От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

-5

РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

Внимательно следя за боевыми действиями в Европе, высокопоставленные военные формально нейтральных до 1918 года Северо-Американских Соединённых Штатов, не могли обойти вниманием такую новинку, как танки. Если права пословица говорящая, что «мальчики не взрослеют – лишь игрушки становятся дороже», то понятно — почему американским генералам (а генералы любой страны — в то нетолерантное время, все без исключения были мужчинами!) захотелось иметь такие же.

Опять же, генералы всех стран тупые мыслят примерно одинаково: им такую «игрушку» подавай — шоб побольше лязгу, грохоту и шуму, от которого, супостат — наложив полные галифе удирал бы со всех ног… Ну или как вариант, поражённый его неимоверной крутизной, задрав руки в гору — сдавался бы на милость победителя,. Поэтому первые проекты танков разных стран на вид примерно одинаково монстрациозны. Британскому танку «Mk» повезло – он был первым, выбирать было не с чего, а родная промышленность была на высоте…

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

А вот к российскому сверхтяжёлому танку Менделеева, колёсному «царь-танку» Лебеденко, или их заокеанским аналогам — трехколесному паровому танку Холта и «скелетному» танку, судьба оказалась менее благосклонной. По разным причинам: российскому танкопрому не дал зародиться уровень недоразвитой промышленности и революционный бардак, а французский промышленник Луи Рено показал американским «мальчикам с большими звёздами» — каким должен быть настоящий современный танк… После чего всеми «монстрообразными» отечественными проектами была подтёрта чья-то волосатая задница и, больше про них никогда не вспоминали.

21 батальон из 29 американского танкового корпуса полковника Джорджа Паттона, был оснащён именно французскими «Renault FT -17». Этот же лёгкий танк выпускался по лицензии в САСШ под брендом M1917 (Ford Two Man) и состоял на вооружении до начала 30-ых годов.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Правда, имелось одно маленькое – но приятное для звёздно-полосатого патриотизма исключение…

Единственным американским танком, принятым к производству, стала легкая машина, официально обозначенная как «транспортер пулемета» или «Ford 3-ton mod. 1918». Она была создана на базе компонентов легкового автомобиля.

Генри Форд, к тому времени «сделавший автомобиль – сделавший Америку», с вступлением Америки в Первую мировую войну отбросил за полной ненадобностью фиговый листочек пацифизма и с аппетитом белой акулы-людоеда впился острыми челюстями в военный бюджет, с целью отгрызть себе лакомый кусочек «пирога». Впечатлённый успехами своего французского коллеги, он решил превзойти его и быстренько забацал эдакую бюджетную «бронемандовошечку».

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Легкий (а точнее, малый) танк «Форд» был куда как более — чем просто оригинален!

Подстраиваясь под пресловутое фордовское массовое производство – залог дешевизны для кармана американских налогоплательщиков, танк был скомпонован по безбашенной схеме с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Обитаемый внутренний объём был невелик, поэтому экипаж испытывал тесноту и неудобство. (Неоднократно слышал, что и советская бронетехника – вплоть до Т-72, страдала этим недостатком. Авт.).

Экипаж мини-танка состоял из двух человек. Водитель (механик-водитель) сидел впереди справа, слева от него — наводчик, обслуживавший качающийся в двух плоскостях 7,62-мм пулемет «Colt-Browning» в массивной бронировке. (Не верьте своим глазам, глядя на некоторые фото: впечатление об установке на танке пушки приличного калибра, возможно, вызвано именно особенностями бронировки вооружения. Авт.). Посадка и высадка производились через лобовой люк водителя и через верхний люк наводчика — оба имели откидные крышки на внешних петлях. Корпус собирался клепкой на уголках из плоских бронелистов, причем заметно стремление американских устанавливать листы под большими углами наклона.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Машина была оснащена двумя двигателями мощностью 20 л.с., взятыми с… Откуда вы бы подумали? …Правильно — взятыми с автомобиля «Форд-Т» и, развивала вполне приличную по тем временам скорость — 13 км/ч.

Подобно Рено, конструкторы «Форда» использовали готовые узлы и детали автомобильного производства. В кормовой части параллельно вдоль бортов ставились два четырехцилиндровых рядных автомобильных двигателя «Форд» водяного охлаждения. Диаметр поршня двигателя — 95,2 мм, длина хода поршня — 101,6 мм. Каждый двигатель соединялся со своей планетарной коробкой передач (две скорости вперед, одна назад), от которых вращение через конические передачи передавалось на ведущие колеса соответствующего борта. Силовая установка имела единый для обоих двигателей карбюратор и один электростартер.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

 

(Кое в чём – планетарной коробкой передач, например, танк Форда даже превосходил Т-34 ранних серий! Авт.).

Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, управляемые рычагами. Механизмы поворота и валы бортовых передач монтировались в едином картере. Водитель управлял машиной с помощью двух педалей (правая — зажигание и акселератор, левая — двойной тормоз) и двух рычагов поворота.

