Опытный тяжелый бомбардировщик и экспериментальный самолет Breguet Br 482-02. Франция
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Опытный тяжелый бомбардировщик Breguet Bre 482 B4. Франция»
Содержание:
Предисловие
Во II томе, посвященном самолетам компании Breguet (Les avions Breguet 1920-1940), читатель найдет полную историю проектов и прототипов Br 480-483. В данном III томе мы напомним, что один из двух прототипов Br 482 B4, который в 1940 году находился на этапе строительства, был эвакуирован во Французскую Северную Африку, где после освобождения этих территорий был уничтожен во время немецкого авианалета. Второй прототип был разобран и спрятан на заводе в Биариц-Англет (Biarritz-Anglet) и оставался там в течение всей оккупации. Немцы оставались в полном неведении относительно этой машины!
Сборка самолета и его летные испытания не являются завершением истории семейства Breguet 482 времен после перемирия 1940 года, поскольку она включает в себя два основных направления:
- различные проекты, разработанные на базе существовавшей конструкции, с целью получения пассажирского самолета либо скоростного связного самолета или тяжелого бомбардировщика с учетом опыта операций прошедшей войны;
- разработка передовой базовой конструкции, на основе которой проектированы самолеты, сильно отличавшиеся от первоначального Br 482.
Как уже было сказано, многие проекты того времени были «учебными упражнениями», предпринятыми для «поддержания в тонусе» конструкторского отдела.
Но некоторые из проектов, разработанных на базе первоначального Br 482, были более серьезными, чем просто «упражнения», и привели к созданию прототипов: Br 500 Colmar, который полетел после окончания войны, и Br 1011 Capricorne, который находился на этапе постройки и был уничтожен весной 1944 года во время бомбардировки союзников.
Необходимо, наконец, отметить, что крылья типов Br 890-894 были разработаны на основе крыльев типов Br 482-484 (хотя и были очень упрощенными и потеряли некоторые дополнительные возможности).
Новые надежды на Br 482
После освобождения Франции хранившийся в Англете второй прототип Br 482 был отремонтирован и собран на заводе в Тулузе для проведения летных испытаний. В те годы (1945-46 гг.) были очень серьезные планы начать серийное производство варианта, мощность силовой установки которого была увеличена путем установки двигателей мощностью 1500-1600 л.с.. На тот момент 18-тонный самолет с четырьмя 1500-1600-сильными двигателями был бы одним из самых быстрых тяжелых машин своего времени. Его расчетная максимальная скорость составляла 650-700 км/ч!
В этих условиях было решено на этом Super-Mosquito полностью отказаться от подвижного оборонительного вооружения, оставив лишь пару неподвижных 20-мм пушек в носу и неподвижные пулеметы в хвостовой части фюзеляжа. Одной из интересных особенностей самолета должен был стать бомбоотсек большой длины (5,5 метров) и как следствие способный нести двухтонные бомбы или – в случае применения в составе морской авиации – торпеды.
К сожалению, по финансовым причинам ВВС Франции (l’Armée de l’Air) расформировали подразделения бомбардировщиков и больше не рассматривали закупку самолетов данной категории. Пережившие войну тяжелые бомбардировщики Handley Page Halifax и средние Martin B-26 Marauder были переделаны в транспортные самолеты (несмотря на то, что данные машины вскоре стали использоваться в качестве военно-транспортных, они до 1946-48 годов сохраняли возможность выполнять бомбометание).
Данное действие привело к прекращению французскими авиастроительными компаниями работ над проектами бомбардировщиков. Программа Breguet 482 также была прекращена, однако прототип был собран для того, чтобы стать экспериментальным самолетом: в июле 1947 года машина покинула сборочный цех компании.
Краткое техническое описание Breguet 482-02
Крыло
Крыло Breguet 482-02 было трапециевидным с эллиптическими законцовками. Крыло состояло из трех элементов: пересекавшего фюзеляж центроплана и двух консолей. Основу конструкции центроплана составляли три лонжерона: основной центральный лонжерон, изготовленный из стали, и расположенные спереди и сзади дюралюминиевые лонжероны.
Кессон, образованный передним и центральным лонжеронами, обеспечивал прочность на кручение. Нервюры, стрингеры и гладкая работающая обшивка были изготовлены из легких сплавов. Данная структура крыла сохранилась у Breguet 482-02 с 1940 года без каких-либо изменений за исключением смены законцовок крыла. Это было сделано в 1947 году для того, чтобы еще более уменьшить взлетный вес самолета (с 18 до 14,5 тонн). Одновременно была увеличена мощность силовой установки и серьезно усилены закрылки, элероны и хвостовое оперение.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение Breguet 482-02 двухкилевое и очень походило на оперение двухмоторных штурмовиков/тяжелых истребителей Br 690-700. Горизонтальное оперение соединялось с фюзеляжем на небольшом расстоянии у крайней задней оконечности фюзеляжа. Кили устанавливались на стабилизатор у его законцовок. Рули высоты и направления покрывались полотном и оснащались триммерами.
Фюзеляж
Фюзеляж Breguet 482-02 изготовлен из двух оболочечных элементов, соединенных друг с другом у основного лонжерона крыла. В поперечном сечении фюзеляж представлял собой приплюснутый снизу эллипс, а в виде сбоку напоминал профиль крыла – столь любезная для г-на Ришара (что хорошо заметно на примере Breguet 690). Коробчатые лонжероны, усиливавшие конструкцию фюзеляжа, проходили вдоль всей нижней части и локально вдоль верхней части (обрамление и поддержка лафета пушки, установка которой была запланирована в 1940 году).
