Опытный палубный истребитель Curtiss-Wright XF14C. США
30 июня 1941 года военно-морские силы США, готовясь к будущим воздушным боям, заказали прототипы палубного истребителя Grumman F6F Hellcat и тяжёлого истребителя Grumman F7F Tigercat. Если Hellcat должен был заменить своего предшественника F4F Wildcat и противостоять японскому палубному истребителю Mitsubishi A6M Zero, то Tigercat должен был превзойти все остальные истребители по летным характеристикам и огневой мощи. Истребители Hellcat и Tigercat верой и правдой прослужили в течение многих лет. Также 30 июня 1941 года управление аэронавтики ВМС США заказали два прототипа Curtiss XF14C.
С 1939 года ВМС США поддерживали разработку 24-цилиндрового рядного Н-образного двигателя жидкостного охлаждения Lycoming XH-2470, который согласно расчетам должен был развивать мощность 2300 л.с. (1715 кВт). Поддержка американским флотом разработки двигателя XH-2470 была необычной, поскольку в течение долгого времени самолеты ВМС США оснащались исключительно радиальными двигателями с воздушным охлаждением. Кроме того, управление аэронавтики ВМС не имело заявок на двигатель до тех пор, пока компания Curtiss-Wright не предложила оснащенный этим авиамотором истребитель XF14C с высокими летными характеристиками.
Истребитель Curtiss-Wright XF14C был разработан на головном предприятии компании в Буффало, штат Нью-Йорк. Два заказанных прототипа XF14C-1 получили от управления аэронавтики номера BuNo 03183 и BuNo 03184. Большинство источников утверждают, что XF14C-1 должен был оснащаться двигателем XH-2470-4. Согласно документации компании Lycoming версия XH-2470-4 должна была оснащаться соосными винтами противоположного вращения. Однако некоторые источники утверждают, что XF14C-1 имел одиночны винт диаметром 14 футов 2 дюйма (4,32 м). Одиночный винт вращал вариант XH-2470-2, но нет никаких источников, конкретно указывающих, что данный двигатель устанавливался на XF14C-1.
Независимо от конкретной модели двигателя и пропеллеров, XF14C-1 был цельнометаллическим самолетом обычной компоновки с низкорасположенным крылом и стандартным шасси с хвостовой стойкой. Шасси, включая и хвостовую стойку, было убирающимся, а основные стойки имели широкую колею. Тормозной гак выступал из крайней задней части фюзеляжа. Внешние консоли крыла имели угол поперечного V равный 7,5 градусов и были складывающимися для удобства хранения в ангаре авианосца. Средства механизации крыла состояли из закрылков, размещенных на задних кромках неподвижного центроплана и внутренних частей складывающихся консолей, и элеронов, установленных на задних кромках внешних частей складывающихся консолей. Вооружение самолета было установлено у законцовок центроплана крыла. Первоначально вооружение должно было состоять из шести 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулеметов, но позднее было заменено на четыре 20-мм пушки с боезапасом по 166 снарядов на ствол.
XF14C-1 имел размах крыла 46 футов (14,02 м), длину 38 футов 4 дюйма (11,68 м) и высоту 14 футов 6 дюймов (4,42 м). Со сложенными консолями размах крыла самолета составлял 22 фута 6 дюймов (6,89 м). XF14C-1 имел расчетную скорость 344 миль в час (554 км/ч) на высоте 3500 футов (1067 м) и 374 миль в час (602 км/ч) на высоте 17 000 футов (5182 м). Его начальная скорость набора высоты составляла 2810 футов в минуту (14,3 м/с), а практический потолок – 30500 футов (9296 м). Самолет имел массу пустого 9868 фунтов (4476 кг), взлетную массу 12691 фунт (5757 кг) и максимальную массу 13868 фунтов (6290 кг). Дальность полета XF14C-1 при скорости 176 миль в час (283 км/ч) составляла 1080 миль (1738 км), внутренний запас топлива – 230 амер. галлонов (192 имп. галлона; 871 л). С двумя сбрасываемыми баками емкостью 75 амер. галлонов (62 имп. галлона; 284 л) дальность полета при скорости 164 миль в час (264 км) увеличилась до 1520 миль (2446 км).
Испытания в аэродинамической трубе, проведенные военно-морским флотом в октябре 1942 года, показали, что представленные компанией Curtiss технические характеристики XF14C-1 являются оптимистичными, но работы по программе продолжили продвигаться вперед. Планер первого прототипа (BuNo 03183) был в основном изготовлен к сентябрю 1943 года, однако задержки с доводкой авиамотора XH-2470 оставили XF14C-1 без двигателя. Задержка двигателя дает некоторое доверие к запланированной для установки на XF14C-1 версии двигателя XH-2470 с соосными винтами противоположного вращения. Двигатель XH-2470 с одиночным винтом прошел испытания ВМС США в апреле 1941 года. Кроме того, прототип армейского истребителя Vultee XP-54, оснащенный двигателем XH-2470 с одиночным пропеллером, совершил свой первый полет 15 января 1943 года. При наличии двигателя XH-2470 с одиночным винтом для ВВС армии США представляется вероятным получение компанией Curtiss данной силовой установки в случае её необходимости для прототипа XF14C-1. Впоследствии американские ВМС отказались от участия в программе двигателя XH-2470, и в декабре 1943 года работы по истребителю XF14C-1 был прекращены.