Установленные позади двигателей радиаторы обдувались вентилятором, прогонявшим воздух через решетку в нижнем кормовом листе и через просвет между верхними листами моторно-трансмиссионного отделения, прикрытый двухскатной бронекрышей. Крепление верхних листов и крыши на петлях должно было облегчить обслуживание и ремонт силовой установки.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Ходовая часть включала на один борт 6 опорных катков, сблокированных по три на двух тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Малый динамический ход катков до удара в балку не прибавлял экипажу комфортности при движении («полужесткая» подвеска). Два поддерживающих ролика также крепились на полуэллиптической рессоре. Одинарное ведущее колесо — заднего расположения, зацепление гусеницы — зубовое, за шарнир трака. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса. Направляющие колеса большого диаметра были вынесены вперед и вверх. Как видим, здесь использована примерно та же схема, что и в танке Рено, но с другим конструктивным оформлением. Обращают на себя внимание, однако, крепление оси направляющих колес снаружи на внешних кронштейнах и отсутствие приспособления для регулировки натяжения гусеничных цепей — видимо, для упрощения. Трак гусеницы — почти квадратный, сборный (в этом танк ближе трактору «Холт», чем танку «Рено»), включал подушку и два рельса, на которых опорные катки удерживались ребордами.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Для наблюдения и вентиляции служил возвышающийся над гусеничным обводом грибовидный колпак со смотровыми щелями, также схожий с «Рено». (Пресловутая «командирская башенка», опять же отсутствующая на Т-34. Авт.) На марше крышка люка водителя откидывалась вверх, образуя его окно, но поскольку выступающие вперед короб установки вооружения и гусеничный обвод сильно ограничивали обзор водителю, колпак оказывался ему необходим и тут. Для повышения возможности преодолевать рвы и вертикальные препятствия сзади жестко крепился «хвост». На корпусе сверху крепились большие крюки, рассчитанные на облегчение погрузки-разгрузки танка при перевозках. Имелись и буксирные приспособления.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Компанией Форда планировалось, что за счет широкого использования автомобильных агрегатов удастся собирать до 100 танков в месяц. Причем танк должен был решать задачи не только боевой машины, но и транспортера боеприпасов и легкого артиллерийского тягача (например — для 75-мм полевой пушки).

Двухместный 3-тонный танк, массовое производство которого было бы максимально дешево (существенная черта, вытекавшая из опыта массового автомобильного производства), вошел в танковую программу уже в 1917 г., но его доводку до серийного образца фирма «Форд» смогла закончить только к концу 1918 г. — 23 октября один экземпляр танка «Форд» представили во французском Шале-Мед он около Парижа.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Со всей присущей американцам размахом, был выдан заказ на 15 000(!!!) танков… Масштабы просто поражают воображение и достойны следующей – Второй мировой войны.

Однако, Генри Форд малость опоздал со своим танком — война в Европе закончилась. Была изготовлена лишь одна десятая процента от заказанного количества машин (то есть 15 штук), после чего от программы отказались.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Развитие проекта:

Летом 1918 г. на базе танка Ford 3-ton по заказу Армии США разработали более крупную машину массой 7,5 тонны. Прототип был примерно на 0,75 м длиннее, чем Ford 3-ton, и значительно выше — его высота достигла 2,4 м. Экипаж увеличился до трех человек, а количество двигателей сократили — вместо двух автомобильных двигателей установили один 6-цилинровый мотор Hudson мощностью 60 л. с.. (В некоторых источниках, даже два по 60 л.с.! Авт.).

Основное вооружение — 37-мм пушка располагалась во вращающейся башне. Пулемет Browning в корпусе сохранился. Под обозначением А(1) танк проходил испытания летом-осенью 1918 г. Однако, несмотря на лучшую вооруженность и возможность преодолевать несколько более широкие окопы, А(1) не показал каких-либо преимуществ перед «Reno FT-17», производство которых по просьбе союзников уже налаживалось на заводах в США.

В связи с окончанием войны работы по проекту были свернуты, и предпочтение отдали более удачному «американскому Рено».

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

 

ОПЯТЬ РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ, УЖЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ.

С танками в Советской России начала 20-ых годов было чуть получше, чем во время битвы с монголо-болгарами на Мамаевом кургане в середине 13 века. То есть откровенно плохо…

Первый отечественный танк – «Русский Рено» (также «Рено-русский», «Танк М», «Танк КС» (Красное Сормово); в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“», по имени собственному первого танка серии. Авт), запущенный в серийное производство, классификационно относился к лёгким танкам непосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Renault FT-17» . Выпускался в — 1921 годах на Сормовском заводе (Нижний Новгород) малой серией в 15 машин. Несмотря на официальное принятие на вооружение Красной Армии в 1920 году, в каких-либо боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года.

После окончания Гражданской войны танки в Советской России не производились – все силы страны были брошены на индустриализацию и восстановление разоренного войной народного хозяйства. И все же «танковая тема» не была забыта. В 1924 году в Москве было создано конструкторское бюро при Главном управлении военной промышленности, которое возглавил С. П. Шукалов. Сначала КБ создало танк Т-18 или МС-1 («малый сопровождения») – новую, более глубокую модернизацию «Рено» FT-17. Т-18 был разработан к 1925 году, а его серийное производство началось в 1928 году на ленинградском заводе «Большевик».

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ.

