Мое почтение коллегам. После перерыва решил таки продолжить и выложить материалы по отечественным СПК. В этом …. «кусочке» идут «Беларусь» с «Полесьем» и их предшественник….
После того, как были созданы серийные СПК для рек и водохранилищ, а также морей в виде СПК проекта 340 «Ракета», СПК проекта 342Э «Метеор» и СПК проекта 342МС «Комета», пришла очередь малых рек, которых на карте Советского Союза было видимо-невидимо.
Задача была непростой, так как малые реки сплошь и рядом незарегулированные, когда омут через пару километров сменяется перекатом с глубиной 50-60 см после 7-8 метров. Причем малые реки занимают порядка 80% протяженности всех водных путей. Так было в Советском Союзе, так есть и в современной России. И по берегам этих рек живут люди, которым нужно как-то добираться в другие места. А река испокон веков является лучшей транспортной магистралью. Поэтому тема скоростного судна для малых рек всегда была и, думаю, будет актуальной для наших просторов.
Первая попытка решить проблему, что называется «в лоб», Р.Е. Алексееву удалась не слишком. На базе проекта 340 «Ракета» была создана мелкосидящая модификация, в которой частично погруженный гребной винт располагался не под кормовым крылом, как в базовом варианте, а поверх него, да еще сверху прикрывался своеобразным тоннелем. Кое-что с «Ракеты» было снято для уменьшения водоизмещения на 0,5 т, уменьшен запас топлива, снижена пассажировместимость. Это позволило уменьшить осадку судна на плаву до 1,2 м, а при движении на крыльях иметь осадку 0,5 м. Какое-то время мелкосидящие модификации СПК проекта 340 «Ракета» выпускались серийно, имея название «Ракета-М». Что важно, были выполнены исследования, которые позволили дальше проектировать уже самостоятельное судно.
При создании экспериментального СПК проекта 1705 «Чайка» в 1962 году был отработан ряд вопросов, необходимых для создания серийного мелкосидящего судна, а именно, крыльевое устройство, позволяющее иметь осадку при ходе на крыльях 0,3 м, а на плаву 1,0 м, водомет, способный перерабатывать мощность двигателя М50 – 900 л.с., с хорошим пропульсивным качеством, а также архитектурно-компоновочная схема.
Р.Е. Алексеев в своем поисковом проектировании двигался, опираясь на ранее отработанные решения. Поэтому базой крыльевого устройства СПК проекта 1705 «Чайка» был проект 340. Расположение подводных крыльев по длине корпуса сохранялось почти неизменным, но ширина их была уменьшена в два раза, за счет того, что почти в два раза была уменьшена полная масса судна, по отношению к СПК «Ракета». В результате судно получилось непропорционально узким. В пассажирском салоне 30 мест были расположены побортно по одному, разделенные центральным проходом.
Судно имело энерговооруженность, превышающую СПК проекта 340 «Ракета» почти в два раза. Как следствие, это повлекло существенные проблемы с динамической остойчивостью при ходе на крыльях и в переходном режиме, а также проблемы с общей прочностью. Поэтому при своих замечательных ходовых качествах СПК «Чайка», которая имела крейсерскую скорость 80-90 км/час и могла разгоняться по максимуму свыше 100 км/час, осталось экспериментальным судном. Кроме того, на скорости около 90-100 км/час на ее конструкциях развивалась кавитация, быстро выводившая их из строя. Но решить эту проблему сумели уже только на СПК проекта 1708 «Буревестник» пятнадцать лет спустя, применив конструкции из титана. А самое главное – на малых реках не нужна была такая скорость. Потому что на такой скорости судоводитель часто просто не успевал среагировать на навигационные препятствия типа закругления судового хода, и ему приходилось снижать скорость, существенно ухудшая эксплуатационные и экономические характеристики судна. К тому же СПК «Чайка» имело скверные маневренные характеристики.
Пассажирский водометный теплоход на подводных крыльях проекта 1705 типа «Чайка», с ходовой рубкой в носовой части судна, с пассажирским салоном и машинным отделением в кормовой части. Судно предназначено для скоростной перевозки пассажиров на пригородных линиях. Дальность плавания — 400 км. Пассажировместимость — 30 человек, экипаж — 2 человека.
