Опытный пассажирский гидросамолет CANT Z-511A. Италия

12
Опытный пассажирский гидросамолет CANT Z-511A. Италия

Опытный пассажирский гидросамолет CANT Z-511A. Италия

Поплавковый гидросамолет CANT Z-511A не был боевым самолетом, но часть его биографии пришлась на Вторую Мировую войну, и потому эта машина имеет право стать героем рубрики «Letadla 39-45» журнала «L+K». Следует отметить, что на тот момент это был самый крупный поплавковый гидросамолет в мире.

Пассажирский поплавковый гидросамолет Z-511 был шедевром инженера Филиппо Цаппата – главного конструктора итальянской компании Cantieri Riuniti dell’Adriatico (CRDA), Монфальконе, регион Фриули-Венеция-Джулия, провинция Гориция. Компания CRDA была известна по своей прежней аббревиатуре CANT (Cantiere Navale Triestino). Предварительный проект гидросамолета был создан в 1937 году, когда итальянская авиакомпания Ala Littoria готовилась к экспансии на рынке авиационных услуг: обеспечения участия Италии в перевозке почты через южную часть Атлантического океана. Итальянцы стремились не только доставлять почту и грузы, но и перевозить пассажиров.

Проект Z-511 представлял собой большой четырехмоторный низкоплан прогрессивной конструкции, который по своим размерам несколько превосходил средние машины своего времени. Самолет устанавливался на два больших цельнометаллических поплавка, соединявшихся с фюзеляжем и крылом простыми стойками. При выполнении трансатлантических перелетов самолет должен был перевозить 16 пассажиров, для полетов на маршрутах меньшей дальности – 48 человек, для размещения которых предусматривались четыре пассажирских салона. В качестве силовой установки планировалось использовать 18-цилиндровые радиальные двигатели воздушного охлаждения Alfa Romeo 135 с постоянной крейсерской мощностью 1350 л.с. (992 кВт).

В сентябре 1938 года руководство авиакомпании Ala Littoria объявило, что заказывает три экземпляра гидросамолета Z-511A (A – Atlantico) в варианте самолета для полетов большой дальности и что первый полет ожидается 31 октября 1939 года. Также велись разговоры о шести серийных самолетах. В то время в отношении Z-511A преобладал оптимизм, но судьба не благоприятствовала машине. Решающая задержка произошла из-за того, что компания Alfa Romeo не смогла поставить обещанные двигатели и отложил их производство до 1943 года. Поскольку другие итальянские двигатели подобной мощности пока еще отсутствовали, то в декабре 1939 года было принято решение купить американские двигатели Wright R-2600-A2B, но по экономическим соображениям это оказалось невозможным. Только весной 1940 года выбор пал на двухрядные радиальные двигатели Piaggio P-XII RC-35. Хотя эти моторы имели специфические военные рабочие характеристики и ресурс, данные двигатели развивали приличную мощность: на взлете 1500 л.с. (1100 кВт) и 1350 л.с. (992 кВт) на высоте 3000 метров.

Первый полет Z-511A состоялся в Монфальконе в сентябре 1940 года, во время которого и в ходе дельнейших испытаний были подтверждены высокие летные характеристик и и отличные характеристики управляемости. Испытания были прерваны в апреле 1941 года, поскольку обе фашистские державы вторглись в Югославию, и возникла опасность воздушного нападения Монфальконе. Испытания проводились в Градо (Grado), провинция Гориция, регион Фриули-Венеция-Джулия, но затем летом машина была возвращена в Монфальконе; большая часть военных испытаний проходила в Винья-ди-Валле на озере Браччано под Римом. Машина показала отличную устойчивость даже в открытом море с высотой волн 1,5 метра; после того как ширина поплавков была увеличена, устойчивость в неспокойном море возросла еще больше. К техническим особенностям Z-511A относилось крыло с одним главным лонжероном. В передней кромке крыла был проход, через который механик мог проползти к двигателям силовой установки и к покрытым обтекателями стойкам и поплавкам. Также находились небольшие хранилища запасных частей и здесь же можно было изнутри проверить техническое состояние поплавков.

