Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье "Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше".

В первые годы войны на Тихом океане, авиация японского военно-морского флота не чувствовала необходимость иметь специализированный ночной истребитель, а также не проявляла интереса к разработке такого самолета. Только в 1943 году ночные налеты американских бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator на японские военно-морские базы в Тихом океане, и особенно налеты тяжелых стратегических бомбардировщиков Boeing B-29 Superfortress по целям, расположенным на основных Японских островах заставили штаб авиации военно-морского флота принять соответствующие меры по исправлению положения.

На роль ночного истребителя с лучшим или худшим результатом пытались приспособить другие существующие типы самолетов. Возникшее многообразие ночных истребителей состояло из модификаций палубного бомбардировщика Yokosuka D4Y2-S, палубного разведчика Nakajima C6N1-S, скоростных базовых бомбардировщиков Yokosuka P1Y1-S Byakko и P1Y2-S Kyokko, истребителя и дальнего разведчика Nakajima J1N1-S Gekko.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

схемы S1A

Первые успехи Nakajima J1N1-S Gekko в роли ночного истребителя заставили воздушный штаб флота сформулировать в конце 1943 года спецификацию 18-Shi Hei (18-Shi Type C) на новый ночной истребитель, способный бороться с летавшими на большой высоте бомбардировщиками B-29. Условия спецификации требовали максимальной скорости 685 км/ч на высоте 9000 м, времени набора высоты 6000 метров над уровнем моря за 8 минут, продолжительности полета в 5 часов, вооружения, состоящего из не менее двух 30-мм пушек и радиолокационного оборудования. Разработку проекта взяла на себя Аичи, которая в отличие от других авиакомпаний в это время не была загружена более срочными заказами.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

схемы S1A

Проект Аичи, получивший заводское обозначение АМ-25, в авиации ВМФ значился как "моpской экспеpиментальный ночной истpебитель 18-Shi Hei (Type C) Denko" (電光 — молния, луч света) или коротко S1A1 и был большим двухмоторным свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции, у которого лишь рулевые поверхности были обтянуты полотном. Свободнонесущее хвостовое оперение классической конструкции. Самолет получил ряд передовых технических решений, включая зависающие закрылки и воздушные тормоза на фюзеляже и крыле, что позволяло бы Denko быстро сблизиться с целью, а затем резко сбросить скорость, чтобы не проскочить вперед.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

конструкция крыла S1A

Экипаж состоял из двух человек с пилотом, сидевшим в передней кабине закрытой фонарем с мощным переплетом, а оператор РЛС-стрелок располагался в фюзеляже за крылом между кабиной и дистанционно правляемой орудийной турелью. Его кабина была прикрыта сверху небольшим шаровидным куполом и была оснащена боковыми окнами.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

компоновка фюзеляжа S1A

Сильное стрелковое вооружение самолета состояло из четырех пушек (двух 30-мм Type 5* и двух 20-мм Type 99 model 2), расположенных в передней части фюзеляжа и еще двух дополнительных 20-мм пушек Type 99 model 2 в дистанционно-управляемой турели. Две 20-мм пушки в передней части фюзеляжа монтировались на подвижном станке и могли наводиться вверх под углом до 30° к горизонтали, что позволяло обстреливать вышелетящие самолеты. Пушки расположенные в турели использовались не для обороны, а для уничтожения вражеских бомбардировщиков, летящих на на большей высоте. В отличие от применявшихся в предыдущих конструкциях ночных истребителей жестко закрепленных под определенным углом пушек, турель помимо поворота обепечивала подъем орудий, тем самым значительно повышая шансы на уничтожение бомбардировщиков противника. Помимо этого под фюзеляжем самолет мог нести два бомбы общей массой 250 кг или четыре 60-кг фосфорные бомбы. Также самолет мог нести сбрасываемые топливные баки.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

компоновка вооружения S1A

В качестве силовой установки на Denko стояли два двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Nakajima NK9K-S Homare 22, приводивших в движение четырехлопастные металлические винты с постоянной скоростью вращения и имевших недостаточную высотность. Максимальная скоpость пpи этих двух 2000-сильных двигателях, на которых наставило флотское руководство, пеpвоначально оценивалась в 620км/ч, но позже по меpе pоста взлетного веса эта цифpа упала до 580км/ч. В компании Аичи надеялись, что пpи использовании двигателей Hакадзима NК9К-L Хомаpе-24 с туpбонагнетателями скоpость сеpийных самолетов составит 670км/ч.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

мотогондола S1A

Штаб авиации военно-морского флота заказал постройку двух прототипов, однако до окончания войны ни один самолет этого типа так и не поднялся в воздух. Пеpвый опытный обpазец был готов только на 70%, когда он был pазpушен во вpемя налета амеpиканских бомбаpдиpовщиков, а втоpой самолет эта судьба постигла пpи готовности 90%.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

 S1A1 Denko был первым и единственным построенным с нуля ночным истребителем авиации ВМС Японии. Трудно оценить его возможную эффективность в борьбе с американскими бомбардировщиками, поскольку ни один из прототипов не летал, а двигатели, предложенные для проекта не обеспечивали ожидаемых от самолета характеристик. Не известно также, как инженеры компании Айчи решили проблему дистанционного управления башни — предыдущие попытки такого рода систем, выполненных на прототип истребителя J1N1 оказались неудачными.

 Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония

предположительный вариант окраски S1A
ЛТХ: Опытный тяжелый двухмоторный ночной истребитель 愛知 S1A 電光 (Aichi S1A Denko). Япония  
Модификация   S1A1
Размах крыла, м   17.50
Длина, м   15.10
Высота, м   4.61
Площадь крыла, м²   47.00
Масса, кг  
  пустого самолета   7320
  нормальная взлетная   10180
  максимальная взлетная   11510
Тип двигателя   2 ПД Nakajima NК9К-S Homare-22
Мощность, л.с.   2 × 2000
Максимальная скорость , км/ч   580
Крейсерская скорость , км/ч   440
Перегоночная дальность, км   2500
Практическая дальность, км   1670
Скороподъемность, м/мин   610
Практический потолок, м   12000
Экипаж   2
Вооружение:   две* 30-мм пушки "тип 5" и две 20-мм пушки "тип 99 модель 2" впеpед и две 20-мм пушки "тип 99 модель 2" в веpхней башне

* — относительно вооружения S1A1 существуют расхождения. В ряде источников и на приведенных схемах указывается наличие на истребителе не двух, а одной установленной на строительной оси фюзеляжа 30-мм пушки Type 5

источники:

  • http://www.airwar.ru/enc/fww2/s1a.html
  • Мировая авиация №16
  • http://menstream.pl/lotnictwo/aichi/aichi;s1a;denko,1079.html
  • http://pro-samolet.ru/samolet-japan/samoleti-imperatorskogo-flota/80-notschnie-istrebiteli/328-japan-istrebitel-aichi-s1a-denko 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account