Опытный почтовый самолет Air Couzinet 10. Франция
10 августа 1937 года прототип двухмоторного почтового самолета Air Couzinet 10 взлетел с аэродрома Бордо и взял курс на окруженный цепью взлетно-посадочных полос Этамп. Экипаж самолета составляли один из опытнейших пилотов того времени Андре Дюбурдьё (André Dubourdieux; он вменил пропавшего без вести Жана Мермоза), радиста Жана Макена (Jean Macaigne), механика Кавайеса (Cavaillès), а также конструктора Рене Кузина, под руководством которого и был создана эта машина. Экипаж компании Couzinet был представлен авиакомпанией Air France для участия в гонке Истр – Дамаск – Париж, которая должна была состояться через несколько дней.
Времени было очень мало, и чтобы не терять его, экипаж в этот день совместил перелет в Этамп с летными испытаниями и был очень внимателен к реакциям летательного аппарата. Неожиданно начались сильные вибрации, вводящие самолет в тяжелый и опасный тангаж. Штурвальная колонка в руках Дюбурдьё стала плясать как сумасшедшая. Посадка была необходима, и пилот проявил все свое мастерство, удачно приземлившись на свекольное поле. Посадка была совершена в девятистах метрах от Понтлевуа (Pont-Levoy), департамент Луар и Шер (Турень).
Причина неисправности была обнаружена довольно быстро. Ей стал обрыв тяги флеттнера руля высоты, приведший к неуправляемости самолета по тангажу. Судьба в очередной раз спасла Рене Кузина, до этого неоднократно попадавшего в схожие переделки. Следует сделать небольшое отступление и сказать, что судьба неоднократно испытывала этого мужественного человека, и, в конце концов, сломала его; 16 декабря 1956 года он покончил с собой.
Что касается прототипа Air Couzinet 10, то за несколько дней до инцидента в небе неподалеку от Этампа, он совершил свой первый полет. Это произошло 3 августа 1937 года. За штурвалом сидел шеф-пилот Дюбурдьё, его сопровождали механик Кавайес и Рене Кузин, который был ответственным за этот первый полет. В те годы было общим правилом, когда создатель самолета вместе с летчиком разделяет риск первого полета своей машины.
Вынужденная посадка окончательно положила конец возможному участию этого двухмоторного самолета в гонке Истр – Дамаск – Париж, победу в которой одержали итальянцы на Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero за счет хорошо продуманной и системной подготовки экипажей и самолетов.
Прототип почтового самолета Air Couzinet 10 был разработан и создан Рене Кузином спустя небольшое время после знаменитого «L'Arc-en-ciel» (радуга). Постройка этого элегантного двухмоторного самолета была начата арсеналом министерства авиации и завершена компанией Société Transocéanic. Общая сборка, доводка и первые испытания Air Couzinet 10 были выполнены в Этампе. Компания Hispano Suiza предоставила два обладавших большой надежностью 680-сильных радиальных двигателя, а авиакомпания Air France – экипаж для проведения испытаний и участия в гонках.
После аварии экипаж был возвращен к полетам на линейных маршрутах, а Air Couzinet 10 был модифицирован по просьбе Дидье Дора (Didier Daurat) – бывшего руководителя полетов Aéropostale; затем Дора возглавлял почтовую авиационную сеть Air Bleu, эксплуатировавшую небольшие Caudron Simoun. Дидье Дора считал, что Air Couzinet 10 будет отличным дополнением к небольшим одномоторным самолетам из-за возможностей его фюзеляжа и летных характеристик, среди которых была довольно высокая крейсерская скорость в 330 км/ч. Затем в целях дальнейшего использования Air Couzinet 10 был ремоторизирован, получив имевший меньший диаметр двухрядные радиальные авиамоторы Hispano Suiza 14 AB 14. В конечном итоге самолет был отправлен в испытательный центр Виллакубле, где в начале Второй Мировой войны был списан.
схема почтового самолета Air Couzinet 10
прототип почтового самолета Air Couzinet 10, который так и не принял участие в гонках Истр – Дамаск – Париж. Обратите внимание, что внутри фюзеляжа позади кабины пилота находились места для радиста и механика
экипаж и конструктор самолета на фоне Air Couzinet 10. Слева направо: Жан Макен, Андре Дюбурдьё, Рене Кузин и Кавайес
Air Couzinet 10 после модернизации в 1938 году
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Air Couzinet 10
Назначение: почтовые самолет
Статус: прототип
Конструкция: цельнодеревянная (силовой набор и обшивка)
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Hispano Suiza 9 V 16 и двухлопастные воздушные винты изменяемого шага Hispano Suiza-Hamilton
Размеры:
размах крыла 18 м
длина 12,60 м
площадь крыла 40 м²
удлинение крыла 8,1
длина салона 4 м
ширина салона 1,50 м
Вес:
пустого 4500 кг
общий 8400 кг
запас топлива 5800 л
удельная нагрузка
на крыло 220 кг/м²
на мощность 6,4 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная крейсерская скорость 350 км/ч
радиус действия 7000 км
источники:
- Robert J. Roux «Air Couzinet 10» «Le Fana de l'Aviation» 1971-09 (025) http://www.airwar.ru/enc/cw1/aircouzinet10.html