Руководство компании Curtiss и командование ВМС США договорились о продолжении программы XF14C с заменой авиамотора Lycoming XH-2470 на экспериментальный двигатель Wright XR-3350-16, который был оснащен турбокомпрессором и вращал соосные винты противоположного вращения. 18-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения, развивавший на высоте 32000 футов (9754 м) мощность 2250 л.с. (1678 кВт), предлагал более высокий практический потолок, чем XH-2470. Это заинтересовало командование ВМС США, поскольку оно рассматривали возможность разработки высотного перехватчика. С новым двигателем самолет компании Curtiss получил обозначение XF14C-2 и был переведен на роль высотного истребителя. Отмена XF14C-1 привела к прекращению всех работ над вторым прототипом BuNo 03184, который так и не был построен.
Прототип BuNo 03183, получивший обозначение XF14C-2, был модифицирован под установку нового двигателя XR-3350-16 и двух трехлопастных соосных воздушных винтов противоположного вращения компании Curtiss Electric диаметром 12 футов 10 дюймов (3,91 м). Под двигателем в нижней части капота был расположен воздухозаборник турбокомпрессора. Сам турбокомпрессор был расположен непосредственно за двигателем в корпусе, который отходил назад от нижней части обтекателя. Большая выхлопная труба турбонагнетателя проходила под самолетом за основными стойками шасси. Маслорадиаторы были размещены в корневых частях крыла опытного истребителя XF14C-2.
Curtiss XF14C-2 имел такой же размах крыла, что и XF14C-1 – 46 футов (14,02 м), но был короче и ниже – 37 футов 9 дюймов (11,51 м) и 12 футов 4 дюйма (3,76 м) соответственно. Самолет имел расчетную скорость 317 миль в час (510 км/ч) на уровне моря и 424 мили в час (682 км/ч) на высоте 32000 футов (9754 м). Начальная скорость набора высоты XF14C-2 составляла 2700 футов в минуту (13,7 м/с), а практический потолок – 39500 футов (12040 м). Масса пустого самолета составляла 10582 фунта (4800 кг), взлетная масса – 13405 фунтов (6080 кг) и максимальная масса – 14950 фунтов (6781 кг). При крейсерской скорости 172 миль в час (277 км/ч) и внутреннем запасе топлива 230 амер. галлонах (192 имп. галлона; 871 л) XF14C-2 имел дальность полета 950 миль (1529 км), с двумя сбрасываемыми баками емкостью 75 амер. галлонов (62 имп. галлона; 284 л) дальность полета увеличивалась до 1355 миль (2181 км).
Свой первый полет XF14C-2 совершил в июле 1944 года и передан ВМС США 2 сентября 1944 года. Испытания быстро показали, что самолет не соответствовал ожидаемым характеристикам и не имел никаких преимуществ по сравнению с уже находящимися на вооружении истребителями. На уровне моря самолет разогнался только до скорости 300 миль в час (483 км/ч), а на высоте 32000 футов (9754 м) – только до 398 миль в час (641 км/ч). Комбинация двигателя и пропеллера также вызвала сильные вибрации во всем планере самолета. В связи с недостаточными летными характеристиками XF14C-2, отсутствием острой необходимости в высотном истребителе и того факта, что двигатели R-3350 шли на более приоритетные программы дальних бомбардировщиков Boeing B-29 Superfortress и Convair B-32 Dominator, управление аэронавтики ВМС США закрыло программу XF14C-2. Планер прототипа XF14C-2 – последнего истребителя компании Curtiss, оснащенного поршневым двигателем, – был отправлен на слом.
В заключение следует сказать, что компания Curtiss предложила проект XF14C-3 – полноценного высотного истребителя, который должен был получить герметичную кабину пилота и должен был действовать на высотах до 40000 футов (12192 м). Проектные работы по XF14C-3 велись на средства ВМС США до начала 1945 года, но самолет изготовлен не был.
Источники:
-
-
- Curtiss Fighter Aircraft by Francis H. Dean and Dan Hegedorn (2007)
- US Experimental & Prototype Aircraft Projects: Fighters 1939-1945 by Bill Norton (2008)
- American Secret Projects 1 by Tony Buttler and Alan Griffith (2015)
- To Join with the Eagles by Murry Rubenstein and Richard M. Goldman (1974)
- The American Fighter by Enzo Angelucci and Peter Bowers (1987)
-
источник: https://oldmachinepress.com/2020/02/20/curtiss-xf14c-carrier-based-fighter/