Опытный тяжелый бомбардировщик Grahame-White E.IV Ganymede. Великобритания
В 1918 году Министерство авиации выдало спецификацию на очень тяжелый дальний бомбардировщик. Эта спецификация привела к созданию компанией Grahame-White Aviation Co самолета похожего на Bristol Braemar, но которому по разным причинам сложности или несчастливости не удалось привлечь даже академического интереса. Их производители упорно работали над опытными самолетами в основном в надежде вернуть часть своих потерь, понесенных из-за отмены в конце войны контракта, или в попытке сохранить как можно больше своих работников до наступления для авиационной промышленности лучших времен.
Действительно, если бы машины обладали общими дефектами конструкции, то они были бы на счету конструкторов, позволивших базовой конфигурации самолетов быть скомпрометированной вниманием к относительно незначительным элементам в требованиях Министерства авиации. Компания, возможно, сделала ошибку в попытке добиться слишком многого путем необоснованной изобретательности, в то время, когда конструкторский персонал должен был стремиться улучшить и сочетать лучшее из существующих проектных конфигураций.
конструктор самолета Клод Грэхэм-Уайт
Хронологически первым из больших бомбардировщиков был Grahame-White Ganymede — самолет, который изначально планировали оснастить тремя 400-сильными двигателями Liberty 12. Это был четырехстоечный биплан с роговой балансировкой элеронов, два из трех двигателей вращали тянущие винты, установленные в носовых частях двух закрепленных на нижнем крыле балок, третий двигатель, установленный в хвостовой части гондолы, вращал толкающий винт. В гондле размещались пилот и передний стрелок, позднее в ней находился еще и бомбардир. Каждый двигатель был снабжен установленным выше мотора большим прямоугольным радиатором.
Ganymede C3481
Также были введены два средних стрелка — в ошибочном предположении о важности увеличения огневой мощь при защите заднец полусферы, хотя Министерство авиации редко обращало внимание на такую защиту ночных бомбардировщиков. В каждой из балок позади крыла располагались по одному стрелку, снабженному кольцевой установкой Скраффа. Бипланное хвостовое оперение отличалось наличием трех килей и рулей направления; наружные поверхности располагались на задней части каждой балки. Большие треугольные кили были расширены к передним оконечностям, рули направления крепились с помощью шарниров. Хвостовые стабилизаторы крепились в задней части балок — один ниже балок, другой на несколько дюймов выше верхних частей килей. Рули высоты имели роговую балансировку и крепились с помощью шарниров. Каждая балка оснащалась пружинным хвостовым костылем.
Ganymede C3481
Неопределенность в поставках двигателей Liberty в конце лета 1918 года привела к решению обратиться к варианту с установкой трех 270-сильных двигателей Sunbeam Maori. В результате этого Ganymede получил недостаточную тяговооруженность, с которой самолет вряд ли мог нести бомбовую нагрузку. Двигатели Maori были заключены в капоты квадратного сечения рядом с хорошообтекаемыми контурами больших коков четырехлопастных винтов. Однако общий эффект был омрачен огромными выхлопными патрубками идущими вверх из "гребенки" и направляющими выхлопные газы над верхнее крыло, чтобы они проходили как можно дальше от размещенных в балках стрелков. Ходовая часть состоит из четырех основных колес, размещенных отдельными парами под балками. Каждая из пар имела собственную межколесную ось. колеса крепились к V-образным стойкам, включавшим масляные амортизаторы. Эти стойки, как, глядя на фотографии, можно видеть, были очень короткими, из-за чего пилот вынужден был быть очень осторожным, чтобы во время взлета не поднимать хвост слишком высоко и избежать касания винтами поверхности.
Ganymede C3481
Были заказаны три прототипа этого довольно большого бомбардировщика (C3481 — C3483), но до конца 1918 года был завершен только C3481, который вплоть до начала 1919 года вероятнее всего так и не летал. В любом случае летные испытания начались, и, что было особенно важно, несмотря на отмену в ускоренном порядке производственных контрактов, Клод Грэхэм-Уайт получил все предусмотренные контрактом выплаты, в том числе за второй и третий бомбардировщики Ganymede.
выкатывание самолета Ganymede C3481 на стартовую позицию в Хендоне в начале 1919 года. Фото подчеркивает размеры выхлопных труб над двигателями, а также хорошо показывает необычную конфигурацию хвостового оперения
К сожалению C3481 в ходе вынужденной посадки получил повреждения, когда своим носом вспахал мягкую землю. Сразу же после этого Министерство авиации уведомило Грэхэм-Уайта, что оно не будет приобретать его Ganymede. В попытке компенсировать некоторые финансовые потери, компания намеревалась изучить вопрос о целесообразности изменения C3481 в качестве коммерческого самолета, для чего планировалось убрать третий двигатель и переделать гондолу в рассчитанную на двенадцать пассажиров застекленную кабину. Оставшиеся моторы Maori были заменены двумя 450-сильными двигателями Napier Lion, после чего 12 сентября 1919 года самолет получил сертификат летной годности с обозначением G-EAMW лишь для того, чтобы спустя двенадцать месяцев погибнуть от пожара.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: трехдвигательный (два тянущих, один толкающий) пятиместный четырехстоечный тяжелый ночной бомбардировщик биплан
Производители: Grahame-White Aviation Co Ltd, Хендон, Лондон NW9
Силовая установка:
- — три 270-сильных двенадцатицилиндровых рядных двигателей водяного охлаждения Sunbeam Maori; два расположены в передней части балок и приводят в движение два тянущих винта, один расположен в задней части центральной гондолы и приводит в движение толкающий винт
- — два 450-сильных двигателя Napier Lion, приводящие в движение два тянущих винта (в коммерческой версии)
Размеры:
размах крыла 89 фт 3 дйм (27,203 м)
длина 49 фт 9 дйм (15,164 м)
высота 16 фт 0 дйм (4,877 м)
площадь крыло 1660 фт² (154,219 м²)
Вес:
конструкции 11500 фнт (5216,4 кг)
общий полетный 16000 фнт (6804 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость
на уровне моря 105 миль/ч (168,945 км/ч)
на высоте 10000 фт (3048 м) 93 миль/ч (149,637 км/ч)
продолжительность полета 9 часов
Вооружение: три 0,303" (7,7-мм) пулемета Lewis в кольцевых установках Скраффа (один в носовой части центральной гондолы и по одному в хвостовых балках); сведения о бомбовой нагрузки отсутствуют
Прототип: C3481, первый полет в конце 1918 или в начале 1919 года. Два других — C3482 и C3983 — были заказаны, но отменены. Не производились
источник: Francis К Mason "The British Bomber since 1914"