Опытный пассажирский гидросамолет Short S-11 Valetta. Великобритания Часть3

1

 

Интересная винтажная статья «Полет на летающей лодке Short S-11 Valetta», которая, думаю, заинтересует коллег.

В пасмурную дождливую погоду лишь немногие (и то из-за полнейшей скуки) смогут выбрать аэродром или станцию гидросамолетов. Возможно второй вариант является более худшим выбором, поскольку нет никакой радости в наблюдении за тем как дождь падает на воду и делает ее еще более влажной. Но когда светит солнце, есть несколько более приятных способов провести время, нежели наблюдать за летающими гидросамолетами. Лишь немногие станции имеют привлекательные окрестности, как расположенная на берегу реки Медуэй гидросамолетная станция компании Short Bros., Ltd..

В среду 24 сентября погода смилостивилась (хотя утро было туманным) и поэтому большая группа людей, отправившаяся в Рочестер, очень повезло: они смогли наблюдать испытательный полет нового поплавкового гидросамолета-моноплана Valetta. Это был действительно восхитительный день. Полное описание гидросамолета Valetta уже было опубликовано в журнале «Flight» в выпуске от 25 июля этого года и поэтому нет необходимости делать это снова. Однако техническое описание не является необходимостью, чтобы показать всю красоту и изящество огромного моноплана, который в это утро отошел от своего причала. Красота в машине – слово, которое трудно поддается определению.

Гидросамолет Valetta несомненно обладает красотой линий, которая, безусловно, чаще достигается монопланами, нежели бипланами. Данный изящный аспект в какой-то степени снимает эффект от его размеров этого самолета и трудно осознать, что смотришь крупнейший, как считается, гидросамолет в мире.

Опытный пассажирский гидросамолет Short S-11 Valetta. Великобритания Часть3


У ПРИЧАЛА. Гидросамолет Short Valetta (три двигателя Bristol Jupiter) на реке Медуэй на пределами расположенного в Рочестере завода компании Short Brothers; обратите внимание на вспомогательный руль направления (снимок журнала «Flight») 

Гидросамолет Valetta может вместить в себе 16 пассажиров, но в среду для выполнения испытательного полета их количество было ограничено двенадцатью; экипаж состоял из трех человек. Поплавки сами по себе являются замечательной вещью, так как по своей длине они такие же, как участвующие в гонках Оксфорд-Кембридж распашные восьмерки, но с бесконечно большим водоизмещением, чем у лодок академической гребли! Один из членов экипажа поднялся на правый поплавок с такой уверенностью, словно он находится на борту парохода, курсировавшего через Ла-Манш, но с гораздо меньшими приступами дурноты. Обтекатель стойки левого поплавка был открыт, чтобы раскрыть ряд ступеней, ведущих вверх в фюзеляж – я чуть не написал корпус (имеется в виду корпус летающей лодки), – и сброшенный вниз канат был использован в качестве поручня. Был спокойный день, но с небольшим ветром, который хотя и дул поперек реки, поплавки, тем не менее, не обращали ни малейшего внимания на рябь на водной поверхности. Мы карабкались в фюзеляж и с интересом смотрели на интерьер.

Опытный пассажирский гидросамолет Short S-11 Valetta. Великобритания Часть3
SHORT VALETTA. Попасть в пассажирский салон можно с помощью ступенек, расположенных в обтекателе передней левой стойки поплавкового шасси (снимок журнала «Flight»)

Мы уже были внутри летающей лодки Calcutta и можно сказать, что размеры и общая компоновка были весьма схожи. Сиденья, обитые серым вельветом, установлены по три в ряд: два с правой стороны и один с левой с проходом между ними. Места внутри самолета было достаточно и для надевшего шляпу человека с ростом в шесть футов. Шляпа была быстро помещена на багажную полку, и мы расположились в роскошных комфортабельных сиденьях. В задней части пассажирского салона было достаточно места для багажа. Перед салоном расположена радиорубка с невообразимым количеством проводов и приборов. Расположенная в носовой части двухместная кабина пилотов выглядит просторной и удобной. Остекление в кабине пилотов расположено почти по всему периметру и это должно быть необычайно приятное место, чтобы провести в нем солнечный день. Люк в верхней части кабины может быть открыт, если пилоты хотели получить глоток свежего воздуха. Передний обзор редко получают пассажиры поездов и самолетов, но я прекрасно помню, как я наслаждался временем, когда, несмотря на порывы ветра, мне разрешили находиться в кабине первой летающей лодки Calcutta – старой доброй VG – во время ее первого испытательного полета.

Ланкастер Паркер (Lankester Parker) занял свое место и два подкрыльевых двигателя Jupiter были запущены. Когда самолет отошел от причала, и когда гидросамолет стал медленно выруливать вперед, центральный двигатель Jupiter был включен. Пока двигатели разогревались, гидросамолет под управлением Паркера выполнил несколько оборотов. Было удивительно наблюдать насколько малы круги, которые наворачивал самолет со столь широкой колеей шасси. Гидросамолет исключительно маневрен на воде. Когда двигатели достаточно прогрелись, самолет развернулся и направился в наиболее выгодном направлении; ветер дул поперек реки, а сами двигатели были открыты. Я не смог определить время взлета – разбег гидросамолета настолько плавно проходил, что я, несмотря на то, что в тот момент смотрел на часы, не смог определить время отрыва. Но я заметил и был глубоко впечатлен, насколько чисты были поплавки во время гидропланирования. Четырехлопастных винтов было достаточно для создания большого количества брызг, но разбрызгивания не было вообще. Носовая волна каждого из поплавков плавно текла прочь без какой-либо тенденции к подбрасыванию над машиной.

