Опытный палубный истребитель Grumman XF5F-1 Skyrocket. США
«Черный четверг» 24 октября 1929 года принес крах нью-йоркской биржи и дал старт мировому экономическому кризису, бушевавшему до 1933 года. В такой неопределенной ситуации с туманными перспективами будущего бывший летчик морской авиации и позднее конструктор компании Loening Лерой Р. Грумман (Leroy R. Grumman) основал собственную авиастроительную компанию Grumman Aircraft Engineering Corp (Grumman). Первое время положение компании было отчаянным, но Лерой Грумман полагался на свой летный опыт и на новейшие конструктивные элементы. В 1931 году компанией Grumman был представлен первый истребитель-биплан с убирающимися основными стойками шасси XFF-1, и постепенно компания Лероя Груммана стала «генеральным поставщиком» самолетов всех категорий для палубной авиации ВМС США.
Приверженность прогрессивным конструкциям была продемонстрирована в 1935 году, когда техническое бюро управления аэронавтики (Bureau of Aeronautics – BuAer) ВМС США заинтересовалось современными палубными истребителями ярко выраженного ударного типа. Спецификация SD112-14, выпущенная управлением аэронавтики в 1938 году, требовала создания двухмоторного истребителя, поскольку заданных требований скороподъемности нельзя было добиться одномоторными силовыми установками.
Спецификация была разослана значительному числу американских авиастроительных компаний, из которых тринадцать представили эскизные проекты. Управление аэронавтики рассмотрело представленные проекты и выбрало SP-1 компании Grumman. Проект SP-1 представлял собой одноместный низкоплан с коротким фюзеляжем, однокилевым хвостовым оперением и двумя двигателями, установленными как можно ближе друг к другу. После предварительного обсуждения проекта на территории авиабазы ВМС США Анакостия (Naval Air Station Anacostia) он значительно изменился и получил обозначение G-34 или XF5F-1. Создание прототипа и проведение его испытаний были оценены в 261 тысячу долларов; руководителем программы создания истребителя был назначен Дик Хаттон (Dick Hutton).
По окончании этапа проектирования был изготовлен макет истребителя G-34, представлявший собой самолет с очень коротким фюзеляжем, носовая часть которого немного выступала за переднюю кромку крыла, двухкилевым хвостовым оперением и двумя двигателями, законцовки винтов которых были расположены близко друг к другу. В фюзеляже были установлены макет датской 23-мм пушки Madsen и два 7,62-мм пулемета.
В компании Grumman обосновали общую концепцию G-34 как размещение вооружения у осевой линии самолета, обтекание большой площади крыла воздушным потоком от винтов в качестве гарантии большой скороподъемности и двухкилевое оперение для обеспечения устойчивости. Короткий фюзеляж должен был обеспечивать отличный обзор вперед. Обзор в стороны был хуже вследствие установки в крыле двигателей.
Выбор был остановлен между 14-цилиндровыми двухрядными радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp с мощностью 825 л.с. (606 кВт) и девятицилиндровыми 1200-сильными (882 кВт) авиамоторами Wright R-1820-231 (позднее -40) Cyclone. Первый имел меньшие диаметр и поперечное сечение и, как следствие, меньше ограничивал обзор, а второй при большем диаметре развивал более высокую мощность, имел меньшую стоимость, был более простым в обслуживании. В конечном итоге в качестве силовой установки были приняты девятицилиндровые двигатели Cyclone.
Серия испытаний в аэродинамической трубе NACA моделей как оригинального SF-1, так и усовершенствованного G-34 была завершена в марте 1939 года решением уменьшить носовую часть фюзеляжа до передней кромки крыла и увеличить площадь вертикального оперения. К этому времени наличие пушки в вооружении самолета было отменено, и теперь G-34 должен был быть оснащен двумя 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулеметами. Еще одним изменением состава вооружения было размещение в каждой консоли крыла по пять бомбоотсеков на два 2,4 кг бомбы в каждом. В управлении аэронавтики предполагали, что истребители G-34 будут набирать высоту и сбрасывать эти бомбы на соединения ударных самолетов противника. В феврале 1939 года комиссия осмотрела макет G-34 и сделала ряд замечаний, среди которых было улучшение остекления задней части фонаря кабины пилота.
В июне 1938 года управление аэронавтики выдало контракт за №61582 на разработку и постройку прототипа XF5F-1, которому им был присвоен серийный номер BuAer 1442. Несмотря на выдачу контракта, управление аэронавтики продолжало выяснять отношения с руководством компании относительно превышения веса самолета на 340 кг. Увеличение веса самолета было связано с постоянными требованиями по модифицированию и улучшению конструкции, установке дополнительного оборудования и т.д.. Руководство компании Grumman, которому грозили штрафные санкции, согласилось снизить вес. В свою очередь управление аэронавтики выразило готовность терпеть увеличение веса на 90 кг.