В самом начале 1924 года, не успели у товарища Ленина ноги остыть в деревянном Мавзолее, как кто-то ночной порой тюкнул Председателя Реввоенсовета СССР товарища Троцкого ледорубом по темечку – от чего тот и представился скоропостижно… Конечно, с одной стороны – «помер Охрим да и фиг с ним», но это событие повлекло за собой некие важные политические последствия. Не понятно почему, но в политических кругах ведущих буржуазных стран мира вдруг решили, что это дело рук товарища Сталина — решившего таким образом захватить власть в СССР после смерти Ленина. Хотя, каждый трудящийся мира твёрдо знал: всё это дело рук именно этих самых «политических кругов» Запада! Решивших вернуть власть в стране помещикам и капиталистам, ухайдакав Председателя РВС — ведшего в своё время железные полки РККА на штурм Европы через Варшаву…

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Не успели проститься с Львом Давыдовичем в Колонном зале и водрузить его свежепотрошённые останки рядом с уже сушёным Ильичом – как новая беда: провалился в глубокий лубянский подвал другой сподвижник и соратник — Председатель исполнительного комитета Коммунистического интернационала товарищ Зиновьев и чистосердечно признался там в своей нечистоте на руку – что касаемо средств выделяемых советским народом для организации всемирной революции. Ему сначала не поверили, но когда у Григория Евсеевича подобралась компания человек в сто из ленинской гвардии, товарищ Сталин осерчал не на шутку и, сказал что будет строить социализм в отдельно взятой стране — а на пролетариат европейских стран и прочего мира, он ложил… Или «клал»? В разных исторических источниках пишут по-разному.

 

Это была всё присказка – сказка будет впереди!

 

Так как у большинства сперва провалившихся в лубянский подвал, а затем там раскаявшихся, в «6-ой графе» была указана вполне определённая национальность (чисто случайно! Авт.), то средства массовой информации контролируемыми их единоплеменниками-банкирами в САСШ подняли грандиозный кипеж – мол, «наших бьют»! Типа – «антисемитизм» и прочие похабные непотребности…

Товарищ Сталин, не стал стесняться и отвечал:

— Конечно, «ваших» — били, бьём и будем бить, нах! А то мы не знаем, откуда и с чьими деньгами Троцкий и вся эта кодла приехала в Россию совершать революцию в 1917 году… И с какими конечными целями. А вот – нате, выкусите-ка!

И, показал фотокору  «Нью-Йорк таймс» кукиш.

Конечно, Вождь всего прогрессивного человечества не опускался до оголтелой антисемитской риторики «а-ля Адольф Алоизович» и всегда подчёркивал, что он разделяет простых евреев – шахтёров, сталеваров, грузчиков и прочих тружеников, от жидов-стоматологов евреев — олигархов и банкиров.

Короче, срач стоял неимоверный. Но мы не про это…

Мимо этого грандиозного кипеша не мог пройти мимо автопромышленник, глава корпорации «Ford Motor Company» Генри Форд, бывший с давних пор на рамсах с американскими евреями-банкирами. (Книга Форда «Международное еврейство» была переведена на 16 языков, тираж в США составил 500 000 экземпляров! Эта книга появится в Германии в 1921 году и станет, пожалуй первой книгой по популярности в Германии вплоть до 34 года, после которого пальму первенства перехватит «Mein Кampf». В своей работе Гитлер неоднократно цитировал книгу Форда. Авт.). И дело здесь даже не в его национализме, а в противоречиях между производственным капиталом и финансовым… Но, это очень сложная тема и, мы её ловким финтом обскачем.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Как бы там не было, Генри увидел в Иосифе единомышленника по боротьбе с мировым «массонством», а так как человеком он был крайне экстравагантным (это ещё слабо сказано!), то он взял да и приехал вдруг в Москву – как снег на голову, встретился с товарищем Сталиным, как говорится — «без галстуков» и подарил ему свою книжку «Малая земля» «Моя жизнь, мои достижения». В результате последующих переговоров, был заключён договор о постройке «на паях» Нижегородского Автомобильного Завода (на пять лет раньше чем «в реале» получилось – в мае 1924 года. Авт). Форд же, брался финансировать проект — предоставив Советскому Союзу внушительный кредит.

 

(Для справки: В 1929 в Кельне начато строительство завода «Форда», к концу 1930-х ставшего четвертым по мощности автопроизводителем Германии. Большая часть акций принадлежала Ford Motor Company. Всего, в канун Второй мировой войны Форд вложил в экономику Германии 17,5 миллиардов долларов!

Не вижу причины, по которой Генри Форд не может вложить деньги – хотя бы пару-тройку миллиардов и в Советскую Россию. Авт.).

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Товарищ Фрунзе – принявший дела обороны молодого пролетарского государства из холодеющих рук предшественника с пышной гривой, не знал с какой стороны хвататься за голову – армии у страны практически не было…

А кругом враги!

Враги, не только численностью и дисциплиной превосходящую претерпевшую ряд реорганизаций начала 20-ых годов Красную Армию – но и технически.

В польской армии состояло на вооружении 174 танка FT-17,

В румынской – 74,

В финской – 32,

В эстонской и литовской по 12 единиц.

И, это не считая японской армии – только-только убравшейся с нашего Дальнего Востока и, других великих государств — которые вполне могли встрять с наши разборки с лифотропами!

Этому мы могли противопоставить лишь полтора десятка полукустарных «борцов лениных» сомнительного качества да с сотню из трофейного хлама.

Есть от чего за голову хвататься Михаилу Васильевичу! Тем более после происходящих внутриполитических событий, на её границах начались нехорошие движняки – «шакалы Европы» приготовились клевать печень неубитого русского медведя и делить его скальп…

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Надо полагать, своими опасениями насчёт боеспособности РККА товарищ Фрунзе поделился с товарищем Сталиным. Тому же, ничего не оставалось, как обратиться «под шашлычок» да под «Александреули» к своему новому другу – «товарищу» Форду:

— Генри! «Автомобиль – который сделал Америку», это конечно клёво! Однако, у нас свои заморочки: из-за наших неких национальных особенностей, Россию могут сделать только танки.