Затем мы начали подниматься и смогли рассмотреть контуры одной из самых интересных частей Кента. Река Медуэй проходила между двух меловых массивов Сент-Даунса и представляет собой замечательное и, как я полагаю, уникальное зрелище среди пейзажей Англии. Но чтобы получить должный эффект надо лететь над ней. В тот же день видимость была необыкновенно хорошей. Паркер отвернул от Медуэя и пролетел через мост (знакомое раздражение автомобилиста), над Рочестером и доками и на открытым устьем Темзы. Высотомер в салоне был поврежден и я не мог определить, на какой высоте летела наша машина. Мне казалось, что самолет летел чрезвычайно низко, но затем я узнал, что мы набрали 2000 футов (610 м). Паркер говорит, что из-за огромных размеров машины у него самого возникло схожее чувство и поначалу он испытывал опасения при полете над городом, постоянно ожидая удара.

Илистые участки и вязкая глина на каждом берегу Медуэя, равно как и ветры, дувшие над расположенными у устья Темзы островами Шеппи и Грейн, были еще одной экстраординарной особенностью английского пейзажа, которая никогда не сможет быть правильно понята и оценена кроме как с воздуха. Дюжины полей были залиты водой и лишь границы отмелей показывались над водными потоками. Один пустынный дом, отдаленный от какой-либо суши, стоял в центре этой водной глади со скрытым под водой первым этажом. Кто бы мог подумать о постройке здания в этом месте, и каково людям жить в этом жутком месте! Мы были рады, узнав, что этот дом уже не является жилым, хотя кто-то, кому пришлось покидать это здание, возможно, жалел об утраченном доме. Те, кто проживает на болотах, довольно странные люди, хотя для них настоящим курьезом были мы, летевшие на гидросамолете.

Опытный пассажирский гидросамолет Short S-11 Valetta. Великобритания Часть3

Когда мы развернулись и стали возвращаться к построившему гидросамолет заводу, Паркер отклонил нос самолета вниз, совершил пикирование и очень быстро прошел мимо ожидавших гидросамолет Valetta фотографов. Стрелка индикатора воздушной скорости дошла до 120 (193 км/ч), хотя двигатели машины, конечно, не работали на полную мощность. Мы заметили, что набор высоты был хорошим и плавным. Пикирование и проход перед фотографами были выполнены с другой стороны; затем было произведено еще одно фотографирование над Рочестером и развернулся. С сожалением мы поняли, что Паркер собирается приземлиться. Все хорошее рано или поздно заканчивается. Мы были в воздухе около двадцати минут, но сколько всего мы увидели за это время! Слишком часто вид с воздуха выявляет унылую однообразность земных пейзажей. И с другой стороны, то, что на земле было, вероятно, уныло и непривлекательно, в воздухе выглядело захватывающе. И вода также в любой день с хорошей погодой становится самым прекрасным, что можно увидеть с высоты.

Паркер является мастером выполнения посадок на морских самолетах будь то летающие лодки или машины на поплавках, и данная посадка не могла быть выполнена кем-либо еще лучше. Поплавки просто скользнули в воду без малейшего намека на вибрации, пробежал некоторое время на реданах, после чего опустился и остановился. Когда мы покинули самолет, мы заметили, что в пассажирском салоне мы могли говорить без значительных усилий и не почувствовали практически никаких вибраций или других неприятных ощущений. Гидросамолет Valetta может получить самые высокие оценки с точки зрения пассажиров.

Опытный пассажирский гидросамолет Short S-11 Valetta. Великобритания Часть3
ПОПЕРЕЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. Поплавки гидросамолета Valetta поставлены широко и должны сделать машину очень устойчивой на достаточно спокойной воде (снимок журнала «Flight»)

Еще предстоит выяснить, какое место будут занимать поплавковые гидросамолеты в коммерческих перевозках. Вряд ли он будет столь же мореходным как летающая лодка Calcutta, однако скорость и общие летные характеристики в сочетании с комфортом должны были дать ему будущее на участках дальних воздушных трасс, которые следуют над крупными реками или озерами. Мы, конечно, будем с живейшим интересом следить за будущим этого самолета.

Подобно тому, как солнце склонялось к закату, первая из трех летающих лодок Calcutta, заказанных для Королевских ВВС, совершила свой первый испытательный полет и показала, что самолеты данного типа доказали свои качества. Данные летающие лодки предназначены для расквартированной в Басре 203-й эскадрильи (No. 203 [F.B.]).

источник: F. A. de V. R. «A FLIGHT IN THE SHORT «VALETTA»» «FLIGHT», October 3, 1930

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account