Опытный турельный истребитель Hawker Hotspur. Великобритания

2

Чтобы узнать родословную турельных истребителей, нам необходимо будет вернуться в 1930 год, когда Министерство авиации и Королевские ВВС решили вновь ввести в номенклатуру типов двухместные истребители. В качестве основы был взят обладавший высокими летными характеристиками легкий бомбардировщик Hawker Hart, построенный по тогдашней технологии компании (металлический силовой набор и полотняная обшивка). Спецификация 15/30 требовала преобразования Hart-а в двухместный истребитель, который позднее получил наименование Demon. На машины последних серий была установлена оснащенная гидравлическим приводом турель конструкции компании Frazer-Nash с шарнирным козырьком, защищавшим стрелка от порывов ветра. В эксплуатации двухместные истребители Demon находились до 1939 года.

Опыт применения двухместных истребителей был оценен очень высоко, и Министерство авиации и Королевские ВВС не только не захотели избавиться от самолетов данного типа, но даже в 1935 году задумались об его преемнике. В этом году была выпущена спецификация F.9/35, требовавшая создания современного цельнометаллического двухместного истребителя с летными характеристиками как у одноместных машин и с вооружением из четырех пулеметов, установленных в расположенной за кабиной пилота вращающейся турели. Согласно требованиям спецификации турель должна была иметь силовой привод для полного или частичного управления перемещением турели и ее вооружения.

В конкурсе спецификации F.9/35 приняли участие два компании: Boulton-Paul и Hawker. Результатом работ первой стал запущенный в серийное производство истребитель Boulton-Paul P.82 Defiant. Хотя основные силы компании Hawker были брошены на разработку и производство одноместного истребителя Hurricane, ее руководство и конструкторское бюро не медлили. Работа облегчалась тем, что в прошлом году компания получила заказ на создание легкого бомбардировщика в соответствии с требованиями спецификации P.4/34. В результате компанией Hawker был создан легкий бомбардировщик Hanley, в котором был использован ряд элементов конструкции истребителя Hurricane (в том числе и крыло). Хотя эстетичный и мощный Hawker Henley по своим боевым характеристикам превосходил фаворита конкурса спецификации P.4/34 легкий бомбардировщик Fairey Battle, никогда не стал боевой машиной и выполнял функции буксировщика мишеней.

Тем не менее, легкий бомбардировщик Hawker Henley послужил основой для создания самолета нового типа – Hotspur (сорвиголова): двухместного турельного истребителя, отвечавшего требованиям спецификации F.9/35. До кабины пилота фюзеляж оставался практически без изменений. Задняя часть фонаря кабины пилота была укорочена и скошена назад, чтобы освободить место для свободновращающейся турели, вооруженной четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning и оснащенной силовым приводом для частичного управления перемещением турели. Турель была разработана компанией Boulton-Paul, но на Hotspur она никогда не устанавливалась. Вместо нее в прототипе размещался деревянный невооруженный макет.

схемы турельного истребителя Hawker Hotspur

схемы турельного истребителя Hawker Hotspur

Крыло, консоли которого были взяты от истребителя Hurricane, были лишены вооружения – комплекта из восьми 7,7-мм пулеметов. В отличие от конкурента из компании Boulton-Paul опытный двухместный истребитель Hawker Hotspur был вооружен синхронизированным 7,7-мм пулеметом Vickers, размещенным на левой стороне носовой части фюзеляжа. Первоначально силовая установка состояла из двенадцатицилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin E, замененного затем на 1025-сильный (753 кВт) двигатель Rolls-Royce Merlin II. В носовой части фюзеляжа под двигателем – также как и у чехословацкого истребителя Avia B-35 – был размещен большой радиатор. Поскольку пулеметная турель увеличивала площадь поперечного сечения фюзеляжа и крыла, то пропорционально была увеличена площадь вертикального оперения.

Для постройки прототипа, получившего военный номер K8309, Министерство авиации выпустило спецификацию 17/36. Сборка машины выполнялась в экспериментальном цеху компании, расположенном в Канбери (Canbury), Кингстон-апон-Темз (Kingston-upon-Thames). Серийное производство планировалось начать на расположенном в Манчестере заводе компании A. V. Roe & Co. Ltd.

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели

Однако поскольку основной объем работ компании Hawker, входившей в консорциум Hawker Siddeley Group, был сосредоточен на одноместном истребителе Hurricane, то программа создания турельного истребителя Hawker Hotspur шла с отставанием от графика. Первый полет под управлением летчика-испытателя П. Дж. Лукаса (P. G. Lucas) состоялся лишь 14 июня 1938 года, тогда как первый прототип его конкурента Boulton-Paul Defiant (военный номер K8310) впервые взлетел 11 августа 1937 года.

Программа летных испытаний была значительно сокращена; вооружение на прототипе не предусматривалось, и самолет летал с соответствующей нагрузкой. Министерство авиации и Королевские ВВС единодушно приняли решение в пользу Boulton-Paul Defiant, хотя Hawker Hotspur с теми же двигателем и вооружением был быстрее своего конкурента на 32 км/ч.

Это решение привело компании Hawker к приостановке программы Hotspur. Единственный построенный прототип был передан Королевскому авиационному НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE). Самолет был приписан к базам в Бругландсе и Фарнборо и в основном использовался для испытания закрылков и аэродинамических тормозов различных типов. Для всего этого в турели не было никакой необходимости. Вместо нее была установлена аэродинамически облагороженная кабина второго члена экипажа, сидевшего лицом вперед по направлению полета. Большие входные двери в кабину второго члена экипажа остались нетронутыми. В качестве экспериментального самолета Hawker Hotspur эксплуатировался до 1942 года.

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с установленной вместо пулеметной турели кабиной второго члена экипажа

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с установленной вместо пулеметной турели кабиной второго члена экипажа

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с установленной вместо пулеметной турели кабиной второго члена экипажа

опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с установленной вместо пулеметной турели кабиной второго члена экипажа

Hawker Hotspur не смог показать своих боевых качеств, однако следует сказать, что принявшие участие в боевых действиях двухместные турельные истребители (Boulton-Paul Defiant) оказались не очень успешными в сражениях с современными одноместными истребителями.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРСТИКИ

Тип: Hawker Hotspur

Назначение: турельный истребитель

Компания-производитель: Hawker Aircraft Ltd., Кингстон-апон-Темз, графство Суррей

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один двенадцатицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin II, развивавший мощность 1025 л.с.

Размеры:

размах крыла 14,46 м
длина 10,91 м
высота 4,32 м
площадь крыла 31,81 м²

Вес:

пустого 2635 кг
взлетный 3475 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4800 метров 508 км/ч
время набора высоты 4750 метров 10,5 мин
практический потолок 8460 м
дальность полета 860 км

источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «HAWKER HOTSPUR» «L+K» 12/98

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account