У Форда, где-то там внутри радостно ёкнуло от своей запасливой предусмотрительности: естественно, выпускать в 1918 году по сотне танков в день, он собирался не где-нибудь в фермерской мастерской, напильником на коленке! У него всё было готово для массового, поточного производства – технология, технологическая оснастка, склады уже готовых комплектующих. Он, как будто предвидя что это кому-то может понадобится, пока не давал команды пустить всё это в переплавку – поджидая доверчивого лоха и, вот дождался.

— Иосиф! Ты обратился как раз к тому человеку — который поможет тебе «сделать» кого угодно, не только Россию.

Задержавшись на пару недель, Форд подписал ещё и договор о постройке в Сормово сперва танкосборочного, а затем и танкового завода «полного цикла»…

При заводе было создано советско-американское конструкторское бюро которое возглавил Шукалов С. П.. Сперва, оно обслуживало текущее производство, затем…

 

Первенец: «Т-18».

Принятый в том же – в 1924 году, на вооружение РККА танк Форда — «Ford 3-ton mod. 1918», получил пролетарское имя «МС-1» или «Т-18» — по новой системе обозначения.

Случайно оказавшийся на должности Начальника вооружений РККА враг народа Тухачевский, до того как его разоблачили и намазали лоб зелёнкой, требовал выпуска 100 тысяч танков в год! Однако, его вовремя разоблачили и заголодоморили в лубянском подвале и, до года официального снятия с производства в 1939 году, успели произвести всего лишь порядка 25 тысяч машин пяти основных модификаций: малый танк (танкетка) поддержки пехоты, «химический» (огнемётный) танк, тягач лёгких пушек, тяжёлых пулемётов и миномётов, передвижной пункт корректировщиков артиллерии, транспортёр боеприпасов…

Если что-то забыл, покорнейше прошу меня извинить.

Первые образцы были несколько ненадёжными, но где-то уже с 1928 года, с конвейера стали сходить достаточно качественные машины, вполне сравнимые с британскими или французскими аналогами. При первой же возможности, была произведена модернизация: вместо двух- 20-сильных двигателей «Форд-Т» был поставлен один 40-сильный от «ГАЗ-АА».

Хотя, машина в войсках заслужила прозвище «бронемандавошка», у танкистов и не только, она пользовалась заслуженным уважением и любовью. Командиры всех уровней и родов войск, требовали их как можно больше и недоумевали по поводу её снятия с производства, считая это ошибочным или даже – вредительским актом.

Танкетки «Т-18» и боевые машины на их базе, использовались во всех конфликтах и войнах ведущимися СССР – от боёв на КВЖД, до Великой Отечественной. Они были желанным трофеем для противника и до самой войны экспортировались в Китай, в Монголию, в Турцию, в Испанию… Во многих странах, эти замечательные машины очень долго служили и после войны.

Ну и конечно невозможно переоценить этот первый массовый советский танк (пусть и «малый»), как учебный: каждый танкист РККА  первые свои «шаги» делал именно на нём. И красные командиры учились на «красном Форде» — в то время как Гудериан и его офицеры отрабатывали тактику на картонно-деревянных макетах. Именно поэтому быть может, западная граница Стран Социалистического Содружества проходит нынче несколько западнее — чем линия «Архангельск-Астрахань».

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Это польский «TK-3 TKS»: такие во ВМВ воевали и говорят — неплохо!

Самый массовый в мире довоенный лёгкий танк: Т-26.

Естественно, сормовичи одной лишь танкеткой Форда не удовольствовались! Да и, попробовали бы они только «удовольствоваться» у товарища Сталина и Ворошилова — сменившего безвременного усопшего Фрунзе…

В основу лёгкого танка был взят опять же фордовский 7,5-ти тонный опытный танк, однако по требованию советской стороны, сильно пере- доработанный.

Масса, названного по году принятия на вооружение, танка «Т-26» составила 9,5 тонн. Внешне, он напоминал обожравшийся стероидов «Т-18» с башней. Первые модификации имели клёпаный из 15-ти миллиметровых листов брони корпус, но с 1934 года – опробовав сперва на «Т-18», перешли на сварной с конической башней. Силовой установкой являлся специально сконструированный с применением отдельных элементов ГАЗ-АА «в девичестве» — Форда-АА (поршневая, газораспределительная система, электрооборудование, система питания), 100-сильный, 8-ми цилиндровый V-образный двигатель. Подвеска — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах (типа той, что была на «реальном» Т-37». Авт). Скорость по шассе – 30 кмчас, запас хода – 130.

Вооружение: в корпусе слева в спонсоне, сперва 37-ми, затем – 45-ти мм специальная танковая пушка и 7,62 мм пулемёт «Максим-Т» в башне. Экипаж три человека: механик-водитель, наводчик пушки (он же – заряжающий), наводчик пулемёта (он же – командир танка), причём заряжающим пушки мог быть и водитель, если стрельба производилась с места.

По различным обстоятельствам финансово-экономического и внутриполитического характера, серийное производство лёгких танков «Т-26» началось лишь с 1929 года и закончилось во время предвоенного перевооружения РККА в 1939 году. Всего различных модификаций и боевых машин на базе «Т-26» (наиболее известно самоходное 76-мм полковое орудие «СУ-26-76») было произведено 10,5 тысяч. Как и танкетка «Т-18», лёгкий танк «Т-26» участвовал во всех конфликтах и войнах…

 

Подражатели.

