Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

1

 

1 января 1938 года бюро аэронавтики выпустило спецификацию на новый легкий палубный истребитель, который должен был заменить устаревшие бипланы, состоявшие на вооружении ВМС США. Несколько американских авиастроительных компаний представили свои проекты, среди которых были Vought-Sikorsky Model V-166B, двухмоторный Grumman Model G-34 и Bell Model 5.

8 ноября 1938 года компания Bell получила контракт (No.63629) на постройку одного прототипа, которому было присвоено официальное обозначение XFL-1 Airabonita. Хотя этот самолет являлся оморяченным вариантом разрабатывавшегося для Авиакорпуса Армии США (United States Army Air Corps; USAAC) истребителя P-39, он во многом отличался от своего сухопутного собрата.

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Схема опытного палубного истребителя Bell Model 5 XFL-1 Airabonita

Силовая установка Model 5 состояла из одного 1150-сильного двигателя жидкостного охлаждения Allison XV-1710-6, вращавшего трехлопастный винт Curtiss диаметром 10 футов 4,5 дюйма (3,16 м). Двигатель был установлен за кабиной пилота, а его радиаторы были размещены подк крылом. Для США Airabonita был первым морским истребителем, оснащенным двигателем жидкостного охлаждения.

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Вид сбоку опытного палубного истребителя Bell Model 5 XFL-1 Airabonita; на данном снимке хорошо видны подкрыльевые радиаторы и тормозной гак (Bell)

Для действий с авианосцев конструкция самолета была усилена. Размах крыла, длина хорды и угол поперечного V были больше, чем у P-39, но фюзеляж XFL-1 был короче. Чтобы уменьшить скорость сваливания, закрылки были увеличены и сделаны трехсекционными (центральная секция находилась под фюзеляжем, а две крайние находились на нижних поверхностях консолей).

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita во время малоскоростного захода на посадку с отклоненными трехсекционными закрылками (Bell)

Вертикальное оперение опытного палубного истребителя Airabonita также отличалось от оперения P-39, поскольку было изменено для сохранения продольной устойчивости на больших углах атаки. В отличие от своего армейского аналога, XFL-1 имел обычное шасси с хвостовым колесом и дополнительно был оснащен тормозным гаком. Основные стойки шасси были смещены вперед и прикреплены к переднему лонжерону крыла.

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Обычное шасси с хвостовым колесом было одним из отличий опытного палубного истребителя XFL-1 Airabonita от XP-39 (Bell)

Для улучшения обзора во время выполнения взлета и посадки – очень важное требование для палубного самолета – кабина пилота была приподнята вверх. В конструкции кабины были сохранены двери автомобильного типа. Также для облегчения посадки на палубу авианосца в нижней части фюзеляжа непосредственно перед корневыми частями крыла находилось небольшое окошко.

Для Model 5 предусматривалось вооружение из установленных в носу фюзеляжа двух синхронизированных 0,3-дюймовых (7,62 мм) пулеметов и стрелявшей сквозь втулку винта 37-мм пушки, которую можно было заменить 0,5-дюймовым (12,7 мм) пулеметом. Однако эти варианты вооружения никогда не устанавливались.

Прототип (номер бюро аэронавтики 1588) совершил свой первый полет 13 мая 1940 года, но последовавшие затем испытания затянулись. Причинами этому были проблемы с двигателем Allison и с балансировкой (в компании Bell предлагали установить балласт в носу самолета, но в ВМС США не приняли этого предложения). Проблемы, возникавшие в ходе проведения испытаний, привели к задержке поставки XFL-1 флоту США. Официальные испытания начались в июле 1940 года, но из-за проблем с шасси самолет не мог быть сертифицирован для эксплуатации с авианосцев.

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita с модифицированным надфюзеляжным воздухозаборником; 16 июля 1940 года (Bell)

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita. США

Опытный палубный истребитель Bell Model 5 XFL-1 Airabonita в полете; снимок сделан 19 июля 1940 года во время начальных испытаний (Bell)

В декабре 1940 года прототип был возвращен компании Bell для внесения изменений в конструкцию, а в феврале 1941 года командование ВМС США приняло решение не заказывать серийное производство истребителей Airabonita. Программа была закрыта, и командование американского флота выбрано его конкурента – самолет компании Vought, который в конечном итоге привел к знаменитому F4U Corsair.

В феврале 1942 года несчастливый XFL-1 был передан в подразделение авиационного вооружения (Aircraft Armament Unit) для проведения испытаний зенитной артиллерии, где впоследствии был уничтожен. Вплоть до середины 1960-х годов остатки этого самолета все еще находились на свалке испытательного центра авиации ВМС США Патаксент Ривер (Patuxent River Naval Air Test Center).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bell Model 5 XFL-1 Airabonita

Назначение: палубный истребитель

Статус: опытный

Компания-производитель: Bell Aircraft Corporation, Буффало, штат Нью-Йорк

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Allison XV-1710-6, развивавший мощность 1150 л.с. и вращавший трехлопастный винт Curtiss диаметром 10 футов 4,5 дюйма (3,16 м)

Размеры:

размах крыла 35 футов (10,67 м)
длина 29 футов 9,5 дюймов (9,07 м)
высота 12 футов 9,5 дюймов (3,90 м)
площадь крыла 232 кв. фута (21,55 м²)

Вес:

пустого 5166 фунтов (2338 кг)
с полной нагрузкой 6651 фунт (3013 кг)
максимальный 7212 фунта (3267 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость
     на уровне моря 307 миль в час (494 км/ч)
     на высоте 10 000 футов (3050 м) 336 миль в час (540 км/ч)
     на высоте 20 000 футов (6100 м) 322 миль в час (518 км/ч)
крейсерская скорость 160 миль в час (277 км/ч)
посадочная скорость 72 миль в час (116 км/ч)
начальная скороподъемность 2630 футов в минуту (13,36 м/с)
время набора высоты
     10 000 футов (3050 м) 3,75 мин
     20 000 футов (6100 м) 9,2 мин
дальность полета
     нормальная 965 миль (1550 км)
     максимальная 1072 миль (1725 км)
продолжительность полета
     при мощности 60% от максимальной 4,9 часа
     при максимальной мощности 1,2 часа
практический потолок 30 900 футов (9420 м)

Количество изготовленных: 1 экз.


источник: A. J. Pelletier «Bell Aircraft since 1935»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account