Z-511A, несомненно, был очень удачным самолетом, но возник вопрос: что с ним делать дальше. О гражданском применении речь уже не шла, хотя этот вопрос также рассматривался. В 1942 году возникла идея совершить «антиамериканский» пропагандистский полет из Италии через Португалию в Аргентину. Однако от этого полета отказались, равно как и от полета по маршруту Рим – Токио. Грузоподъемность машины также предлагала некоторые нетрадиционные варианты ее использования. Ходили разговоры о планах атаковать расположенные далеко от Италии базы флота союзников 533-мм корабельными торпедами (итальянская авиация использовала 450-мм торпеды). Также планировалось нанести бомбовые удары по целям в советском черноморском регионе и даже нефтяных объектов в Персидском заливе. Самым экзотическим планом было совершение трансатлантического перелета с бомбардировкой Нью-Йорка. Довольно далеко продвинулась проработка идеи атаковать порт Нью-Йорка и другие порты на восточном побережье Соединенных Штатов или британскую базу в Александрии, Египет, с помощью миниатюрных подводных лодок типа Porcellino, которые Z-511A должен был спускать на воду, приводнившись на соответствующем расстоянии в открытом море. Последний отрезок маршрута гидросамолету предстояло проделать у самой водной поверхности чтобы скрыться от радаров союзников. Все эти фантазии остались нереализованными.

Конец прототипа был характерен для ситуации, которая сложилась в Италии в конце войны. Итальянцы сами потопили его в Винья-Ди-Валле. По мере того как войска союзников продвигались на север, часть военных перевозок проходила через озеро Браччано. Когда баржа с несколькими танками «шерман» приблизилась к затонувшему Z-511A, буксировочный трос был разрезан лопастью винта, и судно затонуло. После войны остатки затонувших танков и гидросамолета были подняты.

Из трех заказанных прототипов второй гидросамолет находился в стадии производства; машина должна была быть оснащена импровизированным стрелковым вооружением, но работы в Монфальконе были прекращены при уровне готовности 80%. В сентябре 1943 года рабочие компании CRDA сами разрушили гидросамолет, чтобы он не попал в руки немцев. Получив лишь обломки машины, немцы отправили их в металлолом.

схема опытного пассажирского гидросамолета CANT Z-511A

схема опытного пассажирского гидросамолета CANT Z-511A

спуск трансатлантического поплавкового гидросамолета CANT Z-511A на воду

спуск трансатлантического поплавкового гидросамолета CANT Z-511A на воду

трансатлантический авиалайнер CANT Z-511A в компании с легким гидросамолетом-разведчиком и бомбардировщиком CANT Z-515A

трансатлантический авиалайнер CANT Z-511A в компании с легким гидросамолетом-разведчиком и бомбардировщиком CANT Z-515A

 CANT Z-511A выполняет взлет

CANT Z-511A выполняет взлет

четырехмоторный поплавковый гидросамолет CANT Z-511A впервые поднялся в воздух будучи полностью окрашенным алюминиевой краской. Позднее верхние и боковые поверхности машины были выкрашены в темно-зеленый цвет, а нижние поверхности – в светло-серый. На крыле опознавательные знаки были нанесены в виде черной окантовки

четырехмоторный поплавковый гидросамолет CANT Z-511A впервые поднялся в воздух будучи полностью окрашенным алюминиевой краской. Позднее верхние и боковые поверхности машины были выкрашены в темно-зеленый цвет, а нижние поверхности – в светло-серый. На крыле опознавательные знаки были нанесены в виде черной окантовки

Более подробная статья про CANT Z-511A:

Трансатлантический лайнер CANT Z.511

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: CANT Z-511A

Назначение: пассажирский самолет

Статус: опытный

Компания-производитель: Cantieri Riuniti dell’Adriatico (CANT- CRDA), Монфальконе, регион Фриули-Венеция-Джулия, провинция Гориция

Экипаж: 6 чел.

Силовая установка: 18-цилиндровые радиальные двигатели воздушного охллаждения Piaggio P-XII RC-35, развивавшие на взлете 1500 л.с. (1100 кВт) и 1350 л.с. (992 кВт) на высоте 3000 метров

Размеры:

размах крыла 40,00 м
длина 29,90 м
высота 10,77 м
площадь крыла 195,00 м²

Масса:

пустого самолёта 20692 кг
взлетная 34200 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4250 метров 424 км/ч
крейсерская скорость 360 км/ч
время набора высоты 6000 метров 20 мин
практическая дальность 5100 км
практический потолок 7550 м

источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45. CANT Z-511A» «L+K» 25/83, СТР.991

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account