По странной системе принятой врагом народа и заодно — начальником Управления моторизации и механизации РККА Халепским, танки делились на «пулеметы сопровождения» (танкетки), «сопровождения пехоты» (лёгкие), «маневренные» (средние) и «позиционные» (тяжёлые).

После разгрома оппозиции, в правящей ВКП(б) сложилось две внутрипартийные мафии – украинская и ленинградская и, каждая тянула бюджетное «одеяло» на себя… Иначе ничем не объяснить, что задание по проектированию последних двух типов танков было отдано не специализированному танковому КБ на таком же заводе, а совершенно непрофильным предприятиям – ленинградскому Кировскому заводу и харьковскому паровозному.

 

Ленинградцы, переманив несколько конструкторов из сормовского КБ, выдали «на гора» 18-ти тонный маневренный танк «Т-28», в котором невооружённым взором было видно влияние «Т-26». Только вместо 45-мм орудия из спонсона торчала 76-ти мм пушка «КТ-28», а из башни – спарка сорокопятки и пулемёта ДТ.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

(Внешне, этот танк сильно напоминал «реальный» американский М-3 «Генерал Грант», только орудие у него было слева, а МТО — сзади. Авт.).

Экипаж – пять человек, броня – 30-20 мм, двигатель – 400- сильный авиационный «BMW», впоследствии его советская реплика «М-17Т». Подвеска оригинальная, свечная.

Скорость – 40 кмчас, запас хода – 180 км.

Танк выпускался с 1934 года по 1939-ый, всего было изготовлено чуть более 400 единиц. Хотя, танк повоевал в Финскую и в первый период Великой Отечественной, он не смог преодолеть всех своих многочисленных «детских болезней» и не считался особенно удачным.

 

Хотя, харьковчане на вышиванке клялись в оригинальности своего 35-тонного «позиционного» «Т-35», сормовский почерк в нём был тоже заметен. Да и в проектирование этого «монстра», также участвовали перебежчики с берегов Волги.

Корпус тяжёлого – «позиционного» танка был склёпан, позднее – сварен из 20-40-мм бронелистов. Он имел по одному спонсону на каждый угол своей громоздкой рубки, из которых торчало одно из двух 76-ти или 45-ти орудия, спаренных с пулемётами. «Калибры» были разнесены по диагонали таким образом — что вперёд, назад и в стороны, могли стрелять одновременно оба.

(Рисовать я не умею, поэтому напрягите воображение, коллеги! Авт.).

Кроме этого, пулемётная «зенитная» (или скорее командирская) башенка находилась на крыше рубки. Экипаж – 11 человек.

Двигатель тот же, что и у «Т-28», оригинальная независимая подвеска и скорость не более 25 км/час, с запасом в полторы сотни км.

Танк всем без исключения военным нравился – сколько их не стреляли в лубянских подвалах, поэтому «харьковского уродца» мурыжили до самого снятия с производства в 1938 году. Однако, довести до ума это чудо танкопрома так не удалось и всего было выпущено чуть менее сотни экземпляров.

Во время Финской войны экранированные «Т-35» произвели на чухонцев некоторое впечатление, а против Германии их выставить не решились.

Ныне же, уцелевшие экземпляры танка «Т-35» — желанный экспонат любого музея мира. Только их послевоенной продажей была полностью окуплена вся эта затея…

Конкурент.

В начале тридцатых годов на сормовским КБ нависла новая беда: как наивная гимназистка на похотливого гусара в лосинах, советское бронетанковое руководство запало на блестящую приманку-пустышку – колёсно-гусеничный самовар инженера-авантюриста Кристи.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Так как свободных мощностей не было (плановое хозяйство – это вам не халам-балам! Авт.), его заранее – ещё до поездки врага народа Халепского в Америку, было решено производить в Сормове, сняв «Т-26» с производства, а конструкторов КБ  заставив обслуживать чужое детище.

К счастью, срочно примчавшийся в Москву Генри Форд, раскрыв глаза на недостатки как самой машины — так и личности её изо всех сил пиарящей, сумел разубедить Сталина.

Однако, Иосиф Виссарионович конкретно запал на саму идею:

— Хочу быстроходный танк, Генри! Иначе, покажу вам всем «кузькину мать»!

И позвал лысого Поп-корна постучать туфлёй по столу – чтоб показать серьёзность намерений.

Переводчик, перевёл эту фразу как угрозу ядерной войны между Штатами и Россией и, Форду ничего другого не оставалось, как пообещать:

— Любой твой каприз, Иосиф! Причём – за мои же деньги.

 

Американский автомобильный король, любил всё делать быстро!

Не успел Халепский вернуться с приобретённым на народное бабло вредительским корытом на колёсах, как проект сормовчан был уже в общих чертах готов на бумаге.

Пока на корыто Кристи прилаживали башню, да искали спиз…женные по дороге «гусли», быстроходный танк сормовчан был уже в металле.

Пока американское фуфло восстанавливали после пожара, ища для него новый дефицитный авиадвигатель «Либберти», новорождённый «Т-34» уже забегал!

 

К тому времени, в сормовском КБ  уже поняли бесперспективность для танка расположения основного вооружения в спонсоне и перешли к чисто классической компоновке.

Итак, ТТХ танка «Т-34» образца 1934 года:

(Единственное сходство с реальным «Т-34» — наклонный ВЛБ, люк мехвода на нём и «яблоко» курсового пулемёта. Авт.).