Постройка: «Красное Сормово» (Россия, Нижний Новгород)
Класс речного регистра: «Р»
Длина, м: 26,3
Ширина, м: 3,7
Надводный габарит (от основной линии), м: 3,45
Надводный габарит (от нижней кромки крыльев), м: 4
Осадка габаритная на плаву, м: 1,0
Осадка (при ходе на крыльях), м: 0,33
Водоизмещение порожнем, т: 10,1
Водоизмещение в грузу, т: 14,4
Марка главного двигателя: М500ф-3
Мощность, л.с.: 1200
Частота вращения, об/мин.: 1850
Тип движетеля: водометный двухступенчатый
Скорость, км/ч: 95
Построено: 10.1962
Списано: 07.1982
Регистровый №: 083045
Текущее состояние: разрезано
Поэтому вполне логичным оказалось создание нового мелкосидящего судна. Имея полную массу, такую же, как у «Чайки», новое судно было короче на треть. При этом оно имело ширину подводных крыльев такую же, как у СПК проекта 340 «Ракета». Новому судну по наследству достались от «Чайки» ее архитектурно-компоновочная схема и энергетическая установка с движительно-рулевым комплексом в виде водомета. Пассажировместимость была увеличена до 40 чел., пассажиры уже сидели не по двое в ряд, а по четверо в ряд.
Производство нового судна было развернуто поближе к «театру действий» в Белоруссии на Гомельском судостроительно – судоремонтном заводе. Новое СПК проекта 1709 получило название «Беларусь». Головное судно было построено в 1966 году. Внешний вид и общее расположение СПК проекта 1709 «Беларусь представлены на рис 2 и 3. СПК «Беларусь» могло перемещаться по рекам с гарантированными глубинами больше 0,9 м, имело диаметр циркуляции при ходе на крыльях 70-80 метров, а на плаву 30-40 м. Словом, это уже было настоящее судно для малых рек. К тому же, для него вскоре был разработан частично погруженный гребной винт, что позволило упростить конструкцию, отказавшись от водомета и повысив скорость хода до 65 км/час.
СПК проекта 1709 «Беларусь» выпускалось Гомельским ССРЗ более семнадцати лет.
Вообще у Р.Е. Алексеева порядка 50% проектов СПК — это опытные образцы, не пошедшие в серию. Они оказались созданными для отработки какой-либо отдельной задачи в единичном экземпляре. Поисковое проектирование в этой совершенно новой для человечества области, которое вел этот гениальный конструктор, не подразумевает попадания «в десятку» каждый раз. Часто опытный образец выполнял свою задачу уже тем, что позволял расширить до новых пределов поле познания. Это были по-своему уникальные суда. Это не только скоростное СПК проекта 1705 «Чайка» с водометом, имевшее скорость больше 100 км/час. Это и газотурбоход проекта 1708 «Буревестник».
Наименование головного судна: Беларусь
Проект: 1709Р
Автор проекта: ЦКБ по СПК
Дата утверждения проекта: 02.1966
Постройка: Гомельский ССРЗ с 1966г.
Размеры габаритные, м:
длина
18,55
ширина
4,64
высота от основной линии
3,47
Высота надводного борта, м:
0,74
Осадка габаритная, м:
на плаву
0,91
при ходе на крыльях
0,3
Водоизмещение судна с полным грузом, т:
14,5
Осадка при полном водоизмещении (по корпусу), м:
средняя
0,42
Водоизмещение судна порожнем, т:
9,6
Осадка при водоизмещении порожнем (по корпусу), м
средняя
0,31
Скорость судна эксплуатационная, км/ч
65
Пассажировместимость, чел
40
Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), км
320
Материал корпуса и надстройки: Алюминиевые сплавы Д16, Д16АМ, АМг5В.
