Отдых на флоте в Эпоху Паруса. Часть 1 Трофейный ансамбль и футбольное побоище
Содержание:
Патенты на музыкальные гастроли
Для начала вспомним великолепный фильм по роману Патрика О’Брайана «Хозяин морей”. Я имею в виду сцену, в которой доктор Метьюрин и капитан Джек Обри в минуты отдыха пиликают на скрипках. Нам частенько приходилось слышать, что подобные музыкальные посиделки являются блажью автора романа, попавшей в текст, а затем и в фильм, исключительно ради придания шарма главным героям.
Господа, это совершенно не так!
Как говорил один из персонажей советского фильма, который хорошо все знают:
Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
Точно так же и в Эпоху Паруса на кораблях никто не отказывался ни от музыки, ни от танцев.
Вообще музицирование, а равно и танцы, были очень важной частью жизни не только кают-компании, но и нижних палуб. Так, например, на флагмане адмирала Боскауэна 74-пушечном «Торбэе” во время перехода в Северную Америку каждую ночь на баке устраивались танцы под свирели и барабаны (кстати, лично я не верю, что источником джаза стали афроамериканские традиции, а не увеселения британских моряков!). Эти вечера живо напомнили Боскауэну (почти как Фродо Бэггенсу) «милый Шир”, вернее — «старую добрую Англию”, и пляски контрдансом в местной деревушке на склоне у церкви.
Замечу, что хорошие танцоры ценились на вес золота, и приглашались «с гастролями» на корабли эскадры. Платили за танцы щедро — скучавшие по родине не меньше, чем матросы и унтера, господа офицеры денег не считали! Доходило до того, что в импресарио подавались ловкие арматоры, которые фрахтовали корабли и получали каперские патенты не для того, чтобы ловить вражеские торговые суда, а дабы гастролировать с музыкантами по своим эскадрам, при этом «гребя денежку лопатой» и уходя от налогов.
Впрочем, вернёмся к господам офицерам. Инструменты для музицирования на кораблях они возили с собой. Например, в реестре за 1746 год на борту «Кинг Джордж» числятся
«два рожка, две флейты, барабан, скрипка и уэльская тройная арфа».
Офицеры в кают-компании по воскресениям составляли без малого целый оркестр, который играл музыку, в основном — произведения Лойе, Генделя, да Винчи (это композитор — не путайте его с известным скульптором-изобретателем XVI века!) и других модных тогда авторов.
Музыка не только объединяла, но и разъединяла экипажи на кораблях. Особенно на том же «Кинг Джордже» выбешивали команду понедельники, когда гардемарины и юнги в 20:00 собирались на баке для обучения пению и игре на флейте. Третьи и четвёртые лейтенанты жаловались, что
«это блеяние коров»
приличным людям дико мешает спать!
Словом, О’Брайен вполне обосновано ввёл музыку в канву повествования, а авторы картины — в свой фильм. Обри и Метьюрин поступали вполне в духе своей эпохи, разучивая в минуты досуга новые партии на альте со скрипкой.
Виски, мадера, ядра и артисты
Возвращаясь к вопросу о гастролях разных «рок-групп» на кораблях, хочется поведать две совершенно феерические истории.
Первая. На дворе, точнее — на палубе, 1802 год. Фрегат США «Президент» после долгого крейсерства против берберийских пиратов зашёл в Мессину. Следовало дать отдохнуть экипажу. Поэтому коммодор Ричард Дейл пригласил на борт итальянских музыкантов, чтобы они дали концерт для команды корабля. Выступление местных музыкантов состоялось. Американцам всё очень понравилось. Итальянцев попеременно то поили мадерой или виски, то просили спеть. Те с удовольствием выполняли и то и другое, и в ходе данной движухи так напились, что не заметили, когда корабль отдал швартовы и на всех парусах выскользнул в море. Так совершенно случайно в ВМС США появилась первая «рок-группа» (navy band), точнее — военно-морской ансамбль!
Вторая история, и тоже абсолютно реальная. Правда, музыкантам в ней не позавидуешь. В 1812 году фрегат США «Юнайтед Стейтс» приобрёл ансамбль французско-итальянских музыкантов из 8 человек. Слово «приобрёл» тут совершенно уместно, сейчас поясним почему.
Изначально музыканты плавали на каком-то французском корабле, но были захвачены в 1808 году пробританскими португальцами и доставлены в Лиссабон. Здесь они (судя по всему, принудительно) подписали контракт на работу в качестве ансамбля уже на британском фрегате «Македониэн», на котором проплавали до января 1813 года. 25 октября 1813 года в 8:30 «Македониэн» встретился с американским фрегатом «Юнайтед Стейтс».
Поскольку на тот момент шла англо-американская война 1812-1815 годов, результатом рандеву двух фрегатов стал жаркий бой, в результате которого английский корабль потерял из 293 членов экипажа 43 моряков убитыми и 71 раненными. Потери американцев же были ничтожны — 5 человек убиты и ещё 7 ранены. «Юнайтед Стейтс» буквально засыпал противника ядрами. За явным преимуществом янки в 12:00 «Макэдониэн» сдался.