Вес – 20 тонн.

Экипаж – 4 человека: командир-наводчик, заряжающий, механик-водитель, стрелок курсового пулемёта, в командирской версии — радист.

Корпус – сварной.

Основная броня имела толщину в 25 мм.

Вооружение: 45-мм пушка и спаренный с ней пулемёт ДТ.

Двигатель — специальный танковый, карбюраторный 6-ти цилиндровый V-образник, выдавал на вал 350 л.с., кушая любой производимый в России бензин, а в горячем состоянии – даже керосин.

Подвеска — попарно блокированная пружинная (Как на реальном «Шермане». Авт.).

Скорость по шоссе – 65 кмчас

Запас хода – 180 км, с дополнительными баками – 300.

На шасси «Т-34» была спроектирована, принята на вооружение и серийно выпускалась самоходная артиллерийская установка «СУ-34-76» — 76-мм дивизионка «Ф-22».

Особенностью нового танка являлись гусеницы с резинометаллическими соединением траков, имеющих ресурс в 4 тысячи километров пробега. После их испытания, все доводы Халепского о преимуществах колёсно-гусеничного движителя, стали смешны как пукание младенца.

Да, лоханка Кристи делала «Т-34» на шоссе… НО(!!!), в СССР  ничего подобного найти не смогли – сколь не искали, чтоб сравнить. А на «направлениях» — чем являлось абсолютно все российские дороги, это убоище обгонял даже старенький «Т-26»… Правда, при попутном ветре.

После принятия на вооружение «Т-34», Халепский как-то вечерком зашёл в лубянский подвал и больше оттуда не вышел… Наверное Зиновьева со товарищи встретил!

Всего с 1933 по 1942 год – времени официального снятия с производства, было выпущено 6,5 тысячи танков «Т-34» и бронированных машин на его шасси.

 

Конец сотрудничеству.

Компания Генри Форда занималась в России не только авто-танкостроением. Заметив плачевное состояние транспорта – особенно железнодорожного, он взял в концессию ветку «Архангельск-Котлас-Нижний Новгород» и, в течении года сделал её образцовой – где учились логистике все российские труженики стальных магистралей. Тоже самое произошло и с Волжским пароходством.

Инженеры Форда наладили в России добычу легирующих добавок в сталь, отчего советская гомогенная танковая броня стала сравнима с немецкой цементированной. Занималась «Ford Motor Company» и, нефтеразведкой, нефтедобычей и производством высококачественных ГСМ.

Кроме того, Форд способствовал сотрудничеству с другими американскими промышленниками, отчего к примеру удалось несколько подтянуть российское авиамоторостроение, цветную металлургию, оптику и радиопромышленность.

Однако, с приходом к власти в Германии Гитлера, между Фордом и Сталиным пробежала чёрная как полярная ночь пантера, с косой чёлкой налево!

(Но, не будем вдаваться в подробности – этот пост не политический. Авт.).

Как бы там не было, с Генри рассчитались за услуги по-честноку и, Иосиф на прощанье подарил тому книжку «Гарри Поппер» «Краткий курс ВКП(б)» с собственным автографом…

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Ленинградский ход конём… Извиняюсь – «Слоном».

Хотя «Т-34» производился вплоть до 1942 года и во время Великой отечественной войны себя неплохо показал – считаясь лучшим лёгким танком (особенно его последний вариант с 57-мм пушкой), уже Гражданская война в Испании показала — что время тонкобронных танков прошло, а Халгин-Гол поставил вопрос ребром.

В конкурентную гонку включилось все три советских танковых КБ – сормовское и поднакопившие кой-какой опыт кировское с харьковским.

Последние, как будто поменялись местами: ленинградцы решили больше не играть на «поле соперника» и занялись проектированием тяжёлого танка – получившего впоследствии индекс «КВ-ИС». Это была 47 тонная машина с уже проверенной компоновкой – основное орудие 76-мм «Л-11» и спаренный «пристрелочный» пулемёт в спонсоне слева. Ради главного – утолщения брони, башни с лёгкой пушкой в этот раз не было, решили ограничиться командирской башенкой.

Корпус сварен из 90-мм бронелистов, лоб – 105-мм, 120-мм маска пушки – литая. Новинкой была торсионная подвеска, двигатель, наоборот – старый добрый «М-17Т», форсированный до 600 лошадок.

Три опытных экземпляра тяжёлой машины проходили испытание на Карельском перешейке во время Зимней войны 1939-1940 года. Результат оказался двойственным: кроме неуязвимости от снарядов противотанковых пушек (так ведь и новый сормовский средний танк, финскими пушками не подбивался! Авт.), других преимуществ перед средним танком не оказалось… А среди минусов – запредельная стоимость.

В панике перед тем, то их танк не примут на вооружение, ленинградцы сделали ход конём: они установили на шасси «КВ-ИС» 152-мм гаубицу «М-10». Только увидев эту вундерваффлю, генералы запищали как католические монашки на мужском стриптизе и, тут же взяли его в арсенал Красной Армии, как штурмовой танк.

Накануне Великой Отечественной Войны Ленинградский Кировский Завод успел выпустить порядка восьмисот машин. С начало же её, производство неоднократно увеличилось.

«КВ-ИС», совершенствуясь и модернизируясь (в 1942 году была установлена пушка-гаубица «МЛ-20» и 600-сильный дизель), прошёл всё Великую Отечественную Войну и среди солдат Вермахта, за свою пробивную мощь, он был назван «Элефантом Сталина»… «Слоном», то есть.