Главный двигатель:
Марка
М400
Максимальная мощность, л.с
1000
Частота вращения, об/мин
1700
Пуск
воздухом
Дистанционное управление
ручное гидравлическое
Движитель:
Тип
гребной винт / частично погружен
Диаметр, м
0,665
Шаг, м
переменный
Дисковое отношение
1,43
Число лопастей
6
На Гомельском ССРЗ по проекту 1709Р было построено:
1964г – 1 ед., стр № 1
1965г – 1 ед., стр № 2
1966г – 3 ед., стр № 3-5
1967г – 5 ед., стр № 6-10
1968г – 8 ед., стр №11-18
1969г – 6 ед., стр №19-24
1970г – 4 ед., стр №25-28
«Беларусь-1» работала, кстати, на Каракумском канале.
«Беларусь-2», розлива 01.07.1966, рег.№146927, в 2016-м была перевезена из Пеледуя в Н.Новгород.
СПК проекта 1709 «Беларусь», как уже говорилось в предыдущей статье, выпускалось Гомельским ССРЗ более семнадцати лет, пока ему на смену не пришло СПК второго поколения. На его проектных характеристиках и конструкции стоит остановиться подробнее.
Пассажирское судно на подводных крыльях «Полесье» проекта 17091 предназначено для речных скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по малым рекам и водохранилищам разряда «Р» протяженностью до 400 км. Оно создано для замены на линиях СПК типа «Ракета-М» и «Беларусь». В его конструкции учтен опыт эксплуатации СПК «Ракета», «Беларусь» и «Метеор», и по отношению к ним оно является судном на подводных крыльях следующего поколения.
Строилось с 1983 по 1996 год по проекту 17091 на класс «Р» Российского Речного Регистра. Завод-строитель: Гомельский судостроительный завод. Всего построено более 100 единиц СПК типа «Полесье» за годы производства. К сожалению, в настоящее время производство СПК «Полесье» на Гомельском судостроительном заводе свернуто. Сам завод прекратил существование как судостроительный комплекс полностью утратив технологический уровень.
Суда на подводных крыльях типа «Полесье» имеют цельнометаллический обтекаемый корпус, объединенный с надстройкой по схеме «монокок», машинное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, полуутопленную в надстройку ходовую рубку в носовой части, пассажирский салон, расположенный в средней части корпуса. В качестве движителя применен один полупогруженный многолопастной гребной винт, имеющий большое дисковое отношение.
Корпус СПК «Полесье» выполнен цельнометаллическим, заодно с надстройкой. При конструировании корпуса теплохода «Полесье» в полной мере учтен технологический опыт совершенствования конструкции корпуса и надстройки СПК «Восход». Корпус и надстройка СПК «Полесье» выполнены из сварной конструкции, изготовленной из алюминиевого сплава 1561М. Некоторые подкрепляющие элементы корпуса выполнены из стали ВСт3сп. Система набора корпуса теплохода смешанная, навесная. Шпация на корпусе и надстройке имеет размер 500 мм. На всех судах серии в конструкции корпуса и надстройки широко применены прессованные панели из сплава 1561. Корпус разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, шесть из которых являются отсеками плавучести. Корпус и надстройка по наружной обшивке сварные, с приклепанным поперечным набором. Наряду со сваркой при изготовлении корпуса применялись клеено-клепанные соединения. Фундаментные балки под главные двигатели выполнены комбинированными: сварными и клепаными. В местах соединения с крыльевым устройством корпус имеет соответствующие подкрепления. Надстройка включена в состав эквивалентного бруса и участвует в общем изгибе. Система набора смешанная, навесная.
Рубка расположена на крыше надстройки, имеет круговой обзор. В пассажирском салоне, расположенном сразу за ней, установлены ряды пассажирских сидений. В заднем отделе средней части пассажирского салона расположен санузел и место для экипажа. Сразу за ними расположено машинное отделение. Вход в МО осуществляется через дверь. Площадка на тенте используется для посадки-высадки пассажиров на высокие причальные сооружения. С нее ведет спуск в МО через люк по трапу. Переборка МО оснащена мощной термозвукоизоляцией.