В июне 1939 года компания Grumman предложила свою машину авиационному корпусу армии США (United States Army Air Corps – USAAC), командование которого заказало один прототип под обозначением XP-50 (G-46). Этот самолет имел более длинный фюзеляж и оснащенные турбокомпрессорами двигатели R-1820-67. Поскольку у командования армейской авиации XP-50 не являлся первоочередной программой, то свой первый полет прототип совершил 1 февраля 1941 года. Во время пятнадцатого полета один из турбокомпрессоров взорвался, и летчик был вынужден выпрыгнуть с парашютом. Контракт на сумму 353 828 долларов был отменен и попытки компании Grumman предложить усовершенствованный XP-65 (G-51) были отклонены. Командование армейской авиации остановило свой выбор на XP-49 компании Lockheed.
Но вернемся к XF5F-1. Постройка прототипа палубного истребителя была завершена в марте 1940 года, и 1 апреля он под управлением Р. Э. «Бада» Джиллерса (R. A. «Bud» Gillies) поднялся в воздух. Первая серия летных испытаний состояла из 25 полетов со средней продолжительностью 45 минут; во время этих полетов был обнаружен перегрев двигателей.
В январе 1941 года в пикировании прототип XF5F-1 развил скорость 784 км/ч. Летные характеристики истребителя были удовлетворительными, вход в штопор требовал значительных усилий, пилотажные качества и выполнение фигур высшего пилотажа были безупречными, обзор из кабины пилота был прекрасным, двигатели безупречными, а скороподъемность машины была такой, что прототип XF5F-1 заслужил прозвище Skyrocket (небесная ракета).
В июне 1940 года управление аэронавтики потребовало удаления пулеметов винтовочного калибра и установки на самолет четырех 12,7-мм пулеметов Browning с боезапасом по 400 патронов на ствол. Также в управлении аэронавтики рассматривали возможность установки 20-мм пушки Hispano.
Конструкторы компании Grumman удлинили нос, так, чтобы он немного выступал за переднюю кромку крыла, и по рекомендациям аэродинамиков нью-йоркского университета увеличили длину моторных гондол, выведя их за крыло. В конструкции машины постоянно что-то менялось, и к ноябрю 1942 года прототип XF5F-1 уже мало напоминал первоначальный G-34.
В конечном итоге в компании Grumman потеряли терпение: вес машины неуклонно рос, а надежды на серийное производство становились все более призрачными. В марте 1942 года руководство компании попросило управление аэронавтики закрыть программу; уведомление о закрытии пришло компании Grumman в сентябре.
Прототип палубного истребителя XF5F-1 был передан авиабазе Анакостия для проведения испытаний. Во время нахождения на этой авиабазе машина дважды разбилась в ходе испытаний тормозного гака и затем повредила шасси. После всех этих аварий самолет был восстановлен. Затем прототип XF5F-1 принимал участие в различных программах испытаний, пока в декабре 1944 года не совершил вынужденную посадку на брюхо. К этому времени машина совершила 211 полетов, налетав в общей сложности 156 часов. Сильно поврежденную машину не стали восстанавливать и использовали для тренировок наземного персонала по эвакуации летчиков из потерпевших аварию самолетов.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [1]
Тип: Grumman XF5F-1 Skyrocket
Назначение: палубный истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Grumman Aircraft Engineering Corporation, Бетпейдж (Bethpage), Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-231 (позднее -40) Cyclone, развивавших по 1200 л.с. и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 12,81 м
длина 8,82 м
высота 3,66 м
площадь крыла 28,19 м²
Вес:
пустого 3628 кг
стандартный взлетный 4550 кг
перегрузочный 4940 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
у земли 502 км/ч
на высоте 5300 метров 567 км/ч
время набора высоты 3050 метров 4,2 мин
практический потолок 10 520 м
дальность полета 1880 км
Количество изготовленных: 1 экз.
[1] у первоначального варианта прототипа палубного истребителя Grumman XF5F-1 Skyrocket вес пустого самолета составлял 3180 кг, максимальная скорость – 540 км/ч, практический потолок – 10 980 метров
источник: Václav Němeček «GRUMMAN XF5F-1 SKYROCKET» // Letectvi+Kosmonautika 21/1999, стр. 43/1399. Чертёж — Martin Salajka