Оружие и доспехи воинов Троянской войны. Часть 2. Доспехи
Самая популярная, на сайте под старым именем, часть цикла про экипировку античных воинов времён Троянской войны. Все остальные части вы найдёте по ссылке ниже этого абзаца.
Также как и в случае с мечами, доспехи Троянской войны появились задолго до того, как сама она началась. Самым ранним элементом оборонительной брони является бронзовый наплечник, найденный в одной из гробниц из Дендры (гробница №8) и относящийся к 1550 – 1500 до н.э. Сначала посчитали, что это шлем, но позднее правильно определили как наплечник для правого плеча. Других частей не оказалось и это дало основание для трех гипотез:
- а) весь доспех первоначально был помещен в гробницу, но позже он был удален;
- б) наплечник символизировал всю броню;
- в) только этот наплечник был металлическим, а весь остальной доспех из кожи и он просто рассыпался от времени.
Зато в гробнице Дендры № 12 (1450 – 1400 гг. до н.э.) нашли полный доспех воина, состоявший из бронзовых деталей.
Эта защита состоит из: а) двух бронзовых пластин толщиной около 1 мм, которые защищают туловище воина; б) двух бронзовых наплечников (аналогичные, но не равные по форме находке в гробнице № 8); в) две части изогнутых бронзовых пластин, прикрепленных к нижней стороне наплечников для защиты предплечья; г) два треугольных куска бронзы, прикрепленных к наплечникам для дополнительной груди; е) бронзовый нашейник; е) шесть бронзовых пластин, прикрепленных к нижней кромке панциря – три спереди и три сзади.
Все части имеют ряд небольших отверстий по краям с диаметром 2 мм, используемых для крепления подкладки к внутренней части панциря. Подкладка была кожаной, ее останки были найдены внутри пластин. Были найдены тонкие нити из козьей шерсти. Большие отверстия, примерно 4 мм, на краях всех элементов использовались, чтобы соединять различные пластины друг с другом при помощи кожаных шнурков.
Доспехи были реконструированы, и выяснилось, что, несмотря на свой странный дизайн и немалый вес, они были достаточно гибкими и удобными для использования пехотинцами, а не, как иногда утверждают, исключительно воинами на колесницах. Эта экспериментальная реконструкция приводит также к выводу, что эти доспехи создавались для борьбы с мечом и копьем. А вот пользоваться в них луком неудобно. Защита горла особенно важна, если мы вспомним наличие у воинов мечей-рапир типов С и D (см. часть первую, посвященную мечам). Конечно, это не означает, что эта броня была разработана специально для защиты только от этих мечей, но это, конечно, создатели доспеха учитывали. Интересная особенность этих доспехов заключается в разнице в ширине проймы: для правой руки пройма больше, чем обеспечивается большая свобода правой руки в бою. Это еще одно свидетельство, что «броня из Дендры» предназначена для наземных боев, а не только для парада или воинов на колесницах.
Кстати, общий вес этого доспеха составляет от 15 до 18 кг. Учитывая размер грудных пластин и анализ скелета, найденного в гробнице, было установлено, что воин, которому принадлежала «броня из Дендры», был ростом 1,75 м, но при этом был очень стройным и весил около 60-65 кг.
Находку подтверждают фрагменты керамики из Микен (1350 – 1300 гг. до н.э.). На этом изображении кираса с большим нашейником вполне узнаваема. К сожалению, из этого фрагмента невозможно определить, является ли воин пешим или сражается на колеснице.
Были найдены также 117 бронзовых пластинок (около 1370 – 1250 гг. до н.э.) во время раскопок в гробницы в Мессении. На них имеются небольшие отверстия от 1 до 2 мм в диаметре для крепления на подкладку. То есть броня из чешуек-пластинок древним ахейцам была тоже известна.
Следует подчеркнуть, однако, что большинство вышеописанных доспехов использовались воинами крито-микенской культуры задолго до собственно Троянской войны. Если годом падения Трои считать 1250-й, то за 100 – 250 лет, а если датировать это событие 1100 или 1000 годом, как это делают некоторые историки, то это время становится еще большим. И отсюда опять-таки возникает вопрос о преемственности и традиционности ахейского оружия. Насколько оно соответствовало не столько времени его находки, тут как раз проблемы не возникает, сколько интересующему нас времени. То есть, образно говоря, «мог ли носить доспехи из Дендры» легендарный Ахиллес.
Поскольку бронзовый доспех должен был быть чрезвычайно ценным, то есть все основания полагать, что одна и та же «броня» могла передаваться от одного поколения к другому, пока не приходила полностью в негодность, либо ее не хоронили вместе с воином в могиле. Но… развитие доспеха на основе боевого опыта тоже нельзя исключать, хотя традиционность древних исторических культур была исключительно высокой. В Японии, например, чуть ли не до наших дней все старое считалось лучше нового, так что выщербленная чашка для чая ценится больше, чем новая!
В то же время в остальных районах Европы, также использовались цельнокованные доспехи из бронзы и, в частности, бронзовые кирасы. Они были найдены в Словакии, Венгрии и Италии, поскольку граничили с ахейской цивилизацией и либо их заимствовали, либо покупали, либо… добывали в боях.
Замечательный образец ахейской брони… в виде каменного сосуда в форме кирасы с наплечниками. Из погребения на Крите в районе дворца в Кноссе (около 1350 г до н.э.).
Так, например, до нас дошли хорошо сохранившиеся бронзовые кирасы, найденные в Дунае возле Пилисмарота Венгрии (1300 – 1100 гг. до н.э.)
Обнаружен фрагмент нагрудной пластины панциря в Словакии (около 1250 г. до н. э.) Также найден фрагмент кирасы из Черна-над-Тисой, Словакия, (1050 до 950 г. до н. э.). Правда, все эти находки фрагментарны. Но они показательны в том отношении, что доказывают наличие подобных доспехов в то время. То есть в бронзовом веке металлические доспехи не были такой уж удивительной редкостью! По сути дела это были самые настоящие… рыцарские латы, закрывавшие торс, шею и ноги до колен, либо пластинчатые («чешуйчатые») доспехи, опять-таки очень похожие на более поздние, но сделанные из бронзы, а не из железа. То есть где-то с XV века и до падения Эгейской цивилизации уровень характерной для нее металлообработки был очень высок.
Ну, а более поздние изображения героев и сцен Троянской войны, сделанных классическими греками, никакого реального отношения к прошлому не имеют. То есть мы видим подписи под (или над фигурами): Ахилл, Аякс, Гектор, но это не более чем художественные образы, связанные с особенностью отсутствия у людей того времени исторического мышления. То, что они видели вокруг себя, они же и проектировали на прошлое. Поэтому щиты-гоплоны, «шлемы с гребнями» и мускульные кирасы из арсенала воинов Троянской войны следует исключить. В том числе и будущим оформителям книг «Илиада» и «Одиссея», издаваемых для детей!
источник: http://topwar.ru/83055-dospehi-troyanskoy-voyny-chast-vtoraya.html