Технические характеристики судна на подводных крыльях «Полесье» проекта 17091
Тип судна
Судно на подводных крыльях
Год постройки головного судна
1983
Название головного судна
«Полесье»
Место постройки
Гомельский судостроительный завод
Класс Речного Регистра
«Р»
Максимальное водоизмещение, т
20,5
Длина габаритная, м
21,2
Ширина габаритная, м
5,0
Высота корпуса, м
3,2
Осадка на плаву/на крыльях, м
1,0/0,4
Мощность главных двигателей, л.с
1000/1100
Скорость хода в стоячей воде на подводных крыльях, км/ч
65
Максимальная скорость хода, км/ч
70
Пассажировместимость, чел.
53 транзитные перевозки
65 пригородные перевозки)
Посадка-высадка пассажиров, в том числе на необорудованный берег, осуществляется с расположенных в носовом пролете бортовых площадок, которые одновременно являются защитным ограждением носового крыльевого устройства. Здесь же располагаются швартовные устройства.
В машинном отделении установлен один V-образный, 12-цилиндровый, двигатель М-401 с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1600 об./мин., работающий через угловой редуктор на гребной винт.
Теплоход укомплектован радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Российского Речного Регистра. Состав экипажа 2 человека. СПК отличается высокими характеристиками обитаемости.
Формообразование надводной части корпуса и надстройки характеризуется динамизмом внешнего облика в сочетании с некоторым упрощением формы, обусловленными технологическими особенностями обработки легких сплавов, примененных для надводной части корпуса и надстройки. СПК «Полесье» позволяет высаживать пассажиров на необорудованный берег. Кроме того, его компоновка предусматривает наличие площадки, в кормовой части тентовой палубы, предназначенной для посадки-высадки пассажиров на высокие дебаркадеры, что обусловливает повышенную толщину настила палубы (крыши надстройки) в этом районе, а также мест для крепления стоек леерного ограждения. Следовательно там возникают сосредоточенные знакопеременные нагрузки.
Кроме того, в кормовой части пассажирского СПК проекта 17091 «Полесье» расположено машинное отделение. В этом районе на надстройке расположены воздухозаборники, выхлопные трубы главного двигателя и другие устройства. Район машинного отделения характеризуется повышенными шумами, вибрациями и другими динамическими нагрузками, а также излучением тепловой энергии от главного двигателя, его выхлопных трубопроводов и других агрегатов машинного отделения.
Более чем тридцатилетний опыт эксплуатации пассажирских СПК типа «Полесье» подтвердил его высокие положительные качества. СПК типа «Полесье» обеспечили скоростные и комфортные пассажирские перевозки на малых реках разрядов «Р» и «Л» на местных и пригородных линиях. С помощью СПК типа «Полесье» существенно расширилась география скоростных линий, ранее обслуживаемых СПК «Ракета-М» и «Беларусь».
Основные достоинства судов на подводных крыльях типа «Полесье», подтвержденные опытом эксплуатации, — это сочетание высокой скорости, достаточной пассажировместимости и высокого комфорта, а также способности двигаться в условиях мелководья и извилистых фарватеров. СПК проекта 17091, до настоящего времени находящиеся в эксплуатации на территории России, демонстрируют высокие характеристики долговечности.
В процессе эксплуатации установлено, что «Полесье» обеспечивает приемлемые экономические результаты не только на линиях в виде регулярных, четко обозначенных продолжительных маршрутов, но и в условиях коротких линий с достаточно большим количеством остановочных пунктов, составляя при этом полноценную конкуренцию автомобильному транспорту. Наиболее ярко преимущества этих СПК проявляются там, где водному транспорту нет альтернативы.
В годы серийной постройки большое количество СПК «Полесье» было построено на экспорт не только в страны СЭВ, но и в страны Западной Европы. В настоящее время они были и есть на реке Амур (точнее у китайцев на реке Сунгари), на реке Лене и ее притоках, в Белоруссии, на Украине, немного в центральных бассейнах. За последние двадцать лет на вторичном рынке Греция и Китай скупили на постсоветском пространстве подавляющее большинство судов на подводных крыльях, в том числе, и «Полесье».
Тип судна: речной мелкосидящий пассажирский теплоход на подводных крыльях.