Вместе с английскими матросами в плен была захвачена и франко-итальянская музыкальная «банда», которой предложили выбор — либо лагерь для военнопленных, либо работа по найму на американском корабле. Интернационально вокально-инструментальный ансамбль почесал затылки, после чего в третий раз сменил место работы. Трофейный ВИА выступал на «Юнайтед Стейтс» с песнями и плясками вплоть до 1815 года.
Запретить футбол от имени короля
О музыке поговорили, пора пару слов сказать и о футболе. В самом деле, самым знаменитым флотом Эпохи Паруса без сомнения являлся Royal Navy, а где вы видели англичан без футбола?!
В «ногомяч» в Англии матросы на берегу гоняли ещё в XII веке, правда с правилами футбола тогда было всё сложно. Вернее так —
«в этой игре было только одно правило — никаких правил».
Играть можно было не только ногами, но и кулаками, лупя ими со всей дури по мячу. Ну, а если вместо мяча под удар попала чья-то челюсть — извините, бывает… Поэтому в ранней версии футбола люди гибли и калечились десятками, что в конце концов побудило власти запретить «ногомяч».
Процитируем указа Эдуарда III от 1314 года:
«Поскольку шум и драки, вызванные в городе футбольными матчами в общественных местах, приносят горожанам много неудобства и зла, мы приказываем: запретить игру в футбол от имени короля под страхом заключения. Так же запрещаем играть в неё в будущем».
Через 20 лет Генрих IV наложил штраф в размере 20 шиллингов на мэров и шерифов, которые посмеют допустить
«совершаться такому непотребству, как футбол, в своих городах и селениях».
Скорее всего, оба английских монарха поступили совершенно правильно, потому как в те годы процесс судейства пинание мяча напоминали незабвенное описание Марка Твена из его романа «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»:
«Вначале я назначил судьями лиц незнатного происхождения, но от этого пришлось отказаться. Угодить моим командам было не легче, чем любой другой бейсбольной команде. Первое решение судьи обычно оказывалось и последним: его разрубали пополам, и друзья относили труп на носилках. Когда заметили, что ни один судья не переживает игру, судейская должность стала непопулярной, и я был вынужден назначать в судьи людей, чьё звание и высокое положение в государстве служили бы им защитой».
Эту песню не задушишь, не убьёшь
Время шло. Футбол в королевстве считался запрещённым, что совершенно не мешало англичанам в него играть. Посматривая на это безобразие из окон высоких кабинетов, власти постепенно дозревали до известной аксиомы «Не можешь запретить — возглавь!» Но первым очевидное озвучил всё же не лорд или пэр, а преподаватель школы Святого Павла в Барнсе Ричард Малкастер. В 1581 году году он написал о том, что футбол — это командный вид спорта, который не только развивает силу и ловкость, но и логическое мышление. А потому хорошо бы было ввести футбол в программу учебных заведений. Но перед этим следует, конечно, разработать правила, ограничить количество игроков в команде, и назначать судью, который бы решал все спорные моменты.
Глас Малкастера не был услышан — законодательно ввести футбольную «мясорубку» в образовательную систему власти не решились. Ну, нет, так нет! — футбол продолжал жить на задворках английских городов и портов, периодически вызывая нешуточные страсти. В 1608 году, например, власти в очередной раз решительно запретили и до того многократно запрещённые футбольные матчи в Манчестере, поскольку во всей округи игроки и болельщики не оставили целыми ни одного окна.
Возведённый в ранг народной традиции, «ногомяч» продолжал существовать по принципу «эту песню не задушишь, не убьёшь». Тогда власти просто демонстративно перестали обращать на него внимание. Из-за этого загнать футбол в рамки каких-то единых стандартов не получалось. Правила игроки, судьи и болельщики продолжали трактовать кто во что горазд. Иногда мяч можно было брать руками и нести к воротам противника, иногда — вести только ногой. В одних матчах ногами можно было бить не только по мячу, но и по противнику. В других матчах подобное футбольное «пиналово» каралось и осуждалось. Количество игроков тоже постоянно «плавало». Там, где не удавалось блеснуть за счёт мастерства, брали массовостью. Так, в Дерби в футбольном матче участвовало с обеих сторон до 1000 игроков!
Обычно футбольные матчи совпадали с проводимыми в окрестностях ярмарками, где каждое селение, цех, гильдия или иное профессиональное объединение выставляло свою команду. Не избежали этой моды и матросы в портовых городах. Чаще всего команды формировались из экипажей разных кораблей. Ударить в грязь лицом и уронить честь своего корабля никто не хотел, так что мотивация у игроков была высочайшая. При отсутствии единых правил игры и наплевательском отношении к футболу со стороны властей, это приводило к жутким побоищам вокруг мяча, со стороны больше напоминавшим абордажную свалку, чем спортивное состязание.
Новая эра футбола в английских городах и на кораблях Royal Navy началась только в XIX веке. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.
источник: https://fitzroymag.com/right-place/trofejnyj-ansambl-i-futbolnoe-poboishhe/