Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

1

В конце 1930-х годов командование авиации императорского военно-морского флота Японии пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, способный решать задачи стратегического характера. Первая попытка создать самолет такого типа привела к появлению бомбардировщика Nakajima G5N Shinzan, но машина оказалась неудачной, и Кайгун Коку Хомбу на какое-то время вернулся к концепции двухмоторного бомбардировщика. 

Совершенствуя этот тип самолета, флот выдал задания 16-Shi и 17-Shi, требовавшие создания бомбардировщиков со скоростью полета 590 км/ч и дальностью 7400 км, призванных заменить Mitsubishi G4M. Появившиеся по этим заданиям проекты морского экспериментального бомбардировщика 16-Shi Mitsubishi G7M1 и морского экспериментального бомбардировщика 17-Shi Kawanishi K-100 (G9K1) представляли собой двухмоторные самолеты, но по мнению флота они не обеспечивали выполнения высоких требований задания.

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

схемы бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan

Однако к концу 1943 года после анализа предварительных проектов и расчетных параметров и разработчикам, и заказчику стало ясно, что двухмоторный самолет не в состоянии удовлетворить данные требования. Такой вывод был прогнозируемым, поэтому, не дожидаясь закрытия программ G7M1 и G9K1, еще в феврале 1943 года воздушный штаб флота передал фирме Накадзима предварительные конструктивные требования 18-Shi на четырехмоторный бомбардировщик дальнего действия К этому командование флота подтолкнули также поступавшие с фронтов донесения о высокой эффективности американских четырехмоторных бомбардировщиков В-29 и В-24.

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

элементы конструкции фюзеляжа и крыла бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan

В результате флот в феврале 1943 г предложил Hакадзиме спроектировать четырехмоторный бомбардировщик морской экспериментальный тип 18-Shi. В окончательном виде задание на разработку нового бомбардировщика, получившего обозначение G8N1 Renzan (連山 — горная гряда), было оформлено 14 сентября 1943 года. Оно предусматривало создание обладающей мощным оборонительным вооружением с круговым обстрелом и хорошо защищенной машины, которая развивала бы максимальную скорость 592 км/ч, поднималась бы на высоту 8000 м 20 минут, обладала бы дальностью полета с полной бомбовой нагрузкой в 4000 кг 3700 км и 7400 км без бомб.

 

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). ЯпонияОпытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

элементы конструкции крыла и силовой установки бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan

Для выполнения этих требований Hакадзима избрала схему среднеплана с крылом, имевшим ламинарный профиль и большое удлинение при сравнительно малой площади. Двигатели были выбраны 2000-сильные Nakajima NK9K-L Homare 24 с турбонагнетателями Хитачи 92 оснащенные вентилятором для принудительного охлаждения.

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

компоновка носовой части бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan

Оборонительное вооружение должно было состоять из оснащенных парами 20-мм пушек Type 99 верхней, нижней и хвостовой башен с механизированным наведением, также носовой турели с двумя 13-мм пулеметами Type 2 и по одному 13-мм пулемету Type 2 в бортовых окнах. 

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

схемы секторов обстрела бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan

Конструкция самолета была упрощена для облегчения серийного производства. Планировалось при успехе разработки выпустить до сентября 1945 г 48 G8N1, включая 16 опытных и предсерийных машин. Но на практике все свелось к постройке еще трех прототипов, которые были завершены в октябре 1944 и частично марте и июне 1945 года. Такая задержка была вызвана постоянными налетами американской авиации, дефицитом легких сплавов.

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan

Первый опытный самолет был готов в октябре 1944 г и впервые облетан 23 числа того же месяца. Hесмотря на некоторые проблемы с турбонагнетателями, летные испытания проходили хорошо, хотя и прерывались налетами авиации союзников. Так, третий опытный G8N1 был уничтожен после налета палубной авиации США.

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan перед испытательным полетом

Рзко ухудшившаяся стратегическая ситуация Японии вынудила изменить приоритеты и перейти у оборонительной тактике. Теперь уже было не до стратегических бомбардировщиков, и авиационная промышленность была переориентирована на проекты поршневых и реактивных истребителей и ударных самолетов. На бумаге еще оставались планы создания варианта G8N2 Renzan-Kai Model 22 с двигателями Mitsubishi MK.9A мощностью 2000 л.с. для использования в качестве носителей специальных штурмовых самолетов Ohka 43 и от цельностального варианта G8N3. Однако в сложившейся новой обстановке места Renzan-ам уже не было и от их серийного производства пришлось отказаться.

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

Опытный тяжелый бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan (中島 G8N1 連山). Япония

захваченный американцами бомбардировщик Nakajima G8N1 Renzan

После Второй мировой войны четвертый прототип самолета G8N1 Renzan был перевезен в США, где его подвергли тщательным испытаниям. Их результаты удивили американцев. Продемонстрированные японским бомбардировщиком характеристики были гораздо выше, чем у американских "одноклассников" Boeing В-17 Flying Fortress и Consolidated В-24 Liberator и лишь незначительно уступали показателям стратегического бомбардировщика Boeing В-29 Superfortress. Уже после завершения боевых действий союзники присвоили G8N1 кодовое имя "Rita".

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Описание: четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Цельнометаллическая конструкция с покрытыми полотном поверхностями управления

Экипаж: 10 человек

Силовая установка: четыре 18-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения Nakajima NK9K-L Homare 24, развивавших мощность 2000 л.с. на взлете, 1800 л.с. на высоте 8000 метров и вращавших четырехлопастные металлические винты постоянной скорости

Размеры:

размах крыла — 32,54 м 
длина — 22,935 м 
высота — 7,2 м 
площадь крыла — 111 м²

Вес:

пустого — 17 400 кг 
взлетный — 26 800 кг 
максимальный — 32 150 кг
удельная нагрузка на крыло 239,3 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 3,4 кг/л.с.

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 5000 метров 590 км/ч
крейсерская скорость на высоте 4000 метров 390 км/ч 
время подъема на высоту 8000 метров 17,6 мин 
потолок 10200 м 
дальность полета
нормальная 4000 км 
максимальная 7500 км

Вооружение:

стрелковое 6×20-мм пушек Type 99 установленных попарно в верхней, нижней и хвостовой механизированных башнях и 4×12,7 мм пулемета Type 2 — спарка в механизированной носовой башне и по одному в бортовых окнах

бомбовая нагрузка
нормальная — 1000 кг 
максимальная — 4000 кг

ПРИЛОЖЕНИЕ

Испытательный полет опытного бомбардировщика Nakajima G8N1 Renzan

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account