Назначение судна: скоростные перевозки пассажиров в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов.
Место постройки: Гомельский ССРЗ (Белорусская ССР, г.Гомель).
Класс Регистра: «Р»
Характеристики:
Длина: 21,2 м
Ширина: 5 м
Высота габаритная: 3,2 м
Осадка габаритная:
— на плаву: 1,03 м
— при ходе на крыльях: 0,4 м
Водоизмещение полное: 20,5 т
Осадка средняя при полном водоизмещении (по корпусу): 0,84 м
Водоизмещение порожнем: 13,5 т
Скорость судна эксплуатационная: 65 км/ч
Пассажировместимость: 53 чел
Мест для экипажа: 1
Дальность плавания (по топливу): 400 км
Материал корпуса и надстройки: алюминиево-магниевый сплав 1561 (профили и панели)
Тип ГД: дизель М401А (М401А-1 или М401А-2)
На Гомельском ССРЗ по проекту 17091 было построено:
1983г – стр №1,
1985г – стр №2,
1986-1987гг – стр №4-19,
1988г – стр №20-30,
1989г – стр №31-41,
1990г – стр №42-52,
1991г – стр №53-63,
1992г – стр №64-74,
1993г – стр №75-86,
1994г – стр №87-96,
1995г – стр №97-108,
1996г – стр №109-112.
Всего 111 единиц.
Сейчас предлагаются комплекты для модернизации машинной установки на базе MAN D2842LE410 мощностью 1100 л.с.
Суда данного типа строились для эксплуатации на реках Беларусии (Сож, Припять), Украины (Днепр, Десна), Литвы (Неман), Эстонии (Чудское озеро), России (Верхняя Волга, Кубань, Преголя, Северная Двина, Иртыш, Обь, Лена, Амур) и Казахстана (Верхний Иртыш).
После 90-х годов часть судов была продана для работы в страны Европы (Венгрия, Германия, Голландия, Польша), а также в Китай. В Венгрии суда эксплуатируются под серийным названием «Bibic», а в Китае — «Longteng». Часть судов работавших на Украине была продана в Румынию и работают на Дунае. В середине 2000-х годов несколько судов Северного речного пароходства работали на пассажирских экскурсионных перевозках в Санкт-Петербурге, после чего были проданы на Лену. Туда же были проданы и суда работавшие на Оби, а также одно судно из Казахстана.
В России в настоящее время (март 2019 года) эксплуатация судов типа «Полесье» осуществляется на реке Лене в республике Якутии и Амур в Хабаровском крае.
У причала — СПК Полесье -37, который теперь носит имя Suvi. Вот, что удалось найти из его истории.
Построен в 1989 году. Порт приписки — Тарту.
Работала на реке Омовже (Эмайыги),
Чудском озере на линии «Тарту — Псков».
В 1994 году переименована в «POLARIS». Работала на линии «Тарту-Пиириссаар» до 2008 года.
В 2009 году продана в Финляндию. Модернизирована. Вместо двигателя М400 установлен MTU V8 мощностью 1047 л.с. Переименовано в «SuviExpress». Работает на озерах Lake Keitele, Lake Päijänne and Channel Keitele-Päijänne.
26 августа 2013 г.
Источники:
https://www.korabel.ru/news/comments/flot_vstavshiy_na_krylo.html
http://marine.gov.ru/publication/smi/2266/
http://rechflot-63.ru/viewtopic.php?f=97&t=232&start=114
http://www.riverfleet.ru/fleet/7522/
https://vk.com/album-12198294_131572618
https://fleetphoto.ru/vessel/36349/
http://russrivership.ru/public/files/doc553.pdf
http://spkfleet.ru/belarus.htm
https://www.korabel.ru/news/comments/o_bednom_valdae_zamolvite_slovo.html
https://marinetec.com/ru/morskoe-napravlenie/modernizaciya-flota/modernizatsiya-flota?id=1115
http://www.cruiseinform.ru/cruisepedia/tipy-rechnykh-passazhirskikh-skorostnykh-sudov/polese/
https://sp-86.livejournal.com/13339.html