 

Нет повести печальнее на свете…

Харьковчане же с паровозного завода, наоборот – промучившись с тяжёлым танком практически все 30-е годы, проводив несколько бесталанных главных конструкторов в далёкие лубянские подвалы и, обретя наконец гениального Главного, решили испытать себя на поприще среднего танка — разработав под него свiй-собственный дизель «В-2» на основе не пошедшего в серию авиационного.

Конечно, они сильно задержались… Лишь зимой 1940 года, когда на заснеженных полях сражений Финляндии уже испытывался в боях кировский «КВ-ИС» и их конкурент — средний танк Сормовского завода, Харьковское танковое КБ во главе с бывшим директором кондитерской фабрики Кошкиным отчиталось перед партией и правительством, пригнав в Москву своим ходом один из двух «А-32».

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

(От реального «А-34», это детище ХПЗ  отличалось в том числе и наличием торсионной подвески, оригинальной КПП, «гуслями»… Ведь, в серии не было танков серии «БТ»! Авт.).

Сталину новая машина понравилась… Сперва!

Обтекаемая такая, изящная как игрушка. Она так красиво летала по брусчатке Красной Площади — гонясь за Кагановичем, что Вождь воскликнул:

— Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил!

Но когда он узнал все нюансы, про которые ему доложили танкисты – не желающие гореть в этом красивом бронированном гробу:

— Что, для изготовления двух образцов танков запороли ВОСЕМЬ(!!!) комплектов брони.

— Что на их дизелях стояла аппаратура германской фирмы БОШ.

— Что детали для двух моторов и КПП отбирали из десятка экземпляров.

— Что все подшипники были иностранного производства,

— Что во время пробега до Москвы, за танками ехал технический обоз — двести водителей и половина специалистов харьковского завода. И всё равно — из двух танков до Москвы своим ходом доехал только один. Второй сломался по Белгородом.

— Что за две недели пробега, у танков не поменяли только корпуса и башни – всё остальное меняли по несколько раз в день,

— Что физически здоровый человек может управлять танком лишь несколько часов в день – остальное время он будет отходить после полного изнеможения.

— Что механик-водитель должен каждые пять минут выпрыгивать из танка со шприцом и что-то смазывать

— Что средняя скорость движения танка «А-32» до Москвы была 11 кмчас – остальное уходило на ремонт. Муфту сцепления, например, приходилось менять через каждые 2 часа…

Наконец, когда Вождю сообщили, что на совместных испытаниях с немецким  «Pz.Kpfw.III», наш танк «А-32» обосрался по всем статьям – даже по скорости, показав позорные 48 кмчас против 69 немецких, он немного рассердился.

Харьковское КБ в полном составе послали заготавливать целлюлозу в те места — где её произрастает особенно много, а заводу ХПЗ в целом приказали ни о чём более сложном — чем паровозы, даже и не думать.

Кошкин же, во время пробега простудился, заболел пневмонией и в Кремлёвской больнице ему по запарке вырезали не то лёгкое. Когда спохватились и решили всё же вырезать больное, а здоровое поставить на место – было уже поздно: гениальный кондитер-конструктор танков задохнулся и умер… Так, что судили его уже после кончины и дали 25 лет лагерей без права переписки.

После того как Сталина в 1953 году не стало, дело Кошкина Михаила Ильича было пересмотрено комиссией по реабилитации и, он был приговорён к расстрелу… Посмертно.

 

«Сормовский красавец».

Сормовский танковый завод, делил вместе со страной все радости и горести. Его, как и другие предприятия не обошли сталинские рефлексии и, после чехарды кадров после окончания сотрудничества с фирмой Генри Форда, в 1938 году его головное КБ возглавил Малышев.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Вячеслав Александрович, ни в коем разе не был гениальным конструктором – как его харьковский коллега Кошкин. Подобно последнему, он не имел опыта руководства кондитерской фабрикой, не работал заведующим агитационно-пропагандистским отделом райкома ВКП(б), не заведовал Губсовпартшколой или агитационно-пропагандистским отделом Губкома ВКП(б)… Он всего-навсего был «сталинским выдвиженцем»!

Слышали про таких, да?

Да, даже дело не в этом… В Нижнем Новгороде и Сормово, Фордом и его инженерами была создана ШКОЛА(!!!) и СИСТЕМА(!!!). Можно сколько угодно переманивать инженеров или рефлексировать главных конструкторов по доносам врагов народа, карьеристов-завистников или конкурентов с отраслевых заводов – пытающихся прыгнуть выше собственного пупа… Однако, если СИСТЕМА(!!!) не уничтожена целиком и полностью, она каждый раз будет сама себя воспроизводить. Это как в армии: убитого командира полка — заменит командир батальона, того – командир роты и, так далее…

Понятно, да?

Кроме того, Форд научил инженеров и конструкторов Сормовского танкового (и не только) КБ анализировать, сопоставлять, делать прогнозы и думать. Они поняли, что с появлением толстобронных танков появятся и новые противотанковые пушки более крупного калибра. Поэтому, сразу стали проектировать танк, способный держать трёхдюймовые бронебойные снаряды, хотя бы в лобовой проекции.

Новый танк после государственных и войсковых испытаний, успел повоевать на Карельском перешейке в «Роте экспериментальных машин» и, после устранения обнаруженных недостатков был принят на вооружении в апреле 1940 года под официальным индексом «Т-43».