Бомбоотсек Breguet 482-02 имел длину 5270 мм и имел увеличенную по высоте часть в районе между центральным и задним лонжеронами центроплана крыла. Кабина экипажа была рассчитана на размещение трех человек (пилота, бортмеханика и радиста) и имела значительную площадь остекления, но, как показано на чертеже, оно было упрощено по сравнению с тем, что ожидалось в 1940 году на серийных самолетах. Следует сказать, что данные упрощения не были присущи исключительно второму прототипу Breguet 482-02 и появились на чертежах проектов в 1940-43 годах. Доступ в кабину осуществлялся через эллиптическую дверь, расположенную в задней части фюзеляжа по левому борту.
Все отверстия, расположенные в запланированных стрелковых позициях (верхняя турель, нижнее подвижное пулеметное вооружение и т.д.), были заделаны. Самолет также был лишен бомбардировочного оборудования и фактически являлся летающей лабораторией. На самолет были установлены ряд приборов и некоторое оборудование немецкого производства.
Силовая установка
Силовая установка самолета состояла из четырех 12-цилиндровых V-образных двигателей Hispano-Suiza 12ZT (T – компрессоры Turboméca), вращавших трехлопастные воздушные винты Chauvière диаметром 3,2 метра и оснащавшихся регуляторами Ratier. Радиаторы каждого из двигателей были расположены по обеим их сторонам. В передней кромке были расположены воздухозаборники; горячий воздух выходил через сопла, расположенные в задней кромке крыла. Внутренние гондолы имели бóльшие размеры, чем внешние, и предназначались для размещения основных стоек шасси.
Шасси
Шасси Breguet 482-02 представляли собой адаптацию шасси пассажирского самолета SE 161 Languedoc (SMG-MAP). Каждая из основных опор шасси состояла из двух стоек, оснащенных пневматическими амортизаторами, несших колесо и соединенных между собой осью. Хвостовая стойка оснащена поворотным колесом и также является убирающейся. Пневматические тормоза также ведут свое происхождение из SMG-MAP.
Карьера Breguet 482-02
На Breguet 482-02 стояли двигатели Hispano-Suiza, которые были почти точно такими же, что и сохраненные. В 1945-46 годах, когда еще были планы организации серийного производства, самолет планировалось оснастить двумя группами спаренных двигателей 24Z. Поэтому изначально планировалось завершить разработку этого типа двигателя и испытать его на истребителе D 520, выступавшем в качестве летающей лаборатории (D 520 Z).
Поздние сроки создания данных двигателей и наличие Breguet 482-02 в варианте экспериментального самолета позволили возложить на Br 482 задачи по летным испытаниям отечественных силовых установок.
Именно по этой причине Breguet 482-02 был оснащен четырьмя двигателями Hispano-Suiza 12Z, известными своей недоведенностью, и совершил свой первый полет 27 ноября 1947 года.
С самого начала эти двигатели, несмотря на снижение мощности до 1350 л.с. (вместо первоначально заявленных 1600 л.с.), продемонстрировали ненадежность и необходимость постоянного внимания. После двух полетов 27 и 29 ноября были заменены поршни всех четырех двигателей! В дальнейшем полеты были очень редкими (за 9 месяцев были выполнены 19 полетов) и сопровождались демонтажем, проверкой, экспертизой и расследованием.
С двигателями случались многочисленные инциденты, среди которых были в основном проблемы с давлением и температурой масла. Злые языки утверждали, что самым длинным перелетом, совершенным Breguet 482-02, стал полет
«между аэродромами Тулуза-Бланьяк (Toulouse-Blagnac) и Тулуза-Франказаль (Toulouse-Francazal)».
При этом мы не должны забывать, что полеты для испытаний двигателей являются одними из самых тяжелых задач из числа существующих!
Свой последний – двадцатый – полет Breguet 482-02 совершил, скорее всего, 13 сентября 1950 года. В это время возник вопрос ремоторизации самолета, и в качестве альтернативной силовой установки рассматривались радиальные двигатели воздушного охлаждения Gnôme-Rhône (SNECMA) 14R. С помощью этих двигателей, которые были более безопасными, чем Hispano-Suiza 12Z, самолет можно было бы использовать для летных испытаний.
Было предложено установить на Breguet 482-02 два термореактивных двигателя Leduc. Техническая служба высказалась в поддержку использования данного самолета при разработке прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции г-на Ледюка (Leduc). Последний начал свою блестящую карьеру в компании Breguet, и казалось, что можно было ожидать положительного заключения этих переговоров. Но не тут то было…
Другой проект, в котором Br 482 планировалось использовать в качестве носителя радиоуправляемых ракет, был заброшен после изучения стоимости и осуществимости. Для этой задачи самолет должен был получить оборудование для подвески и сброса ракет, а также контрольную аппаратуру Turck.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet Br 482-02
Назначение: экспериментальный самолет
Статус: прототип
Силовая установка: четыре V-образных 12-цилиндровых двигателя Hispano-Suiza 12 ZT, развивавших на взлете по 1350 л.с.
Размеры:
размах крыла 24,086 м
относительное удлинение крыла 8.4
длина 18,865 м
высота 5,209 м
площадь крыла, включая и участок пересечения фюзеляжа, 64,4 м²
Вес:
пустого 10 450 кг
с полной нагрузкой
• в первом полете 12 861 кг
• максимально допустимый 14 500 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость (расчетная) на высоте 8000 метров 560 км/ч
ПРИЛОЖЕНИЕ
Представленные в 1945 году данные по Br 482 в варианте тяжелого бомбардировщика включали следующее: вес пустого 11 335 кг, общий 18 000 кг (с десятью 200-кг бомбами и 500 кг оборонительного вооружения в виде 20-мм пушки и четырех пулеметов, а также 440 кг боеприпасов)
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)»