Ошибка французских адмиралов, ставшая стратегическим провалом. Линкоры типа «Лион»
Статья с канала «Мир кораблей» на яндекс-дзене.
Содержание:
Так как Франция включилась в дредноутную гонку только с 1910 года, то отставание от ведущих держав было велико. К этому моменту британский, американский, итальянский и немецкий флоты уже имели свои линкоры, а в японском и российском корабли этого типа должны были вот-вот вступить в строй. Закладка двух линкоров типа «Курбэ» и ещё трёх типа «Бретань» не могла исправить ситуацию, так как они бы уступали своим потенциальным противникам ещё на этапе постройки.
Поэтому в 1912 году французский парламент принял масштабную программу усиления флота под названием Statut Naval, согласно которой до 1918 года планировалась постройка 13 новых линейных кораблей. Конструкторы лихорадочно создавали проекты более мощных кораблей, способных если не превзойти, то хотя бы на равных противостоять будущим линкорам вероятного противника — Австро-Венгрии и Германии.
Не дальше чертежей
Понимая, что 305-мм орудия линкоров типа «Курбэ» и «Бретань» серьёзно уступают британским, а также японским и американским аналогам, в Морском штабе потребовали от технического отдела разработать новые проекты линкоров. Конструкторы оказались в затруднительном положении: линкоры ведущих держав превышали водоизмещение в 26 000-28 000 тонн, тогда как французские доки технически не были приспособлены к таким цифрам. В спешном порядке началось строительство новых доков в Бресте, Шербуре и Тулоне, а также стартовала разработка линкоров типа «Лион», которые должны были стать улучшенным вариантом уже заложенных линкоров типа «Норманди».
Первоначально рассматривалось вооружение 380-мм орудиями, но их разработка была далека от завершения. Поэтому решили использовать уже готовые 340-мм орудия в четырёхорудийных башнях, но увеличить их число по сравнению с «Норманди» до четырёх, чтобы компенсировать меньший вес залпа относительно линкоров из других стран.
Работа над проектом началась в середине 1913 года, а в ноябре Морской комитет сформировал техническое задание для конструкторского отдела. Постройку четырёх кораблей этого типа — «Лион», «Дюкень», «Лилль» и «Турвиль» — планировалось начать в январе 1915 года. До этого времени конструкторский отдел должен был подготовить окончательный технический проект. Но после начала Первой мировой войны все работы над проектом свернули, так как стало ясно, что переведённая на военные рельсы экономика не потянет такое дорогостоящее строительство. Поэтому линкоры типа «Лион» даже не утвердили официально, не говоря уже о закладке корпусов на стапеле.
Недостойный визави
Исходя из технических требований, предполагаемая длина корпуса этих дредноутов должна была достигать 194.5 м при ширине в 29 м и осадке 9.2 м. Нормальное водоизмещение должно было насчитывать 29 000 тонн.
За основу взяли бронирование линкоров типа «Норманди», но с небольшими доработками. Планировалось усилить главный броневой пояс в районе ватерлинии, но при этом ослабить бронирование казематов, чтобы не допустить перегруза и уложиться в проектное водоизмещение. Бронирование остальных частей оставалось на прежнем уровне: 180 мм в носовой и 120 мм в кормовой оконечностях, 180-мм верхний броневой пояс, 300-мм бронирование рубки, лобовой части башен ГК и цитадели.
Горизонтальная защита должна была быть представлена двумя броневыми палубами толщиной в 63 мм каждая.
Предполагаемая мощность силовой установки должна была равняться 43 000 л.с., что позволило бы разгоняться до 23 узлов. Рассматривалось три основных варианта ГЭУ: комбинированная, паротурбинная и паротурбинная с турбозубчатыми агрегатами. Первая была аналогична той, что использовалась на предшественниках. Последнюю установку применяли в качестве экспериментальной на заложенном эсминце «Ансень Габольд». Считалось, что использование ТЗА вместо прямого привода сократит расход топлива на крейсерской скорости и увеличит дальность плавания экономичным ходом.
Взять количеством
В качестве орудий главного калибра были выбраны уже принятые на вооружение 340-мм орудия, которые имелись на линкорах типа «Норманди». Но чтобы повысить огневую мощь, новые дредноуты планировалось оснастить не тремя, а четырьмя четырехорудийными башнями уникальной конструкции, разработанными для тех же «Норманди».
Эти установки представляли собой совмещённые боевые отделения двухорудийных башен, разделенных между собой броневой перегородкой. Отделения устанавливались в одной башне и на одном барбете с единым механизмом горизонтальной наводки, но имели автономные системы подачи боеприпасов и механизмы вертикальной наводки. Подобные артиллерийские установки могли делать залп каждые 30 секунд на 18 км.
Совмещение ряда механизмов позволило снизить массу — если две двухорудийные башни с 305-мм орудиями весили по 1030 тонн каждая, то одна четырёхорудийная с 340-мм орудиями весила 1500 тонн. При этом каждое отделение башни могло действовать автономно, причем башня сохраняла частичную боеспособность даже в случае выхода одного отделений из строя.
Рассматривалось два основных варианта размещения башенных установок. Первый предусматривал классическую линейно-возвышенную схему с расположением башен в носовой и кормовой части. Второй — линейную схему, то есть одна башня была в носовой части, одна в центральной и две в кормовой.
Артиллерия противоминного калибра могла быть представлена двадцатью четырьмя 138-мм орудиями. Каждое орудие должно было быть установлено в собственном каземате, но их расположение неизвестно. При скорострельности 6 выстрелов в минуту дальность выстрела этих пушек была сопоставима с орудиями ГК! Также рассматривался вариант вооружения перспективными 100-мм скорострельными орудиями в качестве противоминной артиллерии, но это орудие так и не прошло испытания и не было принято на вооружение.
В технических требованиях указывалось, что линкоры типа «Лион» должны были вооружаться шестью торпедными аппаратами. Скорее всего, это бы были 450-мм подводные торпедные аппараты, как на предыдущих французских линкорах.
Теория против практики
Имея проектное водоизмещение в 29 000 тонн, то есть на уровне с британскими и германскими сверхдредноутами, французские линкоры типа «Лион» катастрофически уступали своим одноклассникам по вооружению и бронированию.
Виной этому стала ошибка французских адмиралов, предполагавших, что артиллерийская дуэль в морском сражении будет ограничена дистанцией 8-10 км. На такой дистанции основная часть попаданий придется в вертикальную броню. Но практика Ютландского сражения и сражения у Доггер-банки показала ошибочность такого утверждения — крупные корабли открывали огонь с дистанции свыше 12-15 км. В этом случае даже 63-мм горизонтальное бронирование не способно было выдержать попадание 15-дюймового снаряда.
Французские линкоры на такой дистанции были бы бессильны против потенциальных противников — для их орудий с предельной дальностью стрельбы 18 км на такой дистанции снаряд терял основную часть своей энергии и не мог пробить даже тонкую броню в оконечностях.
Поэтому линкоры проекта «Лион» уже на начальной стадии уступали по всем параметрам аналогичным кораблям других стран. А на момент вступления в строй флот получил бы четыре откровенно слабых линкора с сомнительной боевой ценностью для действий в составе линейных эскадр.
источник: https://dzen.ru/a/ZjJ0MtxSWwic-rzZ