскольку техническая документация была уничтожена немцами перед капитуляцией, в октябре 1945-го в ОКБ-1, организованном в Дессау (Германия), началось повторное проектирование EF-126. В мае следующего года построили первую опытную машину, отличавшуюся от предшественника большими габаритами. Однокилевое оперение заменили на двухкилевое, пушки располагались под кабиной летчика, а под фюзеляжем — посадочная лыжа. Первые буксировочные испытания опытной машины закончились в мае 1946-го катастрофой.
EF-126 конструкции ОКБ-1
Испытания второго самолета прошли более успешно, однако правительственная комиссия, возглавлявшаяся авиаконструктором А.С.Яковлевым, дала отрицательное заключение о возможности использования EF-126 в качестве штурмовика. В дальнейшем три опытных машины испытывались в ЛИИ с целью изучения пульсирующих двигателей, а также особенностей взлета с наземной катапульты и посадки на лыжу.
После тщательного изучения немецких ПуВРД выявился ряд недостатков. В частности, низкие ресурс клапанной решетки и термический коэффициент полезного действия (2-3%). Оставляли желать лучшего экономичность и высотные характеристики. Давала о себе знать вибрация.
Следует сказать, что немцы были далеко не первыми в области разработки летательных аппаратов с ПуВРД: еще в 1867 году русский офицер-артиллерист Н.А.Телешов получил во Франции патент на проект самолета с треугольным крылом и пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
источник: Вячеслав КОЗЫРЕВ, Михаил КОЗЫРЕВ "ПАНАЦЕЯ ОТ ВОЕННЫХ НЕУДАЧ. О немецких мини-истребителях с пульсирующими двигателями" «Крылья Родины» 11.2000