 

Итак, основой боевой танк «Т-43», образца 1940 года:

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

Вес – 28 тонн.

Экипаж – 4 человека: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель.

Бронирование:

Анализ боевых повреждений танков «Т-26» и «Т-34» в Испании и на Холкин-Голе многое подсказал для конструкции их приемника, в том числе и, необходимость дифференцирования защиты. Поэтому толщину скошенного на 60 градусов ВБЛ признали необходимой быть равным 75 мм, борт корпуса простой формы  без «модных» надгусеничных ниш – 60 мм, корма – 45 мм. Люк мехвода и «яблоко» пулемёта стрелка, на ВБЛ танка «Т-43» отсутствовали. Люк был на крыше корпуса, а курсовой пулемёт — не надобен, из-за отсутствия отдельного стрелка для него. Обязанности радиста на командирских танках исполнял заряжающий, а с приёмником на линейных танках справлялся сам командир.

Башня, естественно — с командирской башенкой (внешне напоминала реальную «гайку» обр.1943 года. Авт.): литая маска орудия имела толщину – 105 мм, лоб — 90 мм, борт башни — 75.

Вооружение:

Рядом, буквально в двух шагах от Сормовского танкового завода находился Нижегородский машиностроительный завод, более известный как  «Завод № 92», где главным конструктором был «тот самый» Грабин. У Малышева с ним сложились прекрасные отношения!

Для новейшего танка сормовчан Грабиным было предложено три типа орудий: 76 мм «Ф-32» (со стволом дивизионной пушки «Ф-22», с длинной в 51 калибр), 85 мм «Ф-38» и 107 мм «Ф-42».

На первое время выбор остановили на «Ф-32», но с самого начала проектирования предусмотрели перевооружение башни на калибр 85 мм. Пушкой же «Ф-42», калибром 107 мм вооружили самоходное орудие «СУ-43-107».

Двигатель, подвеска и трансмиссия:

Не избежали сормовчане и модного тогда увлечения дизелизацией – когда даже на самолёты пытались его впистонить! Сормовский моторный завод пилил-разрабатывал на перспективу 600-сильную V-образную дизельную «шестёрку», аж с 1936 года. Однако, чтоб подстраховаться, из 350-сильной «шестёрки» «Т-34», методом добавления пары цилиндров (конечно, не всё так просто было, как мною об этом пишется! Авт.) запилили 470-сильный карбюраторную «восьмёрку»… И не прогадали! Танковый дизель никак не давался и стал по настоящему надёжным лишь к модернизации танка в 1942 году.

Подвеска торсионная – по пять катков большого диаметра на борт, пяти-скоростная планетарная коробка передач,

Основной боевой танк «Т-43-85», образца 1942 года.

Вместе с двигателем, на танке заменили 76-мм орудие на 85-мм, увеличили толщину ВБЛ до 90 мм, лба башни и маски – 100 и 120 мм соответственно, борта дополнительно прикрыли экранами. Масса танка увеличилась до 32,5 тонн, но из-за увеличенной мощности дизеля, подвижность его даже увеличилась.

В начале 1941 года, из-за возросшей опасности войны с Гитлеровской Германией, производство танка «Т-43» было дополнительно развёрнуто на Сталинградском и Челябинских тракторных Заводах и, в Нижнем Тагиле – на вагоностроительном заводе.

Всего, до войны успели выпустить порядка 1800 машин.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.

Всем известны слова Гитлера, сказанные им своим генерам перед подписанием «Пакта о ненападении»:

— Я знаю сколько танков у Сталина, поэтому никогда не дам приказа начать войну с Россией!

Однако, Вождю всего прогрессивного человечества очень не понравилось то, что начал творить в Европе «Фюрер германской нации», прикрываясь этим пактом.

С Польшей то, хрен с ней – сама заслужила! Даже, не забыли свою долю с «шакала Европы» потребовать и пострелять в Катыни польских офицеров – виновных в военных преступлениях во время Польско-русской войны 1920 года. Против разгрома и оккупации Франции советские дипломаты тоже не особенно возражали.

А, вот когда немецкие дивизии оказались в Норвегии, Финляндии и Румынии…

6 апреля нацистская Германия вторглась в Югославию и, тогда терпение Сталина кончилось:

— Адик! Да ты никак ваще берега попутал! Балканы, это наша корова и мы её доим.

14 апреля, Рабоче-Крестьянская Красная Армия без объявления войны перешла западную границу СССР на всём её протяжении — от Ледовитого океана до Чёрного моря, а советский посол в Берлине задним числом объявил о состоянии войны с агрессором.

Были славные победы и тяжёлые поражения: и в Пруссии, Румынии и Польше — в том же году и, в Румынии в 1942-ом… И даже, уже в Венгрии – летом 1943 года…

Однако, победной весной 1944 года, советские танки встретились с войсками союзников на пляжах Нормандии и, на этом закончилась Вторая мировая война и наступил мир во всём мире – который продолжается до сих пор.

Советский народ понёс тяжёлые невозвратные потери – свыше пяти с половиной миллионов человек… Но, без всякого сомнения, их было бы в разы больше — если бы не танки.

Ведь, ещё в двадцатые годы, Великий Вождь и Учитель сказал:

— НА ВОЙНЕ ЖЕЛЕЗО ЭКОНОМИТ КРОВЬ.

От «мандавошки Форда» до «Красавца из Сормова»: альтернативная история российского танкостроения.

 

Сергей Сталк
Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account