Опытный ударный вертолет Bell Model 409 YAH-63. США
В ноябре 1972 года после отказа от программы Lockheed AH-56A Cheyenne, а также от предложенных в качестве замены Sikorsky S-67 и Bell Model 309, армия США создала специальную комиссию по усовершенствованному штурмовому вертолёту (AAH — Advanced Attack Helicopter), которая выпустила новый набор спецификаций. Основными задачами для будущего летательного аппарата были возможность действовать днем и ночью в сложных метеоусловиях, атаковать врага с большой точностью, иметь превосходные летно-технические характеристики, выдерживать боевые повреждения (множественные попадания 12,7-мм пуль не должны были прерывать миссию и требовалась максимальная защищенность от 23-мм снарядов) и легко обслуживаться в полевых условиях. Что касается характеристик, была выражена заинтересованность в крейсерской скорости на высоте 4000 фт (1219,198 м) в 145 уз (268,54 км/ч), вертикальной скорости набора высоты с восемью ракетами Hellfire и боезапасом в 320 30-мм снарядов в 450 фт/мин (2,286 м/с) и продолжительности полета в 1 час 50 мин.
схемы YAH-63На рассмотрение были поданы материалы от Boeing-Vertol, Lockheed, Sikorsky, Hughes и Bell. Bell Model 409, получивший обозначение YAH-63, был одним из двух, выбранных армией США в июне 1973 года для конкурентной оценки с последующим выбором. Его конкурентом был Hughes Model 77 (YAH-64). 22 июня 1973 года с Bell был подписан контракт на проектирование, изготовление и типовых испытаний (фаза 1) двух летных прототипов (YAH-63A-BF) и летательный аппарат для наземных испытаний (GTV). Bell YAH-63 включал в себя тандемную кабину с плоскими панелями для снижения бликового обнаружения в бою. Теперь пилот был расположен в передней кабине для улучшения видимости во время полета на предельно малой высоте. Двухлопастный рулевой винт и трансмиссия поддерживались и защищались хвостовой балкой и I-образным хвостовым оперением. Этот I-образный хвост играл важную роль в обеспечении устойчивости и управляемости, а также для предотвращения случайных ударов о землю. YAH-63 также имел трехколесное шасси высокой проходимости с гидравлическими амортизаторами, оборудованными "стойкорезками" поглотителями энергии для выполнения проектной скорости соударения в 42 фт/с (12,802 м/с).
компоновка передней части YAH-63
Силовая установка была представлена двумя 1500-сильными турбовальными двигателями General Electric YT700-GE-700, приводящими в движение широкохордовые двухлопастные полужесткие основной несущий и хвостовой винты. Хорда основного ротора, использовавшего профиль FX-69-H-083, была 42,6 дйм (1,082 м). Широкая хорда была выбрана главным образом потому, что отвечала эксплуатационным требованиям, допускавшим установку нескольких лонжеронов для обеспечения живучести при воздействии 23-мм снарядов, и была в два раза менее сложной. "Плоскокорпусная" ('flat-pack') трансмиссия имела большую медленно вращавшуюся шевронную шестерню для повышения живучести, уменьшения шума и возможности 30-минутного "сухого" полета. Мачта несущего винта быстро втягивалась в коробку передач при перевозки псоредством транспортной авиацией.
полноразмерный макет YAH-63 с поддельным серийным номером 74409. Летательный аппарат имеет трехцветный камуфляж. Видны установленная турель с 30-мм пушкой, ракеты TOW и подвесные контейнеры с неуправляемыми ракетами (Bell)
Систем вооружения состояла из турельной установки с 30-мм пушка с вращающимся блоком из трех стволов XM-188 (скорострельность от 600 до 1800 выстрелов в минуту), которая для сведения к минимуму вредного воздействия ударной волны была установлена перед стабилизированным прицелом, и до 16 ракет воздух-земля Rockwell AGM-114A Hellfire или семьдесяти шести 2,75 дйм (70 мм) неуправляемых авиационных ракет, устанавливаемых в контейнерах на четырех крыльевых пилонах.
в полете два прототипа YAH-63A-BF. Для обеспечения живучести от 23-мм снарядов YAH-63 имел широкие хорды лопастей несущего винта (Bell)
Первый прототип YAH-63 (серийный номер 73-22246) начал программу своих летных испытаний 1 октября 1975 года, а второй прототип (серийный номер 73-22247) последовал за ним два месяца спустя. 4 июня 1976 года первый прототип пережил тяжелую аварийную посадку и получил незначительные повреждения. Он был отремонтирован вовремя, приняв участие в оценке двух претендентов. Данная оценка была проведена с июня по сентябрь 1976 года в центре технического обеспечения полётов армейской авиации (Army Engineering Flight Activity — AEFA). В конечном итоге сравнительные испытания между YAH-63 и YAH-64 привели 10 декабря 1976 года к выбору проекта Hughes: в армейском руководстве решили, что двухлопастный винт YAH-63 был более уязвимым к пвреждениям, чем четырехлопастный винт YAH-64; также не понравилось трехстоечная схема шасси YAH-63, которая была сочтена менее устойчивой, чем конфигурация шасси YAH-64 из двух основных стоек и одной хвостовой стоек.
YAH-63A-BF серийный номер 73-22246. I-образное хвостовое оперение не имело подвижных поверхностей и было разработано для повышения устойчивости. Обратите внимание на угол возвышения пушки (Bell)
Затем все летные испытания YAH-63 прекратились и были разработаны планы продолжения работ с силовой установкой T700.
на артиллерийском полигоне YAH-63A стреляет залпами из четырех контейнеров с 70-мм НУРСами. Под крыло малого удлинения и сужения можно было подвесить до 76 НУРС (Bell)
Один Bell YAH-63 (серийный номер 73-22247) дожил до наших дней и сохраняется в музее армейской авиации США в форте Ракер (Fort Rucker), Алабама.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Тип: опытный ударный вертолет YAH-63
Производитель: Bell Helicopter
Экипаж: 2 человека (1 пилот, 1 второй пилот/воздушный стрелок)
Силовая установка: два 1680-сильных турбовальных двигателя General Electric T700
Размеры:
размах крыла 5,45 м
общая длина 21,24 м
длина 13,6 м
диаметр основного винта 15,7 м (14,6 м)
диаметр хвостового винта 2,89 м
высота 3,72 м (4,1 м)
площадь ометаемой основным винтом области: 193,5 (168,1) м²
Масса:
(пустого 2993 кг)
(максимальная взлетная 4500 кг)
с полной нагрузкой 6795 кг
максимальная расчётная 8722 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 322 (338) км/ч
крейсерская скорость 286 км/ч
дальность 483 (587) км
(практический потолок 3720 м)
(скороподъемность 8,2 м/с)
Вооружение:
30-мм пушка с вращающимся блоком из трех стволов XM188
до 16 управляемых ракет AGM-114A Hellfire (4-8 управляемых ракет BGM-71 TOW)
76 (14) неуправляемых 70-мм ракет
* — таблица приведена из источника 1 (в скобках данные источника 2)
источники:
- A. J. Pelletier "Bell Aircraft since 1935"
- http://en.wikipedia.org/wiki/Bell_YAH-63